Татьяна Садовникова: Я всё думала, каким образом капитализм влияет на мою жизнь. Все его влияния, которые я находила, оказывались положительными. Я имею возможность работать столько, сколько хочу, хоть 24 часа в сутки, и каждый час будет оплачен. Я спокойно хожу в храм. Я имею возможность идти не к участковому врачу, а к тому, который мне внушает доверие. Пусть за деньги. Я уже молчу про обилие продуктов и одежды на прилавках магазинов. И даже зарплата, которую я получаю, полностью состоит из спонсорских денег, которые он, спонсор, смог заработать благодаря опять же капитализму. И я всё думала: ну разве это плохо? А на днях отправила по e-mail в копи-центр заказ на печать открыток на кальке. Звоню менеджеру. - «Ваш заказ принят, стоит 400 рублей. Печатать будем через три дня. Но вы обязательно позвоните. Вдруг нам поступит заказ на миллион рублей, тогда мы ваш заказ отодвинем!» Да, думаю, вот он - капитализм.
А еще недавно я заболела, не пошла на работу. Шлю СМС одному хорошо знакомому: «Прошу сугубых молитв. Заболела». Минут через 10 в ответ получаю такую СМС: «+». И всё!!! Конечно, хорошо зная человека и его отношение ко мне, я в этом плюсике прочитала: «Хорошо, обязательно помолюсь, и именно сугубо, как ты просила. Как жаль, что ты заболела. Поправляйся скорее, ты нам очень нужна!» Я понимаю, что это не тот случай, когда человек пожалел на меня время, потому что это время - деньги, но всё-таки я была как-то не готова получить в ответ на свою просьбу простой голый плюсик!
Артем Ермаков: Это лишний раз подтверждает, что капиталистическое отношение к жизни не совместимо именно с русским национальным или, если угодно, цивилизационным кодом. Я думаю, дело тут даже не в скупом отношении к сочувственным словам, которое в общем-то свойственно североевропейским протестантским народам. Южные народы с их словоохотливостью прекрасно вписываются в рынок, - они могут заболтать любого покупателя. А русским одинаково плохо и от такой рекламной болтовни, и от ростовщического молчания. Мы не хотим и не умеем переводить наши слова и эмоции в «валюту общения», эквивалентно оценивать свое время, свою жизнь, свою душу. А если кто-то умеет, то его, в лучшем случае, можно только пожалеть. Но когда вокруг господствует рыночная логика, то это ему впору нас жалеть. Мы ведь не можем элементарно оценить стоимость окружающего мира и самих себя. А это значит, что в любой более-менее сложной и долгосрочной сделке нас будут обманывать, как это и происходит.
Выходов здесь несколько. Можно стать как те, кто с нами умело торгуется. Это многие попробовали в девяностых. И не преуспели. За редким исключением. Можно закрыться и никому не доверять: мол, всё равно обманут. Это мы делали в нулевых и растеряли последних друзей. А можно взбунтоваться, как нам сейчас советуют. Но это ведь уже было в начале ХХ века, когда под раздачу попали и правые, и виноватые, а мерзавцы при этом никуда не делись. А можно, наверное, жить, вообще не рассчитывая на выгоду в рамках этой системы всеобщей торговли всем. Платить радушием за холодность, добром за зло… Причем регулярно. Кто-то назовет такой подход маргинальным или юродивым, но мы же - христиане, в конце концов.
Василий Пичугин: Поэтому, с одной стороны, совершенно правы те, кто говорят, что социализм и капитализм - это звенья одной цепи, с другой стороны, правы и те, кто утверждает: социализм - главный оппонент современного капитализма в том случае, если он христианский.
Татьяна Садовникова: Но ведь капитализм - это вообще не идеология, а просто определенная экономическая система?
Василий Пичугин: Да, но на рождение этой системы повлияли в том числе и религиозные факторы, да и сама капиталистическая система породила определенную идеологию. О духе капитализма, о тех религиях, которые повлияли на его рождение, написано предостаточно. В известной работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» показывается взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма» и утверждается, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Оппонент Вебера Зомбарт изображает, как на зарождение капиталистического духа повлияли католицизм и иудаизм. И мы видим, что капитализм сам по себе в воздухе не висит, а имеет под собой духовные основания, в частности этику кальвинизма. Грех заработать доллар там, где можно заработать два. Вы никогда в православии с этим не встречались?
читайте далее на сайте журнала "Наследник"