Изучение сказок Михаила Салтыкова-Щедрина в школах должно быть поставлено под особый контроль, поскольку они представляют потенциальную опасность для детей. Такое заявление сделал "Известиям" председатель комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло, рассказывая о новой концепции школьного курса литературы.
Работу над унифицированным учебником русской литературы Общественная палата ведет по просьбе министра культуры Владимира Мединского. Новая концепция преподавания этого предмета призвана "ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи". Для достижения этой задачи, утверждают авторы концепции, необходимо помогать школьникам в "правильном" понимании опасных для них текстов, а ряд произведений вовсе исключить из программы.
Помимо сказок Щедрина к числу потенциально опасных текстов Общественная палата отнесла критические статьи Виссариона Белинского, гражданскую лирику Николая Некрасова, "Грозу" Александра Островского, "Отцов и детей" Ивана Тургенева. Изучение творчества этих авторов, по словам Пожигайло, нужно поставить под особый контроль. "Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения", - рассказал он.
Опасность некоторых из названных текстов Пожигайло видит в том, что их персонажи могут быть восприняты подростками как образцы для подражания. Поэтому учителям вменят в обязанность разъяснять, какое поведение героев правильное, а какое нет. В качестве примера такого разъяснения Пожигайло привел противопоставление Катерины из "Грозы" Татьяне из пушкинского "Евгения Онегина". "С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой - мудрое преодоление страсти", - заметил он.
Ряд произведений Общественная палата и считает необходимым вовсе исключить из школьного курса. В числе этих текстов - "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. "Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, - она ведет к трагедии", - заявил Пожигайло....
источникЗнаю, что сейчас все налетят на Пожигайло, поэтому заранее его поддерживаю.
Лично я испытываю глубокую неприязнь к текстам Салтыкова-"Щедрина" с 13 лет. С того самого иркутского лета, когда я купил в "Букинисте" "Историю одного города" (обязательное чтение на лето) и, сидя в тени акаций, пытался понять, что такого ужасного мой народ сделал этому человеку, что он так обезобразил его историю! И что, вообще, на свете (кроме своих фантастических иллюзий) способен любить этот тролль?!
Карамзина я прочитаю только через 2 года. Монархистом стану - через 3. Крещение - приму через 4. Так что именно встреча с книгой Щедрина стала для меня одной из ранних развилок жизненного выбора. Глядя на его ненависть к русской жизни, я постепенно понял, что в ней действительно стоит защищать, беречь и любить.
Прежде чем понять это, пришлось серьезно отравиться Щедриным, и потом долго его, извините, выблевывать. Поэтому я завидую менее ответственным одноклассникам, которые, вообще, его не прочли. И очень сочувствую тем, у кого процесс отравления зашел слишком далеко. И благословляю тех, кто уберет эту отраву подальше от детей. Хотя бы до совершеннолетия.