Мимо ночных башен площади нас мчат

Feb 21, 2013 17:50

Глобализация и трансформация общественных пространств


Глобализация - ,объектив­ный процесс. В том числе, его можно определить и как процесс «виртуализации» человека, его от­чуждения от окружающего про­странства. Это в каком-то смысле неизбежно. Уже христианство и другие мировые религии способ­ствовали такому отчуждению, когда увели ритуальные обще­ственные действия с открытых площадок в помещения.
В тради­ционном обществе общественные пространства возникали почти стихийно и порождались, прежде всего, храмом и рынком. Иногда они совмещались, иногда конку­рировали. Однако их главной за­дачей было удовлетворение естественных потребностей чело­века: потребность в обмене са­мого разного уровня, от торгового до социального, включая полити­ческий обмен мнениями (отсюда возникли сход или вече); а также потребность в религиозном ри­туале.
Большое значение имели и такие пространства как двор и улица. Но они являлись промежу­точными территориями, их нельзя было считать полноценными об­щественными пространствами. Двор и улица играли большую роль в жизни людей, так как в средневековье роль дома была весьма незначительна. Он являлся убежищем, хранилищем, местом приема пищи, но не более того. Внутри дома было темно, холодно, в него вмещалось мало народа. Стоит отметить, что Россия как цивилизация максимально расши­рила пространство дома в связи с затяжным холодным сезоном.

Влияние глобализации на хра­мовые или рыночные площади, не нуждавшиеся до того в специ­альной организации и планировке, усиливается в эпоху Возрождения, и особенно в Новое время. В этот период модернизирующееся госу­дарство проводит особую поли­тику в области пространства, которую можно выразить в трех принципах.
Во-первых, это рацио­нализация пространства.
Во-вто­рых, усиление демонстративной функции пространства.
И, нако­нец, его виртуализация.
Эти три принципа пытались применять еще в городах поздней Римской империи. Однако тогда проект не увенчался успехом, общество, даже европейское, вернулось к традиционной пространственной структуре. Но, начиная с XV века (а в России с XVIII века) давление этих принципов только усилива­ется.

Соответственно, появляются те огромные площади, об утрате которых мы сейчас начинаем со­жалеть. Надо сразу заметить, что эти площади, как правило, пусты. Они символизируют величие вла­сти и мощь государства, но они же подчеркивают отчуждение про­странства от человека.
Пустота площадей в России до сих пор (в Европе этот период уже, навер­ное, прошел) является баромет­ром нормального состояния государства Модерна. Если пло­щадь заполнена народом, и он не желает с нее расходиться, значит, в государстве что-то не так. При этом площади необходимы, прежде всего, для государствен­ных церемоний парадного харак­тера, лишний раз подчеркивающих контроль госу­дарства, его мощь, отчужденную от граждан. Интересен тот факт, что парад подразумевает движе­ние - на площади во время торже­ства нельзя останавливаться. Вспомним официально организо­ванные советские демонстрации - этот своеобразный парад воору­женного идеей народа. Если кто- то остается на площади, то это недоработка, а то и катастрофа.
Таким образом, государство отни­мает у площади религиозную функцию, которая остается лишь у небольших прихрамовых площа­док, да и то не всегда. Постепенно площадь теряет и рыночные функ­ции, хотя этот процесс идет мед­леннее. Торговля перемещается в специализированные помещения, отчуждается от непосредственных товаропроизводителей и, нако­нец, виртуализуется.

Отдельно хочется сказать о пространствах досуга. У людей средневековья досуга не было. Если какое-то время освобожда­лось от трудовой деятельности, оно посвящалось религиозному действию. Позже пространства для свободного времяпровожде­ния стали возникать либо за счет демократизации, допуска населе­ния в частные сады и парки, кото­рые для этого изначально не предусматривались, либо за счет создания таких зон государством демонстративно. Россия осо­бенно преуспела в последнем, разбивая парки большей частью для демонстрации своей «цивили­зованности», чем для нужд реаль­ных местных жителей. Поэтому в этих зонах до начала XX века тол­ком никто и не гулял.
В XX веке ко­личество парков резко возросло, большей частью за счет кладбищ. В каком-то смысле можно сказать, что живые экспроприировали» места отдыха у мертвых.

Стихийная застройка обще­ственных зон, которую мы сейчас наблюдаем, отражает не только аппетиты бизнеса и коррупцию власти, но и вековое отчуждение местного населения от этих зон, которое длится гораздо дольше, чем советский период. Этим от­чуждением объясняется и вечный мусор в общественных местах - население не ощущает того, что эти пространства организованы им самим и для себя же. Люди могут активно ими пользоваться, но относятся к ним, как правило, потребительски. Ругать его беспо­лезно, так как это уже вековая тра­диция.
Такая ситуация усугубляется и другими россий­скими проблемами: сезонной, т.е. прерывистой публичностью, под­черкнутой тотальностью всех пуб­личных мероприятий, которые по этой причине отчуждают даже многих своих участников. Важно помнить и о прерывании многих общественных традиций. Плани­ровочный произвол XX века: де­монтаж храмовых площадей, уничтожение рынков, - эти про­цессы до сих пор продолжаются. Как только люди начинают сти­хийно собираться для обмена то­варами, власти тут же с этим естественным проявлением пуб­личности борются, причем как в советские, так и в постсоветские времена.

Продолжает усиливаться и виртуализация общественного пространства. Интернет - враг публичных площадок. Их, навер­ное, можно «подружить», но по­добных механизмов в России пока не создано.
Общество закрыто и для туризма, ставшего распро­страненным явлением в период глобализации. Когда местное на­селение не заполняет обществен­ные территории,туда приглашаются чужие люди. Но в российском пространстве они чувствуют себя неуютно и оди­ноко, потому что здесь туристы никому не нужны. Они могут полю­боваться на остатки прежней рос­коши, но население совершенно не расположено путешественни­ков принимать. Это даже большая проблема российского туризма, чем неразвитость инфраструк­туры.
Мы видим, что модернист­ское государство переросло в государство постмодерна, кото­рое не знает иного способа под­держания публичности, кроме коммерческого. Все иные публич­ные празднования - это архаиче­ские остатки модерна, они будут постепенно исчезать.

Поэтому мало только планиро­вать и выделять общественные пространства, надо актуализиро­вать их для людей уже в процессе планирования, а не оставлять это на потом. Соответствующие зоны необходимо размещать вокруг су­ществующих объектов (тех же хра­мов) и сообществ, которые могут вдохнуть в них жизнь.
Иначе, даже если все предлагаемые здесь про­екты удадутся, новые простран­ства не будут заполнены теми, для кого они были созданы. Глобализационные и виртуализационные процессы эту публичность просто «съедят» и не заметят.

из выступления на международной конференции
«Модернизация го­родской среды. Формирование системы общественно-рекреа­ционных пространств в городе»
Иркутск, 15 ноября 2012 г.

народная тема, государственная мысль, история, иркутская жизнь, общество спектакля, красота!, глобализм на марше, мои тексты, полицейское государство

Previous post Next post
Up