Еще пара мыслей по поводу "Анны Карениной", уже не имеющих прямого отношения
к фильму.
1) Если сравнивать состояние общества, описанного Толстым в "Войне и мире" и "каренинское общество" нельзя не поразиться обессмысленности последнего. Т.е. страсти кипят и там, и там, но во второй половине века это такое бесцельное, ленивое кипение. Там, где герои "Войны" идут на преступление, их внуки готовы довольствоваться мелкой интрижкой. Исключением является, собственно, сама Анна. Она, как Алиса в стране чудес, не помещается в комнате. Понятно, что Толстой романтизировал прошлое. Но дело не только в этом.
Перед нами поколение побежденных. И дело сейчас не в конкретных военно-политических итогах Крымской войны. В конце концов, многие битвы наполеоновской эпохи были для русских не очень успешны. Даже по поводу Бородина есть сомнения. Но русское общество не желало с этим мириться. Отказывалось признавать "реальность" поражений. И в конце концов, переломило ситуацию. Естественно, что этот оптимизм и максимализм отражался и в личных взаимоотношениях. А вот "каренинское" общество не только легко признало себя побежденным, но и максимально преувеличило масштабы своего поражения. К моменту действия романа после окончания Крымской войны прошло около 20 лет. Общество, кажется, должно оправиться. И мы, действительно, видим подготовку к реваншу на Балканах. Но это осторожный локальный реванш. Вызов бросается только туркам. О том, чтобы вызвать англичан или хоть побежденных французов даже и речи нет. "Мы же цивилизованные люди"... Анна во всем этом, конечно, не разбирается и вряд ли понимает, но она всей душой ощущает боязливую придавленность мужчин вокруг. И не может с ней примириться.
По личным качествам Алексей Вронский - конечно, не такой негодяй, как Анатоль Курагин, но вот парадокс, и жизнелюбия, и героизма в нем гораздо меньше. То же и с остальными. Безухов крупнее и значительней Левина. Между Болконским и Карениным, вообще, пропасть (хотя это герои одного порядка и темперамента). А ведущим мужским типом "каренинских времен", вообще, становится Стива Облонский.
2) Трагедию Анны можно рассматривать и как грозное пророчество о судьбе самой России. Старый нелюбимый законный муж - это забюрокраченная монархия. Вронский - военно-либеральная "партия февраля", умеющая соблазнить, но слишком слабая, чтобы удержать в руках.
И тогда... она бросилась под революционный бронепоезд(