рок к небу?

Jul 22, 2012 18:55

Нашел свой старый пост 2008 года, который почему-то не попал в мой ЖЖ.

Прочел, решил перепостить, поделиться)

Оригинал взят у zamglavred в рок к небу?
Набрел пару дней назад на развале на диск с фильмом "Стена" (1982).
Тем самым, который сэр Алан Паркер снял вместе с "Пинк Флойдом":
где безликие дети идут по конвейеру и падают в мясорубку....

Для тех, кто не смотрел и не слышал (неужели такие есть?), но кому интересно, о чем там речь: сюда и сюда.
Хотя очень доверяться этим "либретто" не стоит, прочитав их сегодня, я был очень удивлен некоторыми трактовками сюжета.
Для молодых людей, наверное, будет новостью, что в позднесоветское время такие фильмы показывали по центральным каналам ТВ (а других каналов просто не было). Я годах в 90-92 раза 2 посмотрел его именно по телевизору.
Надо признаться, повлияло глубоко. И нельзя сказать, чтобы очень уж в плохую сторону.
Так, например, мне резко перестало хотеться "свалить за бугор". Не то, чтобы до этого я так уж страстно туда рвался. Но в конце 80-х слова "Запад" и "рай" в столичной молодежной среде были почти синонимами. Так вот, это кино тогда, как-то резко развернуло меня против течения. "Потребительский бум" опять же,.. Очень благодарен этому и еще нескольким фильмам, которые в эпоху тотального дефицита доходчиво показали подростку, что никакие крутые вещи не заполнят душевной пустоты. Напротив, могут усугубить.
Еще одна очень полезная деталь (хотя вряд ли создатели фильма так уж хотели донести ее до зрителей, по крайней мере, все рецензии здесь прямо расходятся с моими догадками), в "Стене" я впервые увидел, что такое "современный фашизм". Это не более чем стильная игра, публичный эпатаж, спекулирующий на уже затверженных штампах прошлого, ничего по-настоящему серьезного, кроме шутовской саморекламы. Так Господь через Алана Паркера заранее уберег меня, некрещеного тогда, от интереса к скинам, НБП и прочим гламурным мерзостям.
Очень интересно было, кстати, увидеть фашизм с английским лицом. Специфические именно для англосаксов унижения в системе образования. Примерно в то же время я читал "1984" Оруэлла и ощущал, что под видом Океании описывается какое-то "совсем не наше", асолютно иноприродное общество, а вовсе не "сталинский гулаг".

Так вот самое любопытное, что после этого фильма, который мне очень ПОНРАВИЛСЯ, я начал терять интерес к рок-тусовке и даже опасаться ее.
Слишком уж явно было перевоплощение рок-идола в мини-фюрера. Что-то вроде гусеницы и бабочки. И пусть рецензенты твердят, что мол главный герой только "воображает, что он лидер нацистской группировки", фильм-то ясно показывает и причины такого перерождения и его процесс. (Прямо-таки иллюстрация к вновь непопулярной ныне статье Константина Леонтьева "Национальная политика, как орудие всемирной революции". - АЕ-2012) Вся эта культура "бунта против системы", сожжение парт и учебников, битвы с полицией, упоение "протестной музыкой" - именно это, в конце концов, и порождает квазифашизм. Причем порождает именно в колыбели либеральной цивилизации, на родине Черчилля и Битлз. И от всей этой мясорубки стоит держаться подальше. Бога искать, например.

Не уверен, что Алан Паркер и Роджер Уотерс прогнозировали подобную реакцию, но, в ощем, то, что они сотворили, безусловно, заслуживает звания "произведение искусства". Подлинно художественная вещь. Живет своей жизнью, учит не тому, что хотел сказать автор.
Пересмотрел и подтверждаю: да, это культура! Такой рок, со всеми его издержками, кого-то куда-то может вести, может задавать вопросы, может (пусть от противного) формировать взгляд на мир.
Но господа рок-миссионеры, где вы сегодня найдете ТАКОЙ рок?!
И в России, и на Западе одно унылое (хотя местами и виртуозное) эпигонство. Никакой оригинальности, никаких творческих мук (т.е. люди, может, и мучаются, но скорее тем, что сотворить ничего не могут). Да, это профессионалы (лучше играют, чем в 60-х, не говоря уж об инструментах). Но причем тут культура, пусть и тернистым путем ведущая к истинному Творцу? Перед нами давно уже не мистерия жизни и смерти, а всего лишь разновидность развлекательной индустрии, где вместо крови "клюквенный сок".

Вывод: если уж работать, то с живой, творчески развивающейся культурой, а рок... В этом есть что-то не то...

музы`ка полковая, заметки зрителя, неоклассика, коварный альбион, общество спектакля, мысли вслух, вспомнилось, сумерки гуманизма

Previous post Next post
Up