сам недавно нашелzamglavredJuly 7 2012, 06:37:32 UTC
оценил, так сказать, как своеобразный "ответ Тютчеву"
Хотя, с другой стороны, понятно, чего это так Тютчев раздухарился тогда. Т.е. его эпитафия, скорее всего, ответ на эти стихи Майкова, о которых знали многие современники. Но, что характерно, оба стиха не опубликованы при жизни авторов (у Тютчева даже авторство точно не подтверждено), но эпиграмме-эпитафии суждена долгая публичная жизнь, а это "затерялось".
Но у меня всегда было (особенно от первой строчки) впечатление диалога-спора не с самим героем, а с кем-то, кто утверждает о нем обратное (мол, служил Богу и России!). И теперь стало понятно - с кем спор.
И вот здесь тоже явное возражение: "и первый труженик народа своего" - "и все дела твои, и добрые и злые.."
Ну, "человечность" царя - спорный комплимент. У Майкова к этому явно тяготение. Конфликт чувства и долга - в пользу чувства на данном фоне... эээ... как-то не по-царски, что ли...
Re: как-то не по-царскиzamglavredJuly 7 2012, 07:50:57 UTC
Интересно, что субъективное отношение Николая I к идее торжества должного над личным порой выглядело более чем сложным. «Странная моя судьба, - писал он. - Мне говорят, что я - один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все - то есть все, что позволительно, - должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться
( ... )
Re: как-то не по-царскиznichk_aJuly 7 2012, 08:08:40 UTC
эта "драма" - каждого человека))) Одно дело сам себе переживать - и другое прилюдно драматизировать в самолюбовании, а да еще так в поздравительных эпистолах! Типа - посмотрите, какой у меня (у царя) мазохизм романтический) Ах, бедный несчастный))) Гордыня это, и да - с Павла началась.
Re: как-то не по-царскиzina_korzinaJuly 7 2012, 13:36:04 UTC
Долг - это главное. Умри, но сделай. Увы, сейчас эпоха потакания слабостям, когда слабые люди имеют статус "непонятых", "иных" и т.д. Вот если бы ВСЕХ воспитывали через непременность ДОЛГА, а не потакания желаниям путём бесконечного сюсюкания, "любви" и жаления (смотрите, эти слова - желание/жаление очень похожи, хотя не имеют общего корня!) Лучше уж мучиться, исполняя долг. Но это сильным. Слабые любят сладкое. Им не до того.
Reply
Хотя, с другой стороны, понятно, чего это так Тютчев раздухарился тогда. Т.е. его эпитафия, скорее всего, ответ на эти стихи Майкова, о которых знали многие современники.
Но, что характерно, оба стиха не опубликованы при жизни авторов (у Тютчева даже авторство точно не подтверждено), но эпиграмме-эпитафии суждена долгая публичная жизнь, а это "затерялось".
Reply
Reply
И вот здесь тоже явное возражение:
"и первый труженик народа своего" - "и все дела твои, и добрые и злые.."
Reply
Reply
Reply
Одно дело сам себе переживать - и другое прилюдно драматизировать в самолюбовании, а да еще так в поздравительных эпистолах! Типа - посмотрите, какой у меня (у царя) мазохизм романтический) Ах, бедный несчастный)))
Гордыня это, и да - с Павла началась.
Reply
И вообще, женщинам не понять)
Reply
Reply
Leave a comment