1 марта - день православной книги
В суете беспокойных дней современности каждый москвич, торопливо подходя к Третьяковским воротам Китай-города, обязательно бросит взгляд на высокую площадку, где стоит привычный взору памятник. Это один из символов города. Нет вокруг уже тенистого сквера возле букинистического магазина "Книжная находка", вплотную подступили современные здания. Но по-прежнему покоем и уверенностью, силой земли русской наполняет он все окружающее пространство. Не хочется торопиться, хочется подняться к нему по лесенке и постоять в тишине.
Иван Федоров. Вот он, этот человек, прославивший в веках свое отечество.
С отпечатанных им «Деяний и Посланий Апостолов» (или «Апостола»), увидевших свет 1 марта 1564 года, началась вполне достоверная книгоиздательская деятельность русского государства.
Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Получился фолиант объемом 267 больших листов. Да и напечатан он был в количестве около 2000 экземпляров.
«Во еже бы ему государю сия первоначальныя учению грамоте книги азбуки произвести печатным тиснением, малым детем в научение и познание божественного Писания и по всей бы своей Велицей России рассеяти аки благое семя в доброплодныя земли яко множится и растет благочестие во всей Его русстей земле и всяк благоверен учится и да навыкает и паки малыя отрочата учатся и вразумляют и аки по лестнице от нижней ступени на вышнюю восходят».
Эти трогательные слова из послесловия Букваря 1637 года, изданного Московским Печатном Двором точно и полно рассказывают о том, зачем понадобилось Московскому Царству книгопечатание, и в чем его своеобразие.
В Европе оно возникло как передовая частная коммерческая инициатива, и целью издателей во многом была прибыль, что определило и облик и ассортимент издаваемых книг. Но в Московии книгопечатание изначально было инициативой государственной, вдохновленной Церковью и целью его было духовное просвещение народа.
Московский печатный Двор - монополист русского книгоиздательства, был государственным учреждением, и в нем на государственные средства издавались по благословению Церкви образцовые духовные книги необходимые для правильного и единообразного богослужения и для народного просвещения.
Государство считало книгоиздательство делом настолько важным, что об издании каждой новой книги выходил указ государя. И каждый государь, несмотря на самые порой тяжелые военные и политические обстояния, как только появлялась возможность, помогал печатать новые книги. Борис Годунов, например, издал первый Служебник, замечательные издания вышли в свет в трудное царствование Василия Шуйского, В Александровской слободе Иван Грозный издал Псалтирь учебник грамоты, молитвы и мысли русского человека.
Тексты старопечатных книг до сих пор остаются памятниками высокого переводческого и редакторского искусства. Внешний облик их был безукоризнен.
Лучшие европейские книгоиздательства той же эпохи - Альда Мануция, Эльзевиров выпускали замечательные книги, но в погоне за рентабельностью облик книг становился все проще и проще. Если издания первопечатника Гутенберга воспроизводили готические рукописи во всем их величии, то альдины (книги издательства Альдов) через несколько десятилетий уже набирались светским римским шрифтом антиква.
Книги съеживались. Из величественного священного сокровища, хранящегося в алтаре храма, сияющего золотом буквиц и миниатюр торжественно выносимого и проникновенно читаемого на службе, книга быстро превратилась в карманную вещицу, доступную по цене среднему классу. К сожалению, доступность книги девальвировала и ее священное содержание, которому уже не столько благоговейно внимали, сколько распоряжались им по собственному усмотрению.
В Москве все было иначе. Московская печатная книга была оформлена не хуже, а лучше современной ей рукописи, и воспроизводила облик книг золотой эпохи русской книгописи времен Дионисия ( рубеж XV-XVI веков). Однако, при высочайшем эстетическом уровне изданий книги были достаточно доступными по цене, быстро расходились, и Печатный Двор оказывался даже в прибыли.
В первый же день продаж бестеллера 1648 года - Книги о Вере разошлось 118 экземпляров, а в течение первых трех месяцев было распродано более 850-ти. Результат неплохой для богословской книги и сегодня.
Большие тиражи издаваемых государством духовных книг, (только за вторую половину семнадцатого века было издано более 300 000 экземпляров букварей и 150 000 Учительных Псалтырей и Часословов, и их доступность, буквари стоили одну копейку, о способствовали широкому распространению грамотности.
По подсчетам дореволюционного историка А.Соболевского, в середине XVII века белое духовенство было абсолютно грамотно, среди монашества число грамотных достигало 75 процентов; дворян: от 65 до 78 процентов, купечества - от 75 до 96 процентов. Среди посадских число грамотных колебалось от 16 до 43, а среди крестьян около 15 процентов. По сравнению с грамотностью в странах тогдашней Европы успехи замечательны. Но самым главным плодом широкого распространения правильных книг стало духовное здоровье народа, умение отличать правду от лжи и добро от зла.
Именно упрочение духовного здоровья и укрепление благочестия и были стратегической целью московского книгоиздательского проекта, в котором Церковь подготавливала тексты необходимых народу книг, а государство обеспечивало их издание и распространение. Книгоиздательский ресурс был невелик, бумагу приходилось закупать за рубежом, и государство сознательно определило приоритет духовных изданий над светскими.
Интересно, что государственный Печатный Двор, прилагавший колоссальные усилия для обеспечения народа духовной пищей, ни разу не издал чего-нибудь для нужд бюрократии (издан был только всеобщий свод законов «Соборное Уложение»). Обошлись и без красивых бланков и без печатных инструкций.
Предстояние перед Богом, Богослужение делом и словом было центром и смыслом жизни
русского человека того времени, даже мыслили люди образами из Псалтири и Евангелия.
Духовное направление государственного книгоиздания свидетельствует о том. что русское государство того времени сознавало - духовное здоровье русских людей- есть главное и основное его достояние. Будет оно все будет, не будет его не будет ничего.
Так поддержание, и обеспечение духовного здоровья людей превратились в важнейшее государственное дело, и не указами и приказами оно поддерживалось, а огромной по тем временам созидательной работой по изданию духовных книг.
http://www.edu.ru/files/bins/53.htmhttp://www.pravenc.ru/text/153609.html