Сегодня речь пойдет о маленькой и малоизвестной улочке, что расположена в так называемом Новом Строении. Эта местность расположенная на левом берегу Лыбеди начала заселяться после 1830-х годов, когда начали отселять жителей с Печерска под строительство Новой крепости. До конца 1952 года улочка Физкультурная носила название Совская, по имени села - предместья Киева. Хотя на тот момент основная часть улицы, выходящая прямо к берегу Лыбеди мало чем отличалась от этой деревушки, и была застроена в основном малоэтажными зданиями. Здесь же в эту реку впадает ручей Клов, крупнейший левый приток Лыбеди, заключенный в коллектор еще в начале ХХ-го века.
Совсем скоро улица получает свое современное название, так как на ней возводятся новые корпуса украинского института физкультуры. Строится планетарий, открывается станция метро "Республиканский стадион", высотное здание для "Автодора" с таким же близнецом у Окружной дороги на Теремках. Кстати, фото этого здания очень любили печатать во всех советских фотоальбомах посвященных Киеву того времени. Сейчас "Автодор" на Теремках заброшен, и туда лазят многочисленные "сталкеры".
Бурная застройка 1970-х практически полностью стерла с лица земли старую застройку улицы. Лишь некоторые частные усадьбы еще ютились между Лыбедью и улицей Короленковской Но в 2009 году снесли и их. Также было перенесено подземное русло Клова. Таким образом под застройку освободилась большая свободная территория. Но она пустует и по сей день, в связи с финансовым кризисом. Также как и огромная площадка на месте трамвайного депо им. Шевченко, снесенного в 2005 году. Почти сто лет рядом с с улицей Физкультурной располагалось это депо. В корпусах бывшего почтового ящика НПК "Марс" теперь расположился Мегамаркет.
1. Институт физкультуры. Современный вид. Именно отсюда и начинается одноименная улица. (Фото с сайта арх.юнион)
2. Улица Физкультуры в 1970-е годы. Скан из книги В. Галайбы "Фотоспомин, або Київ якого немає"
3. Последние из Могикан. Частные домики на ул. Физкультурной незадолго до сноса. Фото А. Форостяного
4. 2008 год. Строительство нового коллекторного устья р. Клов. Фото автора.
5. 2008 год. Строительство нового коллекторного устья Клова. Эти ангары стоят и по сей день. Фото автора
6. 2008 год. Старое русло Клова, выложенное бутом. Вода еще течет, в правой части снимка можно видеть калитку ведущую в частный сектор. На заднем фоне высотный административный корпус института им. Патона
7. После гибели в коллекторе Клова своих сотоварищей, с 2003 года киевские диггеры собираются каждую пятницу на ул. Физкультурной, в месте впадения этой подземной реки в Лыбедь. Удобное место - нету милиции, центр города, метро рядом, пиво в Мегамаркете рядом. Фото А. Форостяного.
8. Этот мостик через Лыбедь является по факту продолжением ул. Физкультуры. Через него перегоняли трамваи с основной ЖД ветки на трамвайную линию и в депо им. Шевченка. Фото автора.
9. Еще небольшой огрызок рельс, возле офисного центра по ул. Физкультуры, 30.
10. На трамвайном форуме Стефана Машкевича сохранились снимки депо, незадолго до его сноса. Много уникальных экспонатов милого доброго рогатого чудища, что ныне отходит в вечность...
11.
12.
13. С окна админки Патона. В левой части снимка хорошо видно, как застраивается улица Физкультурная новыми офисными зданиями.
14. Киев сильно изменился за последние десять лет.
15. Депо переехало на Борщаговку.
16. А это то самое брошенное здание "Автодора" на Теремках. Его собрату на Физкультуры повезло больше, он до сих пор действует. Фото автора.
17. Еще одно здание "Автодора" на Физкультуры, красиво поросшее диким виноградом. Прямо джунгли.. Фото Алекса Левона.
18. Старинная насосная станция на углу Физкультуры и Короленковской.
Всем спасибо за внимание