Продолжаю раскрывать тему дачного отдыха в Киеве имперской эпохи. Сегодня на очереди Боярка, старейший из дачных поселков расположенных в предместье столицы Украины.
Обратимся к ценнейшему изданию Ф. Л. Иссерлиса "Дачникъ", 1909 г.
"Боярка - дачный поселок у одноименной ст. Юго-Западной жел. дороги на 21-й версте от Киева. Поселок этот образовался вскоре по проведении железной дороги, в начале 1870-х годов, причем первые дачи построены горожанами-собственниками (Петерсоном, Хитрово и т.д.) исключительно для своего пользования; затем, в начале 1880-х дачи начали строить предприниматели и местные крестьяне. С этого времени начался быстрый рост поселка. Прежде всего начали строиться с местности, называемой "Крещатик", образовавшейся из лесной просеки вправо от вокзала, а затем влево от вокзала, в сторону дер. Будаевки, представлявшей cобой тогда три десятка крестьянских изб.
До конца 1880-х на Боярские дачи выезжали летом, главным образом, зажиточные буржуа, и только в конце десятилетия Боярка начала привлекать главным образом железнодорожных служащих".
Общее количество дач в Боярке и соседней Будаевке в пик наибольшего расцвета составляло около 250 единиц. В настоящее время сохранилось не более двух десятков. Прогуляемся же по этим остаткам...
Напомню, в прошлый раз я писал о
дачах Пущи-Водицы (кликабельно).
1. Самое крупное средоточие боярских дач сохранилось на центральной улице поселка - Крещатик.
В настоящее время это здание используется лесничеством. Нам повезло запечатлеть его в процессе реконструкции, когда еще не были перестроены изначальные резные украшения. Дача на фото сделана из кирпича, с деревянными крылечками и надстройкой на крыше. Она годилась и для зимнего проживания.
2. Тыльная часть здания.
3. Деккомунизация.
4. Следующая дача находится по той же улице возле местного РОВД. Как написано в интернете, она принадлежала известному украинскому ученому Кистяковскому. Хотя в списке домовладельцев по ул. Крещатик, 74 значится Кистякова А.И.
5. Интерьер дачи. Она брошена, и медленно разрушается.
6. Остатки внутреннего декора.
7. Крупная двухэтажная дача принадлежала выдающемуся инженеру Николаю Максимовичу, исследователю Днепра и проектировщику гавани Киева. Касаемо владельца - сомнений нет. В справочнике за Максимовичом значилось два участка по ул. Крещатик.
8. В недавнем прошлом дача выполняла роль одного из корпусов детского санатория "Звездочка". Впереди - неизвестность...
9. На противоположной стороне улицы, практически напротив дачи Максимовича - еще один скромный шедевр имперского зодчества.
10. Дачка находится на территории детской областной больницы. Раньше использовалась как лаборатория, ныне закрыта.
11. Двигаемся дальше в сторону вокзала. Типичный еврейский домик начала ХХ-го столетия с магазином.
12. Дореволюционное админ.здание практически прилегает к железнодорожным путям.
13. А этот домик, скорее всего, принадлежал какому-то железнодорожнику. Ныне к нему достроены новые помещения, но вполне угадываются черты имперской архитектуры.
14. Этой даче также повезло - тут живут люди.
15. Еще один домик железнодорожника, за забором едва проглядываются элементы кирпичного стиля.
16. Целый конгломерат дач сохранился на территории и в окрестностях санатория военного лицея им. Богуна.
На фото - база маршруток и доведенное до аварийного состояния здание.
17. Дачи Богунцев в гораздо лучшем виде.
18. Тут их две, рядышком.
19. А это здание своего рода визитная карточка Боярки. Местная архитектурная жемчужина со статуей Павки Корчагина у входа. Здание строилось как детский приют в 1911 году. Теперь тут школа.
20. Менее популярный кадр - тыловая часть приюта с интересным колодцем.
21. Кое-что сохранилось и в Будаевке. Одноэтажный деревянный дом, теперь используется как школа детского творчества.
22. Чудесный храм начала ХХ-го столетия, выстроенный на месте древнего городища. Его контуры четко проглядываются и по сей день. На территории церкви - дореволюционный погост, ныне отреставрированный.
23. Здесь не стану изобретать велосипед, и процитирую Викимапию:
"Паровоз К157-76 установлен на боярском вокзале в 1989 г. как символ спасения Киева от топливного кризиса зимой 1921 года.
Установлен в качестве памятника узкоколейке, описанной Н. Островским в романе «Как закалялась сталь», на станции Боярка Киевской области.
Работал на Белорецком металлургическом комбинате
Паровоз был передан из Белорецка, и его настоящий номер К157-73. По данным ЭМБ построен Коломенским заводом в 1928 г, заводской номер 5724".
24. Заглянули мы и в местный дом отдыха украинского общества слепых (УТОС). Тут целый заповедник, как сейчас, модно говорить "соцреализма". Сфотографировал все изваяния, но выкладываю лучшие.
25. Медвежата.
26. Природа-мать.
27. Мальчик и Сохатый.
28. И вприкуску сельская хата, где по местной легенде некогда жил еврей Тевель со своей женой. Они и стали героями рассказов и одгоименной пьесы Шолом-Алейхема - "Тевье молочник".
Спасибо за внимание.
P.S. Заканчиваю монтировать короткометражный фильм о дачном поселке Святошин.