Волга: города, берега, мосты и спутники. Географическое эссе

Aug 21, 2019 16:31


630-тысячный Ульяновск - единственный город в Среднем и Нижнем Поволжье, расположившийся не на одном, а сразу на обоих берегах Волги. За исключением Ульяновска на участке длиной почти 2,5 тысячи километров от Костромы до Астрахани, лежащей в дельте на 11 островах, все города, включая миллионники, занимают только левый или только правый берег (случаи, когда у городов есть чисто административные «прирезки» или слабоосвоенные территории на островах, отделённых от противоположного берега протоками, не в счёт).



Исторический центр Ульяновска (Симбирска) располагается на правобережье. Но примерно треть его жителей (220 000 человек) проживает на левом берегу Волги, в крупнейшем в городе по численности населения Заволжском районе - посёлках Верхняя и Нижняя Терраса и Новом городе - большом жилом массиве при АО «Авиастар-СП» - одном из крупнейших в России авиационных производственных комплексов.



Я всегда был уверен, что исторически Симбирск - исключительно правобережный город, и становление его левобережья произошло уже в XX веке. Как оказалось, это утверждение справедливо лишь отчасти. Кроме того, то, что для Ульяновска - это заволжская часть города, для всех средне- и нижневолжских миллионников или «субмиллионников» - это крупный город-спутник за рекой: у Нижнего Новгорода (1 200 000 жителей) им является 80-тысячный Бор, у Тольятти (700 000) - 50-тысячный Жигулёвск, у Саратова (850 000) - 230-тысячный Энгельс, у Волгограда (1 000 000) - 330-тысячный Волжский (а также относительно небольшой Краснослободск).



Саратов (правобережье) и Энгельс (левобережье)



Волгоград (правобережье), Волжский, Краснослободск (левобережье)



Нижний Новгород (правобережье) и Бор (левобережье)

Из крупных волжских городов спутника на другом берегу Волги нет лишь у Казани и Самары. В этом отношении тот факт, что за Волгой у Ульяновска не город-спутник, а «своя территория», в некотором роде уникальный. И, как выяснилось, корни ульяновского «двубережья» лежат несколько глубже, чем мне казалось.

На картах XIX - начала XX веков можно видеть небольшой, но ясно различимый анклав Симбирской губернии (в остальном практически полностью правобережной) на левом берегу Волги как раз напротив губернского города. Здесь находились старые заволжские слободы Симбирска - Часовня, Канава и Корольчиха.





Фрагмент «Специальной карты Европейской России» И. А. Стрельбицкого (1870-е гг., источник - etomesto.ru)

В издании 1868 года «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. [т. 20]. Симбирская губерния» говорится: «На левой стороне Волги, против Симбирска, лежат три огромные слободы: Часовня, Канава и Корольчиха. Слободы эти приписаны к городу и составляют даже второй квартал подгорной части, но отделённые от него огромной рекой, - при медленности сообщения летом и при неудобстве сообщения зимой, - они менее связаны с городом, чем ближайшие селения, лежащие на запад от города по Свияге».





Фрагмент карты Симбирской губернии (1859 г., источник - Wikimedia Commons)

Дата основания этих слобод точно не установлена (если погуглить по запросу «Часовня, Канава, Корольчиха», можно найти много интересных материалов ульяновских историков и краеведов по этой теме, есть, к примеру, мнение, что на месте слобод издавна существовали мордовские рыбацкие селения), но точно известно, что в 1957 году, после введения в эксплуатацию Волжской ГЭС им. Ленина, одной из крупнейших гидроэлектростанций Европы, большая часть их территории оказалась затопленной водами Куйбышевского водохранилища.

Так или иначе, именно эти слободы и дали начало заволжской части Ульяновска. Масштабное её освоение началось в начале XX века со строительством железной дороги с левобережья на Мелекесс (ныне Димитровград), а впоследствии дальше на Уфу и моста через Волгу, открывшегося в 1916 году. В годы Первой мировой войны здесь построили патронный завод. Но по-настоящему грандиозная стройка пришла сюда в середине 1970-х, когда в Заволжском районе началось возведение крупнейшего в СССР Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (УАПК), включая авиазавод - ныне уже упоминавшийся «Авиастар».



АО "Авиастар-СП" (Ульяновск). Фото https://vk.com/vision_73

На предприятии изначально производили тяжёлые транспортные самолёты Ан-124, позднее развернули производство пассажирских Ту-204 и транспортных Ил-76.



Новый город (Ульяновск). Фото https://vk.com/vision_73

Возникший одновременно с УАПК жилой массив Новый город (как и более старые районы Верхняя и Нижняя Терраса) отделён от центра Ульяновска водной преградой в лице Волги (фактически - Куйбышевского водохранилища) шириной от трёх до пяти километров.



Новый город (Ульяновск). Фото https://vk.com/vision_73

В 2009 году волжские берега в Ульяновске соединил второй мост, названный Президентским, но всё-таки имеющая место обособленность этой части города проявляется, например, в том, что до центра из неё нельзя дойти пешком: оба моста, старый и новый, закрыты для пешеходов. Трамваи в Ульяновске ходят только на правом берегу, а троллейбусы - только на левом (в нашей стране мне известен лишь один подобный случай - в Красноярске, где троллейбус ходит на левом берегу Енисея, а трамвай - на правом).

Для полноты картины стоит рассказать немного о ситуации в других городах Нижнего и Среднего Поволжья, в которых, пересекая Волгу, в отличие от Ульяновска, попадаешь уже в другой, соседний, город. Каждый из этих городов-спутников имеет свою историю, свою специфику возникновения и становления. Так, на месте города Волжский, заречного спутника Волгограда, до строительства Сталинградской ГЭС стояло село. Сегодня же это мощный промышленный центр (крупнейшая в Европе Волжская ГЭС, завод оргсинтеза, чёрная металлургия, производство автобусов и др.) с 330-тысячным населением (один из крупнейших городов России, не являющихся центрами субъектов федерации).

Саратовский спутник Энгельс (до 1931 года - Покровск) ещё до революции был известен как Покровская слобода - конечный пункт соляного тракта с озера Эльтон, впоследствии крупный заволжский торговый город, отправная точка железной дороги вглубь казахской степи до Уральска, с 1922 по 1941 год столица АССР Немцев Поволжья. Стоящие друг напротив друга города Саратов и Покровск находились в разных губерниях - Саратовской и Самарской. Нынешний 230-тысячный Энгельс - крупный промышленный центр, наиболее известным предприятием которого является самый большой троллейбусный завод в России - Завод им. Урицкого («ТролЗа»). Сейчас предприятие находится в упадке из-за проблем с заказами, не последнюю роль в котором сыграло решение крупнейшего заказчика - Москвы в лице Мосгортранса - отказаться от троллейбусов (в том числе троллейбусов с автономным ходом) в пользу электробусов с подзарядкой на станциях. Совсем недавно в городе открылось производство новых двухсистемных грузовых электровозов 2ЭВ120.





Троллейбус №9 «Саратов-Энгельс», 2002 год. Фото К. Климова, источник - https://photo.tramvaj.ru/saratovtb.htm

Саратов столь тесно связан со своим спутником Энгельсом, что до 2004 года эти города соединял междугородний троллейбусный маршрут №9, ходивший по мосту, а нумерация маршрутов троллейбусных систем обоих городов была единой. Кстати, подлинные кадры строительства Саратовского автомобильного моста, соединившего центры Саратова и Энгельса, построенного в 1960-е годы, можно увидеть в фильме «Строится мост» Олега Ефремова.





Кадр из фильма «Строится мост», 1965 г.

В общем, связаны Саратов и Энгельс друг с другом едва ли не теснее, чем правый и левый берега Ульяновска, но всё же в силу исторических причин это разные города (хотя проекты их объединения существуют и по сей день: поглощение Энгельса позволило бы Саратову стать, наконец, миллионником, ведь город долгие десятилетия находится в когорте «субмиллионников», в 1989 году его население достигло 905 000 жителей, но миллионную отметку город так и не пересек, несмотря на то, что исторически это один из крупнейших городов России - по переписи 1897 года третий по численности в границах современной РФ после Петербурга и Москвы). По данным 2019 года в Саратове проживает 842 000 человек, что примерно на 3 тысячи меньше, чем годом ранее. Вместе с тем Энгельс растет год от года, набрав за последние 10 лет около 25 тысяч жителей. Возможно, это говорит не столько об убыли Саратова, сколько о перераспределении населения в Саратовско-Энгельсской агломерации в пользу заволжского спутника, где ведётся активное жилищное строительство.

Возвращаясь к Ульяновску - тот факт, что его заволжская часть не является отдельным городом по примеру тех же Энгельса с Волжским, действительно интересен. Помимо сугубо исторических причин (исконной принадлежности заволжских слобод Симбирску), свою роль, возможно, сыграло и относительно раннее строительство здесь железнодорожного моста. Ведь в начале XX века счёт мостовым переходам через Волгу в её среднем и нижнем течении шел буквально на единицы: Сызранский (Александровский) мост 1880 года, Зеленодольский (Романовский) мост 1913 года и, собственно, Императорский мост в нынешнем Ульяновске 1916 года постройки (кстати, все три возведены по проектам выдающегося инженера Николая Аполлоновича Белелюбского). Железнодорожные мосты в Горьком (Нижнем Новгороде) и Саратове были построены в один год - в 1935-м, а постоянная связь между берегами Волги в районе Волгограда (в те годы Сталинграда) установилась только после окончания строительства плотины Волжской ГЭС на рубеже 1950-х - 1960-х.

Так что Заволжье - издавна неотъемлемая часть Симбирска / Ульяновска, и здесь не сложилось отдельного города - условного «Заволжска» или «Комсомольска-на-Волге» (учитывая, что УАПК был объявлен ударной комсомольской стройкой, такое название не кажется совсем уж фантастичным). Расположение Ульяновска на двух берегах Волги обуславливает и большие линейные размеры города - 25-30 км с юго-запада на северо-восток в пределах городской застройки, что почти соответствует расстоянию от крайней западной до крайней восточной точки МКАД в Москве.

В принципе, в России есть немало примеров, когда большие города «полновесно» располагаются на двух берегах крупных рек. Наиболее релевантными примерами представляются большие города Сибири - Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск. Но ширина соответственно Оби, Енисея, Иртыша и Ангары в их пределах не превышает 1 км (не считая островов). То же в ещё большей степени справедливо и в отношении областных центров Верхней Волги. Вместе с тем даже до заполнения Куйбышевского водохранилища ширина Волги в районе Симбирска, судя по старым топографическим картам, достигала 1,5-2 км. А в наши дни Ульяновск и вовсе разделен «Куйбышевским морем», ширина которого в районе старого моста - около 3 км, в районе нового - около 5 км.

Россия, география, Волжский, Саратов, Ульяновск, города, Волгоград, урбанизация, мосты, Симбирск, Волга, Заволжье, история, Энгельс, Поволжье

Next post
Up