Лилиан Крете. Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой лихорадки»

Mar 15, 2010 09:00

Liliane Crete. La vie quotidienne en Californie au temps de la ruee vers l’or (1848 - 1856).

Еще одна книга из повседневножизненной серии. Тоже куплена из жадности, на распродаже, всего за 55 руб. Но к тому же у нее оказалась «тяжелая судьба»: я начал ее читать, а потом она куда-то делась. Есть люди, которые бывали у меня в квартире, и они могут подтвердить, что книжка в ней действительно может «куда-то деться» и найти ее после этого невозможно. Разве что сама вернется. Эта вернулась примерно через год, пришлось перечитывать.

Автор - писательница. Об этом говорится в предисловии А. Уткина (был такой изаестный историк, занимавшейся в том числе историей Соединенных Штатов). То, что автор литератор - чувствуется. Все-таки эта книга - компиляция, в смысле пересказ воспоминаний, которых после золотой лихорадки осталось немало. Автор использовал ен менее десятка, если не двух. Впрочем, библиография в конце книги занимает несколько страниц, так что одно дело - то, что напрямую цитировалось, второе - то, что использовалось при написании.

В общем и целом у автора получился именно популярный очерк о заданном месте и времени. И действительно с уклоном в повседневную жизнь. В начале идет рассказ об открытии и освоении Калифорнии европейцами и об открытии золота. Потом - о впечатлении, произведенном этим фактом в мире. О том, как золотоискатели добирались до забытого всеми богами края. Жизнь на приисках - чем и как добывали. Далее идут главы посвященные новым городам - Сакраменто, Сонора, Стоктон. Отдельная глава посвящена Сан-Франциско. (Интересный факт - Сакраменто просто купил за деньги право называться столицей Калифорнии) Далее рассказ о развлечениях и правосудии. (Суд Линча! Да-да! Полиция оказалось коррумпированной и пришлось гражданам, объединившимся в специальные комитеты самим вешать преступников. В целом отмечается благотворный эффект такой инициативы, за исключением одного случая.) Последние главы посвящены сельскому хозяйству и индейцам. Да, забыл про главу про религию и образование.

Из особенностей. Много внимания уделяется французам. Это понятно: автор - француженка, свои больше интересуют. Еще автор несколько зациклен на вопросах морали и праведности. Среди приехавших мужчин было подавляющее большинство. А среди приехавших женщин - много … ммм… профессионалок. Даже в газетах писали о том, кто конкретно выехал их Европы и с каким кораблем. А по приходе корабля в Сан-Франциско руководители местных заведений спешили предложить ангажемент прибывшим дамам. В книге про эту тему говорится относительно много. Кстати, по уверению автора, далеко не все было так непристойно. Последние главы весьма общие. Земледелие - это рассказ о жизни ранчерос, оставшихся еще с мексикано-испанских времен. Показана просто их жизнь, про «голден раш» в этой главе почти ничего нет. Последняя глава - это просто описание различных племен индейцев и их жизни, опять-таки в долихорадочную эпоху. Собственно говоря, о дальнейшей жизни индейцев сказано одним предложением в конце книги: « По ним (могавкам), как и по другим индейцам Калифорнии, в памятный день 24 января 1848 года (день открытия золота) зазвонил похоронный колокол…»

И немного философии. В 1848 году Калифорния была абсолютной задницей мира. Очень сложно было найти в то время место на земном шаре менее захолустное, заброшенное. Разве что джунгли Центральной Африки. Золото истощилось всего за несколько лет. Оно пришло и ушло, а люди остались. И сейчас Калифорния - лидер в научно-технической (силиконовая долина), культурной (Голливуд) и политической (Шварцнеггер) областях. Впечатляет деловая хватка-то!

Вместо ЗЫ. За семь лет до этого американцы перекупили у русских крепостцу, устроенную в Калифорнии. И денег, кстати, так и не заплатили. Может, потребовать за набежавшие проценты вернуть все взад, да с лихвой? В смысле, включая Южную Америку, Англию, как ответственную за дела своих бывших колоний, Индию и Тринидад и Тобаго?

ПЖЧ, Хроники читателя

Previous post Next post
Up