О медицине в прошлом

Feb 23, 2010 12:32

У вас есть в аптечке щепка, сколотая с дерева молнией? А рука мертвеца? Странно, нет самого необходимого!

«Среди суеверных средств против зубной боли некоторые представляют простое видоизменение тех, которые уже известны нам и имеют применение и при других болезнях. Таковы - могильная земля или щепочка от могильного креста, положенные на зуб, они мгновенно «снимают» зубную боль. Таков также способ пользоваться, в качестве лечебно средства, рукой мертвеца. Здесь, с небольшой модификацией, повторяется та же, что и при головной боли, формула: «У тебя кости онемели, онеми и у меня зуб». Хорошо и здесь, как при лихорадке, сходить на погост, найти человеческую косточку, обвести ею три раза кругом больного зуба и отнести назад, положив так, как лежала. В случае невозможности достать такую кость можно воспользоваться челюстью с зубами околелой свиньи или собаки, водя по больной щеке челюстью и приговаривая: «Замри, замри, мой зуб больной, как эти зубы».

Но некоторые из средств имеют специальное применение только при зубной боли. Таков способ - браться зубами за притолоку и говорить: «Крепка, крепка притолока, будут и мои зубы крепки». Произносить это нужно три раза и каждый раз плюнуть. Лечебный способ - держать во рту сучок или щепку от порога и класть на больной зуб щепку, сколотую с дерева молнией, - применяется только при зубной боли.»

Правда, трудно понять откуда это. Если я правильно разобрался, то из библиотеки русской фантастики в 20 томах, вышедшей в 2000 году. Том первый, Сказания о чудесах. А в нем статья Г. Попова «Русская народно-бытовая медицина». Так что надо бы и дальше искать источник сведений.

А вот что делали при родовспоможении, это из воспоминаний 1895 года (соответственно относится у детству вспоминающего)


«В ночь на 1 февраля у матери появились сильные боли в крестце. Войтыха (бабка-акушерка) ни на шаг от нее не отходила. В течение дня к больной несколько раз приходила бабушка, сидела возле нее, брала за руку, целовала в голову. Отца не впускали в спальню, «бо це бабське дило». К вечеру страдания усилились, больная металась, кричала. Выходя от нее, бабушка объявила сыну, чтобы не называть, если родится мальчик. «Матвийком», так как он сильно мучит мать свою. Она предоставила Косте дать имя мальчику, какое захочет «Параска», то есть сама мать. Войтыха применяла уже многие средства, но страдания не уменьшались. Она подкурила больную «яловцем» (можжевеловыми ягодами), разорвала у больной рубаху через ноги; заставляла отца снять свою сорочку через ноги; по ее требованию отец пролазил под кроватью больной. К ночи боли усилились. Войтыха зажгла «родовницю» перед образами (это вербная свеча, чтобы младенец яился на свет так легко, как Иисус Христос вошел в Иерусалим), приказала растворить все двери в доме, посылала за ворота узнать имя первого «старца», чтобы дать его новорожденному. Ничего не помогало.»

Вот что-то не могу вспомнить картинки родов в фэнтези. Разве что у Самойловой в трилогии про Еванику, но там как раз маг кесарево делает. Вообще картинка медицины в фэнтези уж слишком неконкретна. И слишком радужна…

Мемуары, Этнография

Previous post Next post
Up