Поняв, что у меня как-то нет под рукой картин с новогодними елочками, решительно сказал себе «Долой банальности!», и выбрал на публикацию в первый день нового года вот эту картину. Сфотографировал я ее на выставке Сокровища музеев России.
Арсений (в миру Василий Иванович Верещагин) - личность весьма примечательная. (Как оказалось, понятно, что всю информацию о нем я нарыл уже позже, когда заинтересовался этой картиной). Собственно Архангелогородским епископом он пробыл всего пару лет. Потом лет восемь был Тверским и Кашинским, что не удивительно: родился он в Кашине в 1736 году, после учебы в московской Славяно-греко-латинской академии был учителем риторики в Тверской семинарии, в Твери же был пострижен в монахи, был архимандритом тверских монастырей. Потом он стал архиепископом Ростовским и Ярославским, а потом - Ярославским и Ростовским (кафедру в Ярославль перенесли).
Везде, где ему приходилось служить он покровительствовал музам. Сам стихи не писал, но речи и проповеди писал, даже публиковал их в первой российской провинциальной газете «Уединенный пошехонец», где сам и цензором был. Много содействовал развитию образования в семинарии, велел преподавать на русском языке, а еще ввел преподавание семинаристам физики (!) и гражданской истории.
Дневник еще вел, который, в основном, опубликован.
Небольшую статью о дневнике нашел вот тут:
http://www.radnews.ru/социальный-портрет-ярославского-арх/ Можно почитать в статье (О.Д. Дашковской), но не удержусь, приведу пару фрагментов. Просто такой какой-то мужик по этому дневнику вырисовывается, хозяйственный, но не чуждый красоты и какого-то милого простого самолюбования.
«Дневник» представляет Арсения как многоплановую, иногда противоречивую, но, безусловно, творческую натуру. Довольно часто в записках встречаются небольшие стихотворения, причём большая их часть, вероятно, принадлежала перу самого архиепископа («В кратких сих чертах изображен Арсений, в добрых же делах он будет незабвенен»*1). Иногда встречаются рифмованные записи на латыни. Так, накануне Нового года Верещагин отметил: «Anni fie finis, gloria Irinis» (Год подходит к концу, слава Ирине).
Ярославский архиерей красочно описывает погоду в епархии: «По утру в третьем часу пополуночи было северное сияние, красные столбы и белые полосы», или «Лёд на Волге много трогался и против Ярославля прошёл, а выше остановился», или «Тепло и красно». Художественные зарисовки у Арсения часто переплетаются с заметками о хозяйственных нуждах. Так, 13 апреля 1709 г. он записал: «Зимняя погода. Слито английского пива поокислова для перегону в водку 137 бутылок».
В рукописи «Дневника» в отличие от его опубликованного варианта представлен далеко не аскетический образ жизни ярославских преосвященных.
Это подтверждается описанием купленных для архиерейской трапезы товаров: «Прислано от купца Польского го Москвы икры шесть банок, ящик горчицы, оливков,… закусок четыре ящика, сок лимонный, два бочонка с миногами, две большие сёмги и ананас». Употреблялись в Спасо-Преображенском монастыре и алкогольные напитки: «Из Кашина Терлинов привез разных вин шампанского 24 бутылки, бургундского 12 бутылок, пива 24 бутылки,… португальского 3 ведра, красного шампанского 3 ведра». Такие покупки ярославский архиерей совершал не только для себя: очень часто в его доме устраивались приёмы высокопоставленных светских или духовных персон (генерал-губернатор А. П. Мельгунов, губернатор П. И. Аксаков, обер-прокурор А. И. Мусин-Пушкин, архимандрит Ириней).
…
Из «Дневника» следует, что Арсений был довольно болезненным человеком, страдал расстройствами кишечника, подагрой, зубной болью. Его частыми посетителями были доктора. Архиепископ даже записывал некоторые их рецепты: «От лихорадки горчицы, чесноку головчатого, редьки, хрена сырого истолочь и, смешав вместе, положить в штоф, налив французской водки полштофа, стоять на солнце двое суток».
Последняя запись в Дневнике сделана за трое суток до его смерти.
Ученых, конечно же, интересовало в первую очередь знакомство Арсения с Мусиным-Пушкиным. По распространенной версии Алексей Иванович Мусин-Пушкин нашел Слово о Полку именно в Ярославле и в то время, когда Арсений переводил кафедру из Ростова в Ярославль. И что Арсений вполне поспособствовал приобретению Мусиным-Пушкиным рукописи Слова. Но посмотрел в Вики статью о Слове, и вроде сейчас стали подозревать, что на самом деле Рукопись не в Ярославле нашли. Что Алексей Иванович заиграл рукопись (а он был Обер-Прокурором Синода) из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, взял почитать и не вернул. Так что, может, и не причастен наш Арсений к известному произведению.
Однако, поближе к живописи. Сохранилось несколько портретов Арсения. Он рассылал их всем в знак своего расположения. Эта картина была, кажется, в Кашине, и стала одной из первых картин в коллекции Тверского музея, еще задолго до революции приобретена была. Иногда это были групповые портреты, как и приведенный в этом посте. Если приглядитесь, то увидите, что все хористы помечены циферками. А на обороте должен быть список всех изображенных. Увы, в Интернете этого списка я не нашел, только сам факт его существования. Придется просить жителей Твери зайти в музей, найти там эту картину, перевернуть ее и переписать список! Тогда мы выясним кто это и сколько им лет было в момент написания картины. А то даже непонятно, дети это, подростки или взрослые.
И, наконец, главный вопрос: а что поет хор? Можно, конечно, попытаться расшифровать записи в книге перед Арсением. Но лично мне кажется, что это «Маленькой елочке холодно зимой»! Потому что - а что еще можно петь с таким воодушевлением в первый день года?
С Новым годом!
Страничка выставки на моем сайте:
https://www.myvirtualmuseum.ru/text/moscow/manege/russiantreasures2.htm 30. Неизвестный художник. Хор Архангелогородского епископа Арсения Верещагина. 1774
Холст, масло
Тверская областная картинная галерея
Фото 21 ноября 2018 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент