Дэрил Грегори. Пандемоний

Oct 07, 2012 15:34

Daryl Gregory. Pandemonium
Я практически не читаю иностранной фантастики. А тут в одном из премиальных списков (Портала), были также представлены иностранные лауреаты различных премий. Пандемоний Грегори взял в 2009 году Crawford Award, вручаемый (как я понял) лучшему дебютному роману. То есть этот приз - некоторый аналог наших кадуцеев в дебютной номинации. (При этом надо помнить, что кадуцеи - премия «демократическая», а Crawford вроде бы вручает жюри). На него, кстати, довольно много развернутых отзывов на Фантлабе, причем, в основном, отрицательных. В стиле - «и за что премию дали?». Даже захотелось позащищать автора (хотя бы напомнить о том, что премию дают лучшей книге в номинации в данном году, а не достигшей какой-то определенной степени «хорошести»).

О сюжете Тут повторюсь за фантлабовскими отзывами - какая-то совершенно дикая аннотация у книги: «Америку охватила пандемия. В тысячи и тысячи взрослых и детей все-лились демоны, принимающие известные каждому американцу с детства образы персонажей из фильмов, книг и комиксов. В душе у кого-то поселился Индиана Джонс, а у кого-то - Росомаха... Кто-то стал Люком Скайуокером, а кто-то - Суперменом...» Эээ… Какой Индиана Джонс? Какой Люк Скайуокер? Их в книге нет. От слова «совсем». Ладно, когда в аннотациях не передают суть книги. Но тут какая-то совсем отсебятина пошла. Как так можно аннотации писать? На самом деле действие происходит в некотором параллельном мире, очень похожем на наш. Только начиная с 1945 года, в Америке становятся обыденными случаи одержимости. Люди неожиданно теряют контроль над собой и начинают вести себя вполне определенным образом. Варианты такого поведения получили вполне определенные названия. Так Художник пытается все время нарисовать картину. Джонни Дымовая Труба - привести поезд от станции к станции. Иногда такие «вселения демонов» (а в обиходе явление прозвали демонами) оказываются опасными - в том числе потому, что в этот момент люди приобретают недюжинную силу, а также способность не обращать внимания на свои раны, потерю крови и т д. Ангелочек вселяется в девочек лет восьми с длинными распущенными волосами, которые спят в кружевных ночных рубашках. Девочки проникают в больницу, целуют тяжелых больных и те умирают. Правдолюб убивает лгущих (О Джей Симпсона застрелил). Камикадзе таранит всех на самолетах (Эйзенхауэра убил, так что Никсон стал в этой реальности президентом раньше). Я совершенно не уверен, что все эти персонажи есть или были когда-то в реальных американских комиксах (хотя идея книги тесно с комиксами связана, замешана на культуре комиксов). В главного героя книги в пять лет вселился один из демонов - Хеллион, вселяющийся в проказливых мальчишек, стреляющий из рогатки (он выбил глаз своей матери). Вроде бы мальчика удалось вылечить, но демон из него не ушел. И после аварии снова стал рваться наружу. С этого книга начинается. И «Пандемоний» - это, скорее игра не со словом «пандемия», а со словом «пантеон». Собрание демонов по ассоциации с собранием богов.

Что надо отметить - книга очень хорошо сделана. Если так можно выразится - видна высокая культура производства. Сюжет развивается правильно, время от времени поворачивая и представляя происходящее уже в совершенно новом свете (не буду примеры приводить, чтобы спойлеры не вставлять). Есть немного детективной составляющей. Есть психология (сейчас не обсуждая качества персонажей, факт, что есть) и упоминания Юнга и юнгианства. Есть отсылки к другим авторам, ставшими классическими - Филиппу Дику и слэнам Ван Вогта. Чувствуется, что над книгой работали. Да, в общем-то, и не чувствуется. В конце книги автор говоря «спасибы» прямо упоминает редакторов, помогавших в работе над книгой.) Все скомпоновано, подогнано. Идея, опять-таки, интересная. Но начинаешь задумываться над этой идеей - и она кажется какой-то недодуманной. Вот автору пришла в голову мысль, он нашел к этой мысли ассоциации, упоминания в литературе. И сразу начал лепить книгу. В итоге немного непонятно осталось - а что же такое - эти демоны. Постоянно идет упоминания про архетипы, но как-то без развития. А почему вся эта архетипичность вылезла только после второй мировой? Не верится, что раньше одержимость не замечали. (Одержимост бесами в христианстве совсем не равна демонам Грегори.) Демон - это новые сущности? Информационная форма жизни и сознания? Пришельцы откуда-то? Порождения инфосферы нашей цивилизации?

Судьба книжки в России мне кажется не очень хорошей (отзывы на Фантлабе это подтверждают). Она несколько нудновата, несмотря на несколько сражений. Герои скучны малоэмоциональны, хотя странно, демон вытесняет пятилетнего мальчика - тут куча эмоций должна быть. Что, возможно, чуть ли не самое главное - она связана с элементами массовой американской культуры (в том числе комиксами), который у нас нет. Незнакомый контекст не способствует развитию сопереживания героям. Опять-таки, книга претендует на интеллектульность, а в российском «дискурсе» (надеюсь, я правильно слово подобрал) «интеллектуальность» и «комиксы» (и вообще - массовая литература) плохо стыкуются. И все-таки еще раз не могу не отметить добротность книги. Ах, если бы у нас была бы традиция работать с авторами и с их конкретными произведениями. Не на абстрактных семинарах (такие тоже нужны - тот же Партенит, но речь сейчас не о них). Чтобы конкретный редактор или литературный агент понимал, что вот из этого черновика можно сделать что-то интересное, и работал вместе с автором, а не только запятые расставлял. Но это все глупые маниловские мечтания…

Зарубежные фантастика и фэнтези

Previous post Next post
Up