Попытаюсь все-таки как-то изложить свои впечатления от выпускной и вступительной компании, преодоленной Старшим. Не могу сказать, что я активно в ней участвовал, разве что наблюдал, да еще вносил элементы нервозности и фанатизма. Старший у нас человек совершенно непробиваемый, он, по-моему, если и изображал волнение, то исключительно чтобы не расстраивать родителей.
Учился он в весьма сильной школе имени Курчатова, при Курчатовском институте, а в старших классах - еще и в физтех классе, в котором количество часов на математику и физику было резко увеличено. Преподавали там люди с того же Курчатовского института, люди замечательные, которые очень любят детей и любят свое дело (физику). В итоге их деятельности большинство народу с этих физтехклассов поступают к ним (сейчас это факультет НБИК (нано-био инфо когно технологий) физтеха, до этого факультет назывался ФНТИ). Именно они и совратили Старшего на путь физики, так что он нацелился именно на этот факультет, а не в МГУ или куда-то еще. И даже не на другие факультеты физтеха. Кстати, многие из поступивших потом остаются в Курчатнике, а некоторые даже возвращаются в школу в качестве преподавателя.
Это все некоторое предисловие. Факт, что я наблюдал за физико-математическим направлением абитуриентов. У гуманитариев и даже химико-биологов своя специфика может быть.
Теперь некоторые общие положения.
Нельзя рассматривать ЕГЭ (почти даже не ИМХО) в отрыве от всего «выпускного-поступательного комплекса». В конце концов ЕГЭ Единый еще и потому, что объединяет выпускной и вступительный экзамены. Так вот, кампания, которую приходится преодолевать выпускникам состоит из олимпиадного сезона, собственно ЕГЭ, и потом - подачи документов в вузы (иногда - дополнительного вступительного испытания) и - ожидании результата.
Самая большая проблема компании - даже не ЕГЭ или олимпиады. Самая большая проблема в том, что правила кампании постоянно меняются. Вот сейчас Фурсенко снова говорит про изменения в следующем году. А ведь уже на носу первое сентября! И даже не важно - какие изменения будут, хорошие или плохие (это отдельная тема). Важно, что старшеклассники до сих пор не знают, по каким правилам им надо будет играть. Представьте себе, что чемпионат уже начался, а еще неизвестно, сколько команд вылетает в первую лигу?
Не было это известно и в прошлом году.
Олимпиады в России сейчас делятся на две категории. Первая - это Всероссийская олимпиада школьников. Ей уже много лет, наверное, многие из вас в ней участвовали в школьном возрасте. Множество этапов, начиная со школьного. Потом районный, городской (точнее региональный, это в Москве он городской). И, наконец, собственно Всерос. Потом есть еще Международный уровень. Но «Межнаров» по России всего десяток по предмету. Победителей и призеров Всероса - сотня другая третья. Так что вероятность попадания в это число - невелика. Надо еще добавить, что в России льготы имеют также Межнары и некоторых других стран с которыми у нас есть соглашения- Белоруссии, Казахстана, кого-то еще.
Вторая категория - Олимпиады Школьников. Каждый год Совет этих олимпиад уточняет их список, количество олимпиад сокращается. В этом году их было немногим более 70-ти. В число олимпиад входят как и старые «на самом деле олимпиады», вроде Турнира городов (я школьником в нем тоже участвовал) или Московской математической олимпиады, которая проводится чуть ли не с тридцатых годов. У некоторых из этих олимпиад уровень вполне сравним с Всеросом, или даже выше. Пара одноклассников Старшего пробилась в финал Турнира городов. И не смогли решить там ни одой задачки. Вообще. При этом, у них были победы на других олимпиадах, тоже весьма серьезных. И баллы по ЕГЭ по математике тоже выше 90, а у одного даже и сто баллов по ЕГЭ.
Помимо старых олимпиад в список входят и мимикрировавшие вступительные экзамены в вузы. Одно время вообще были популярны предварительные экзамены. Вот они и переродились. МГУ проводит две олимпиады - «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» (вторая - с газетой «Московский Комсомолец»). Физтех проводит свою олимпиаду по математике и физике. У МИФИ - своя Олимпиада, под эгидой Росэнергоатома (и вроде еще имени Савельева, но не уверен, что она «категорийная» - о категориях еще напишу). И так далее. Сложность у них разная, примерно кореллирующая со сложностью и продвинутостью вуза.
Все Олимпиады в списке имеют свои категории. Категорий три. Самая крутая - Первая. Олимпиад I категории немного, по физике и математике их штук пять-шесть. Кстати - если какая-то олимпиада по физике имеет первую категорию, то совершено не обязательно, что и олимпиада по математике имеет тоже первую категорию. Так, к примеру, физтеховская олимпиада по физике - первокатегорийная, а у математической олимпиады физтеха = только вторая категория. Впрочем, олимпиад второй категории тоже немного. Про третьи категории ничего не знаю, просто потому, что для поступления в те же МГУ или физтех они ничего не давали.
Вузы имеют право выдавать олимпиадникам льготы. Еще раз подчеркну, что льготы устанавливают сами вузы. Так что если где-то олимпиадники идущие без экзаменов заполонили все места, то это вопрос в первую очередь к вузам. Вот физтех вообще не дает олимпиадникам права поступать вне общего конкурса - и у него олимпиадники все места не заполняют, хотя туда их идет много! Если вуз дает льготу победителям олимпиад первой категории, то это относится ко всем первокатегорийным олимпиадам. Самое интересное, что играют роль не только категория олимпиад, но и то, какое место ты там занял. Скажем, при поступлении на физтех лучше было быть победителем олимпиады второго уровня, чем призером олимпиады первого уровня! И так во многих вузах.
Увы, но распределение олимпиад по категориям выходит поздно, чуть ли не весной. А вузы должны объявить о льготах вообще летом, незадолго до приемной капании. В итоге «играть» школьникам приходится вслепую. Можно ориентироваться на прошлые года. Но списки олимпиад меняются. Какая-то может потерять уровень, какая-то приобрести. Не угадаешь. Кроме того в прошлом году также как и в этом ходили слухи о том, что можно будет только один раз использовать диплом олимпиады. Откуда следовало, что лучше победить в нескольких олимпиадах. Увы, но во всех олимпиадах победить нельзя - многие из них проходят в одно и то же время.
Кстати, несколько нововведений в олимпиадах в этом году все-таки было. Одно из них - обязательный предварительный заочный тур. Надо было получить задание (по Интернету, возможно, были и другие способы), решить, отправить (отсканированные листочки). Потом победители заочного тура приглашались на очный. Если честно, то совершенно не понимаю, что хотели сделать. Во-первых, у всех ли у нас в России есть интернет? Хотя, возможно, что решили, что в школах есть, и тем самым пытались расширить географию. А заодно и уменьшить количество участников очного тура (потому что уже были прецеденты, когда просто не могли разместить всех пришедших и не опоздавших, но пришедших позже отправили по домам, причем это МГУ не смог). Во-вторых, есть ли у народа уверенность, что все будут решать задачи сами? Кстати на одну из олимпиад народ из физтех-класса не попал, а народ из параллельного попал. Не надо думать о физтехклассниках совсем уж хорошо, ответы они между собой сверяли, и дружно пролетели (все родители также дружно покрутили пальцем у виска). Параллельный класс пролетел уже на очном туре…
Какие странности придумают в следующем году? Слухи ходят разные. Уже в этом году ограничивали количество победителей определенным процентом от числа участников. Но в этом все-таки есть логика, да и раньше так поступали. Говорят (с), что победителя будут давать только тем, кто решил все. Вот это уже странно, потому что на сильных олимпиадах таких может совсем не быть.
В качестве резюме. Участвовать в олимпиадах нужно. Во всяком случае, тем, кому будет нужна физика и математика. Во всех, на которые школьники смогут попасть. Нельзя рассчитывать только на ЕГЭ. ЕГЭ - последний шанс. А Олимпиады - шанс дополнительный. Не получилось на одной - надо идти на следующую. Несколько шансов вместо одного - это очень много. А удача на первокатегорийной олимпиаде дает огромное преимущество при поступлении в тот же МГУ. Причем начинать надо уже в девятом и десятом классе - нарабатывать опыт. Учиться проверять свои решения. Учиться стараться решать до последнего, не сдаваться. В общем, олимпиады - это наши всем знакомые экзамены. У меня нет сомнения в том, что победители и призеры олимпиад по математике и физике хорошо знают предмет.
Увы, против олимпиад и олимпиадников ведется кампания. Причем, такое впечатление, что даже не государством, а «общественностью». Почему-то считается, чо они мешают проведению «честного конкурса». Причем, я бы мог понять, если бы об этом говорили люди в небольших городах. Для них действительно участие в олимпиаде - это лишние деньги на поездку. И в этом плане москвичам и жителям крупных городов создается преимущество. Но ведь и москвичи протестуют. Что мешает им участвовать? Не понимаю. Лучше уж расширять географию олимпиад. Между прочим, тот же физтех проводит очный тур в 35 городах России и в Киеве. Не знаю, как города выбирались, почему, например, в Челябинской области три таких города -сам Челябинск, Магнитогорск и Миасс. Наверное, просто в Челябинской облати активный народ живет!
И еще учитывайте, что олимпиады - ТОЛЬКО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. Не поступите с первого раза - это возможность будет отрезана. Будете людьми второго сорта. (Не понимаю, почему олимпиады надо запрещать для остальных?)
А уж предложения учитывать олимпиады только в случае успехов в нескольких годах - за гранью. Еще раз повторюсь - олимпиады - это дополнительный шанс. И его хотят лишить.
К олимпиадам вернусь, когда буду писать (и если буду) о собственно поступлении. Полоучилось сумбурно, не уверен, что кому-то это поможет, но вдруг. Нам информации сильно не хватало, не смотря на то, что мы в Москве, у всех знакомые в ведущих вузах, да и Интернет есть у всех.