Против оформления зала в стиле Сиенской библиотеки выступал сам Р.И.Клейн.
Фото библиотеки
nat_kahttp://community.livejournal.com/cathedrals_ru/3801.html В своем письме к Цветаеву от 23 декабря 1902 года он пишет: "Зал Возрождения я обработал в духе лож Рафаэля, но никак не библиотеки Сиены, рекомендованной Павлом Васильевичем (Жуковским). Распалубки сиенского потолка казались бы в нашем грандиозном зале слишком мизерными - ничтожными. Сделана общая падуга, в которой из длинных сторон расположены по три картины, а на узких сторонах по одной картине. (...) Рисунок лестницы и зала Возрождения видел Поленов и, кажется, остался очень доволен".
Ложи Рафаэля - знаменитая галерея во втором этаже ватиканского дворца в Риме, выходящая одною своею стороною на двор св. Дамаса, другою же стороною прилежащая к так назыв. зале Константина и другим дворцовым апартаментам. Постройку ее начал Браманте, а окончил Рафаель Санцио, под руководством и по рисункам которого украсили ее в 1516-19 гг. Энциклопеция Брокгауза и Эфрона
«
Stanze di Raffaello» на
Яндекс.Фотках Вот фрагмент Лоджий в Ватикане.
Это ложи или лоджии Рафаэля, воспроизведенные в Эрмитаже. Наверное, Музею так и не удалось воплотить столь блестящую идею. Зал Возрождения, в который мы приходим сейчас, не таков.
В январе 1903 года еще не решен вопрос о канториях Донателло и Луки делла Роббиа. Цветаев выбирает одну из двух: "обсудите хорошенько с Юрием Степановичм вопрос о том, которая Cantoria скорее желательна для нас... Донателловская (...) как вещь архитектурно-декоративная, помещенная на значительной высоте, она будет эффектна чрезвычайно," - пишет Цветаев Клейну. Он видит канторию в Христианском дворике. Возможно кантория Луки делла Роббиа, которая больше нравилась Нечаеву-Мальцову, и слепок которой все же приобрели для музея, несколько проигрывает, потому что помещена в зале, низко от пола и в окружении столь многих произведений эпохи Ренессанса.
Цветаев не оставляет идеи поделить зал Возрождения на маленькие пространства: "Нам придется делить зал Возрождения как бы на капеллы подвижными деревянными стенками. Без отделений мы не обойдемся, иначе потеряешься в этой сложной массе гипсов всякого рода."
В это же время во Флоренции Цветаев находит двери работы Бенедетто да Майяно. "Посылаю Вам плохонькое изображение знаменитой мраморной, носящей следы позолоты, двери в Палаццо Веккио, работы Бенедетто да Майяно. В натуре она очень эффектна - и я поручил воспроизвести также и остатки матовой позолоты. В Палаццо Веккио показывают ее, как одну из наибольших достопримечательностей. В зале Ренессанса у нас неминуемо будет отделение для цветных скульптур - вот эта дверь и могла бы вести в такую капеллу. Ее обставим мы характерною мебелью."
Сейчас эта дверь соединяет Зал Возрождения и зал Микеланджело. Между ними, действительно, есть капелла, о которой я ничего не могу найти. На плане она обозначена за дверью, которая сейчас закрыта. Надо будет еще поискать...
Сейчас зал Возрождения - это собрание гипсов и мебели в едином пространстве. Придется, видно, бежать за третьим томом переписки, иначе на разберусь.