Вестибюль

Nov 22, 2010 14:58

В записке с расценками внутренних помещений I и II этажей Музея Изящных Искусств имени Императора Александра III при Московском Университете от 18 февраля 1898 года И.В.Цветаев писал: "Что касается стоимости парадной лестницы, проектируемой с ионической колонадой наверху и дорическим вестибюлем, то она будет определена впоследствии, в связи с вопросом о материале, из которого лестница будет делаться."
По первоначальному замыслу главная ось Музея: вестибюль - парадная лестница - Центральный зал - оформлялись ордерами в историческом порядке и имели учебное назначение. Так вестибюль Музея предполагалось сделать более древним стилем - дорическим, лестница украшалась ионическими колоннами, а Центральный зал - коринфскими.



Но уже 5 ноября 1898 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: "С Клейном мы мечтаем о египетской обработке вестилюля с его 4 большими четыреугольными столбами. Прежде мы думали о дорическом характере отделки этого вестилюля; но теперь помышляем о египетском: пусть он открывает историю искусств и ведет к Вашему залу. Как было бы хорошо имитировать во входе в этот зал древнеегипеский пилон, выкладкой его из кирпича или даже декоративной живописью. Как пилоны служили фасадами египетских храмов, так этот живописный или штукатурный пилон ввдил бы 1-й зал Музея."



«Храм в Эдфу» на Яндекс.Фотках

Входной пилон, изображенный на фото, второй по величине в Египте после Карнака.



«портик» на Яндекс.Фотках

В том же письме Цветаев восторгается даром Нечаева-Мальцова, присланного им из Египта: "Не бывши в Египте сам и не видавши таких отлиных копий даже и в Берлине, при всем богатсве тамошнего музея памятниками египетского искусства, я только по Вашим копиям познакомился с образцами этой живописи. Какие превосходные примеры для наших студентов и для посетителей Музея!"

Египетскому залу Музея было присвоено имя Ю.С.Нечаева-Мальцова, он был построен на средства Комитета устроителей Музея. В зале были колонны в виде бутона папируса, вестибюль было решено украсить колоннами, стилизованными под цветок лотоса. Это были чисто декоративные колонны, и конструктивной роли не играли.



Скан из книги "И.В.Цветаев создает музей"

Колонны тоже являлись учебным пособием и имели исторический аналог.

Колонны дворца в Люксоре



«Египет, колонны» на Яндекс.Фотках

В 1903 году Клейн, по словам Цветаева, "весь ушел в компановку отдельки Египта и вестилюля в египетском характере. Выходит очень эффектно."

Раньше я мало задерживалась в вестибюле Музея, куплю билеты и бежать по залам, искать Египетский. Теперь нет, стою, потолок разглядываю, колонны и пилон - вход в Египетский зал, скрытый за красной занавесью.

О Египетском зале Музея

Вестибюль, Египетский зал

Previous post Next post
Up