Тойота: как закалялась сталь

Aug 06, 2016 21:47



"Я не имею ничего против открытой конкуренции. Если они могут построить лучший автомобиль и продать его за меньшие деньги, позвольте им сделать это. Но меня бесит, что я не могу поехать в Японию. Мы не можем строить, мы не можем продавать, мы не можем обслуживать,
мы не можем там сделать ни черта... Я думаю, эта страна должна иметь мужество, чтобы прекратить недобросовестную конкуренцию." Генри Форд II. 1968.

Ткацкий станок Toyoda automatic loom, type G,1926.

1.
Автомобилестроители США воспользовались резким ростом спроса на автомобили в Японии после землетрясения 1923 года, разрушившего железнодорожную сеть. Массовое производство Форда и GM давало им преимущество в стоимости и возможностях поставок. Американские автомобили были на 20-30 процентов дешевле европейских, и доставлялись в течение трех месяцев.

Ford основал сборочное производство в Японии в декабре 1924 года, а в марте 1925 года General Motors также учредила дочернюю компанию, которая начала отвёрточную сборку в апреле 1927 года. Эти две компании почти полностью захватили японский рынок. Инвестиции двух крупнейших автопроизводителей США не оставили шансов отечественной японской автомобильной промышленности. Две японские автомобильные компании - Kwaishinsha и Hakuyosha закрыли свои производства.

2.
В мае 1930 Комитет развития отечественного производства, консультативный орган при Министерстве торговли и промышленности представил план создания отечественной автомобильной промышленности.
Этот план, который был также известен как проект Chukyo Detroit, поставил целью использовать прядильную и керамическую промышленность региона Chukyo, чтобы развить автомобильную промышленность (тем самым превращая Chukyo в "другой Детройт").

В выполнении этого плана приняли участие несколько компаний, базирующихся в городе Нагоя. Разработка прототипа пассажирского автомобиля Atsuta по образцу американской модели началась летом 1930 года. Несколько компаний отвечали за разные части автомобиля. Okuma Iron Works Co., Ltd. разрабатывала двигатель и трансмиссию, Nippon Sharyo, Ltd. создавали раму и каркас, Okamoto Bicycle(!) Works изготовили колеса и тормоза. На Toyoda Loom Company, крупнейшего производителя ткацких станков, была возложена ответственность за литые детали.

Два прототипа Atsuta были завершены в марте 1932 года. Это был достаточно большой и мощный "представительский " автомобиль. Его розничная цена была 6500 иен при себестоимости 9200 иен. В то время, как автомобили форда продавались за 3000 иен. Так не появился Chukyo Детройт.

3.
На этом и закончилась бы история японского автомобилестроения, но план создания отечественной автомобильной промышленности не заканчивался на создании Atsuta.

С середины 1930-х годов японское правительство начало ограничивать деятельность иностранных автопроизводителей. В 1935 году Форд был вынужден отменить запланированное расширение. Вскоре был принят Закон об Автомобилестроительной Промышленности, который защищал отечественное производство и ограничивал размер производства на заводах с иностранным капиталом. К 1939 году в Японии были полностью остановлены предприятия иностранных компаний, а оставшиеся активы США экспроприированы правительством Японии в декабре 1941 года.

После Второй мировой войны власти Японии запретили продажу импортных автомобилей для широкой публики. В 1950 году введён частичный, а в 1952 году - полный запрет на импорт.
Chrysler, Ford и GM восстановили свои представительства в Японии, но их деятельность была строго ограничена японской правительственной политикой. Японское правительство защищало автопроизводителей Японии с помощью льготного распределения иностранной валюты, оказания технической помощи производителям, ограничения иностранных инвестиций, ограничения импорта транспортных средств, заградительных пошлины на импорт, сложных процедур регистрации импортных авто, запретов на использование импортных транспортных средств государственными учреждениями. Совокупный эффект этих ограничений привел к снижению иностранной доли на рынке Японии, с 60% в 1953 году до примерно 1% в 1960 году.

И хотя за последние 50 лет экономические условия в Японии существенно изменились, доля импорта не достигала 2% к концу 1980 года, и составила лишь 5,6% к 90-м годам.

По материалам:
Нistory of toyota. 75years.
A history of trade with Japan.

протекционизм, тойота, Япония, инвестиции

Previous post Next post
Up