Липская улица. Часть 1

Mar 09, 2014 18:10

Липская (некогда Екатерининская) - одна из небольших улиц на Печерске. Короткая ее часть (от улицы Грушевского до улицы Институтской) - относится к правительственному кварталу, вторая часть (от улицы Институтской до улицы Пилипа Орлика) представляет собой красивый бульвар.

Улица известна еще с начала XIX века как Кловская (от названия исторического урочища Клов). В 30-х годах XIX века переименована на Липскую в память о липовой аллее (отсюда и название местности - Липки), которая проходила через виноградный и шелковичный сады в сторону Кловского дворца (в те времена типография Киево-Печерской лавры). В память этих садов и названы улицы Садовая, Шелковичная, Виноградная (ныне Богомольца) и Виноградный переулок).
Сад и аллея были посажены в XVIII веке, вырублены в 1826 году по приказу Киевского военного губернатора в связи с выделением места под строительство.
В 1869 году улицу переименовали на Екатерининскую (в честь российской императрицы Екатерины II).
С марта 1919 года - улица Розы Люксембург, в честь деятеля немецкого и международного рабочего движения.
Современное название - с 1993 года.

Начало свое улица брала от храма церкви св. Александра Невского. Проектируемая в псевдовизантийском стиле (арх. В.Николаев) эта церковь стояла на краю Мариинского парка, выходя на улицу. Построена эта церковь в 1889-90 годах. Разрушена в начале 1930-х годов. Сейчас на этом месте могила и памятник генералу Н.Ф. Ватутину.








Улица Липская на границе XIX и XX веков была улицей особняков и государственных учреждений. Застройка, главным образом, была двухэтажной, усадьбы имели немалые земельные участки, на которых помимо собственно дома-особняка находились несколько флигелей, каретные, конюшни, были большие сады с фруктовыми деревьями, беседками, фонтанами.



НЕЧЕТНАЯ СТОРОНА

Дом № 1

На углу улиц Липской и Грушевского расположено здание гостиницы «Киев», (архитекторы И.Н. Иванов, В.Д. Елизаров, Г.Г. Дургново, Н.И. Кучерешко, инженеры В.К. Слобода, И.М. Лебедич, В. A. Кузякив. Художественное оформление интерьеров - заслуженный художник УССР Л.Е. Жоголь).



Строительство здания гостиницы Совета Министров Украинской ССР начато в 1968 году и окончено в 1973 году.
На то время это было самое высокое здание в Украине (после высотки на Крещатике, 25) и первое здание в Украине, имеющее более 20 этажей (всего 22 этажа: 18 жилищно-административных и 4 технических).
В основе конструктивного решения сооружения (около 80 м) - каркасная схема.
В жилищном помещении 190 номеров. Каждый номер имеет застекленные эркер и небольшой балкон. Екстерьер украшен алюминиевыми оконными рамами.
Под гостиницей подземная стоянка. На первом и втором этажах - большой вестибюль, ресторан и кафе. На крыше - смотровая площадка.
Имеется бизнес-цент, экспресс-прачечная и химчистка, салон красоты, бутики, авиакасса, картинная галерея, три конференц-зала на 20, 50 и 100 мест.
В 2005 году гостинице «Киев» была присвоена четвертая звезда.
Также в гостинице поселяют иногородних народных депутатов Украины. И что интересно, некоторые там живут годами.



Людмила Жоголь:
«Я тогда была начальником отдела оборудования и отделки интерьеров в институте КиевзНИИЭП (Киевский зональный научно-исследовательский и проектный институт по гражданскому строительству), который ее проектировал. Коллектив архитекторов, создавших эту гостиницу, возглавляли талантливейшие люди: народный архитектор СССР Виктор Елизаров (среди его работ - Национальный выставочный центр Украины, станция метро «Крещатик», аэропорт «Жуляны») и заслуженный архитектор УССР Игорь Иванов. Кстати, вскоре после открытия отеля «Киев» его назначили на должность главного архитектора нашего города.
Работать с Елизаровым и Ивановым было интересно и легко - они доверяли мне. А что может быть более ценно для художника, чем свобода творчества. К слову, мы симпатизировали представителю Совета Министров УССР Анатолию Яворскому за его либерализм. Он курировал возведение гостиницы, регулярно проводил летучки прямо на стройке. Анатолий Степанович был требовательным руководителем, при этом ничего нам не навязывал. На поползновения строителей что-либо упростить в проекте он неизменно отвечал: «Как архитекторы решили, так и будет»…
Отель «Киев»… строился по заказу Совета Министров Украинской ССР как элитный, в котором можно было бы селить высокопоставленных и знаменитых гостей. Там, например, останавливались премьер-министр Индии Индира Ганди, певец Муслим Магомаев...
…Таких покрывал, портьер, мебели, посуды и даже прикроватных ковриков, как в номерах гостиницы Совета Министров УССР «Киев», нигде не было. Ведь специально для нее разрабатывались все основные элементы внутреннего убранства. Скажем, я придумывала эскизы верет и лижников - гуцульских покрывал для кроватей. Их ткали на старинных ручных верстаках народные мастера из Косова и села Яворив, что возле Яремчи. Портьеры по моим эскизам изготовили в Херсоне. С посудой тоже не было проблем. Должность главного художника Коростенского фарфорового завода занимала моя однокурсница. В студенческие годы мы с ней дружили, поэтому нам было легко сработаться, когда ее завод выполнял ответственный заказ для гостиницы «Киев». Я объясняла ей, что нужно для интерьеров, она со своими художниками разрабатывала несколько вариантов, а я уже выбирала наиболее соответствующие интерьеру. Изначально все задумывалось так, чтобы гармонично сочетались цвет стен, дизайн и стилистика мебели, занавесей, посуды, покрывал, тематика картин и гобеленов. Оформление номеров, холлов, ресторанов, конференц-зала, вестибюля говорило постояльцам, что они приехали в Украину, ведь все это было сделано по мотивам народного искусства.
…Номера люкс. Они трехкомнатные. В каждый из них мы поставили фортепиано. Высококлассные инструменты изготовила фабрика в Чернигове. На Киевской мебельной фабрике работал цех, выпускавший штучную продукцию для ЦК и горкомов партии, горисполкомов, Верховного Совета... Поэтому изготовить мебель для люксов решили доверить проверенным киевским мастерам. Дизайн этой мебели спроектировали уже упоминавшийся архитектор Игорь Иванов и Роман Гупало. Обстановка была выдержана в светлых тонах, отлично сочеталась со стенами оттенка топленого молока. Мебель для ресторанов и бара разработал архитектор Роман Гупало, который затем эмигрировал в Аргентину. Эти авторские столы, стулья, барная стойка получились изящными. Их тоже изготовили в Киеве. Более простую обстановку для одноместных и двухместных номеров мы заказали в Финляндии.
Портьеры с орнаментами для ресторана, банкетного зала - моя авторская работа. Их делали вручную в Коломые.
Специально для нее (гостиницы) я сделала 21 гобелен с видами Киева и пейзажами, которыми украсили банкетный зал, рестораны, холлы... Ткали их на фабрике в Решетиловке Полтавской области. Прежде чем мастерицы приступали к работе, я делала эскиз в натуральную величину на картоне - рабочий рисунок. Представьте, один из гобеленов имел площадь 30 квадратных метров!
В расходах нас не ограничивали. Главное - чтобы все было сделано качественно и на высоком художественном уровне…
….Я получила премию 16 рублей. Коллеги - примерно по столько же. Помнится, архитектор Игорь Иванов в шутку обронил: «Что делать с этими деньгами - то ли в сберкассу положить, то ли пропить?»
Источник: Игорь Осипчук, «ФАКТЫ» 27.02.2013
http://fakty.ua/158858-narodnyj-hudozhnik-ukrainy-lyudmila-zhogol-za-sozdanie-intererov-gostinicy-kiev-menya-nagradili-premiej-v-16-rublej-i-stazhirovkoj-v-italii









в ХІХ веке на этом месте был расположен Печерский (Дворцовый) пожарный участок.




«Печерская пожарная часть … по личному указанию императрицы Марии Федоровны, которая очень боялась пожаров, была построена на Печерске вблизи Мариинского дворца. И когда на её каланче поднимали чёрный шар - со всего города мчались брандмейстеры. Это была учебная тревога. Мария Федоровна выходила из дворца, улыбалась, благодарила за верную службу. Но часто случались и не учебные тревоги. Пожарные должны были быть ежеминутно готовыми к подвигу. Их считали героями, а их служба приравнивалась к военной - у них была своя форма, бравый вид, романтический флер. Каждый выезд пожарной тройки был целым событием, парадом. Шлемы начищены до блеска, позванивали шпоры. Тройка лошадей везёт бочку на колёсах. Один пожарный сидит на облучке, второй - на скамейке сзади, а остальные бегут рядом.
Источник: Неспешные прогулки по Киеву. Анна Островская. www.icfcst.kiev.ua/.../Street_Tarasivska.doc‎



«На каланче днем и ночью дежурили дозорные. Как только наблюдался дым или огонь, немедленно в части играли тревогу - били в пожарный колокол, а на каланче вывешивали сигнал о пожаре: днем - разноцветные флаги, а ночью -фонари. Позже флаги были заменены сигнальными шарами. Каждая пожарная часть имела свой сигнал.
На тушение пожара команда выезжала обозом. Возглавлял обоз скачок, он предупреждал жителей, чтобы они уступали дорогу обозу, и кратчайшим путем вел обоз к месту пожара. За скачком следовали повозки или ходы. Первой была линейка с пожарными служителями. Затем следовал трубо-бочечный ход, доставлявший на пожар бочку с водой, заливную трубу - ручной насос, пожарные рукава. Последним шел багрово-лестничный ход, на котором вывозили необходимый инвентарь: лестницы, багры, крючья и другой инструмент…»
«Пожарная охрана в XIXвеке»



Каланчу Дворцовой пожарной части строил архитектор Николаев в 1887 году, явно учитывая будущее соседство Александро-Невской церкви. Теперь иногда даже думают, что храм и каланча стояли рядышком, хотя на самом деле их разделяла нынешняя улица Грушевского.

Пожарная вышка достояла до конца 1960-х годов.

на заднем плане фотографии Г.Угриновича, снятой во время похорон Н.Ватутина, видна часть здания бывшей пожарной части.


Дом № 3



В этом здании размещены некоторые комитеты Верховной Рады Украины (в частности, по вопросам налоговой и таможенной политики, топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, финансовой и банковской деятельности), офисы депутатов.

В советское время здание входило в комплекс гостиницы ЦК КПУ «Жовтневая» (Октябрьская) - сейчас это отель «Национальный» в соседнем здании.
В любом городе СНГ гостиница «Октябрьская» - это бывшая партийная гостиница. В Днепропетровске, Виннице они до сих пор носят это название, а в Киеве поменяли.

В 1962 году в Киеве была сооружена небольшая ведомственная гостиница «Жовтнева». Для ее оформления были отобраны графические и живописные работы украинских художников. Среди них - прекрасные карпатские пейзажи художника А.Фищенко. Однако секретарь ЦК КПУ по идеологии А.Стоба предложил снять их как «не характерные» для Украины. Следовало повесить пейзажи Донбасса, Запорожья, т.е. промышленных центров. И все же мы отстояли лирические карпатские пейзажи - символ поэтической Украины. Позже с легкой руки того же идеолога снимали, разрушали произведения Э.Каткова, В.Ламаха в залах ресторана «Метро» как абстрактные.
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/bezzaschitnaya_krasota.html



Многие известные люди в советское время, будучи в Киеве, останавливались в этой партийной гостинице.
«… Когда Михалков приезжал в Киев, я селила его в гостиницу ЦК КПУ «Жовтнева» на улице Розы Люксембург…
Валерия Врублевская о Сергее Михалкове
http://fakty.ua/21989-valeriya-vrublevskaya-sergej-mihalkov-ne-pretendoval-na-rol-moego-lyubovnika-emu-i-moskovskih-passij-hvatalo



Понятно, что простой смертный приезжий поселиться в этой гостинице в те времена не мог. Хотя…
В сети я случайно нашел интересный диалог про гостиницу ЦК (речь идет еще о старом здании, во время его реконструкции):
Dobryаk: Эх, воспоминания о столовке гостиницы Украинского ЦК в Киеве в августе 1970-го! Жил в ней три недели. Не потому, что свежевыпущенный студент рылом вышел, а потому, что гостиницу расширяли и там круглые сутки сваи заколачивали и сполохи сварки даже сквозь стену были видны. А был я одним из армии ученых секретарей огромной, тогда раз в 4 года собираемой Международной конференции по физике высоких энергий, главой которой был Виталий Шелест, сын украинского генсека...
В-общем, где-то на пятый день мы сообразили, что сколько на поднос вкуснейшей жрачки не ставь, а дороже 60 копеек не выходит (в ней я впервые узнал, что означают загадочные слова карбонат и буженина). Устроили соревнование: кто сможет поставить на поднос первое, второе и сколько хошь закусок и компот/сок на 1 рубль и все это сожрать. Икру и осетрину исключили - было бы неинтересное решение, красная рыба допускалась.. Самый герой из нас смог подняться до 80 копеек с мелочью. Рубль оказался выше Эвереста.
И почему я не забросил физику и не пошел по партийной линии? Ах, да, впереди был 1991-й... какое чутье!
КиевлянинЪ:
…А эта столовая в гостинице и в ЦК КПУ в городе Киеве была предметом анекдотов типа: "Кто у нас не работает - тот не ест! (в столовой ЦК КПУ)” ну и про "Черную икру в СССР ест партия устами своих лучших сыновей!"
http://glav.mobi/forum/1-misc/91/offset/660/


Дом № 5



Особняк Катеринича на углу Институтской и Липской в 70-е годы прошлого века





Отель "Национальный".
В советское время - гостиница Управления делами Центрального комитета Коммунистической партии Украины «Жовтнева» («Октябрьская»).
Здание построено в 1981 году по проекту архитекторов А.В. Комаровского (1945-2002) и И.Н. Иванова в 1981 году.
Строительство осуществляли тресты «Киевгорстрой-4», «Киевотделстрой» и другие тресты Главкиевгорстроя.





Из статьи о Комаровском А.В.: «…Александр Владимирович создавал объекты, которые сейчас по праву считаются украшением Киева: гостиницы «Национальная» и «Казацкая» (обе построены в 1981 году), проектирование и застройка площади Октябрьской революции (1976-1981), реконструкция площади Независимости с монументом в честь провозглашения независимости Украины (2001).
Комаровский - автор ряда высотных сооружений, которые вошли в общегородские панорамы Киева: аппаратно-студийного комплекса Национального телевидения (1986-2002), офисно - делового центра “Horizon Office Towers” по улице Шелковичной, 42-44 (1995-1999), административного здания, где расположены комитеты Верховной Рады, по улице Садовой, 3-а (1998 - 1999), комплекса высотных 34-этажных жилых домов на жилмассиве Троещина, проекта реконструкции площади перед Национальным комплексом "Олимпийский" со строительством общественного центра городского значения и многих других объектов….»







Людмила Жоголь: «Кстати, я делала гобелены и для гостиницы «Октябрьская» (ныне отель «Национальный»), которая была построена по заказу ЦК Компартии Украины и примыкает к «Киеву». Всегда избегала идеологических сюжетов - серпов и молотов, звезд, красных знамен, портретов Ленина. Не изменила себе, выполняя заказ и для «Октябрьской». В ресторане висел мой гобелен «Цветок», в холлах на этажах - тканые гобелены с изображением природы в различные времена года... Портьеры на первом этаже тоже украсили растительным орнаментом.
К сожалению, гобелены оттуда убрали…. Обидно. Я даже не спрашивала, где сейчас находятся мои работы…».



Сайт отеля: «Недавно в гостинице была проведена полная реконструкция, и теперь к услугам посетителей самые современные удобства. В "Национальном" часто останавливаются известные политики и бизнесмены, спортсмены, артисты и музыканты. К услугам гостей ресторан, бары, бизнес-центр, конференц-залы, парковка, услуги прачечной и химчистки, услуги по питанию в номере, парикмахерская. Номерной фонд гостиницы составляет 75 номеров: 40 одноместных номеров, 20 полулюксов, 12 люксов и трех апартаментов….»




Липская улица, Печерск, Киев, Липки

Previous post Next post
Up