Немцы в Украине в 1918 году. Таврия и Крым

Jun 21, 2013 15:38

Натаскал вот немецких фотографий в период оккупации Таврии и Крыма в 1918 году.






В начале апреля 1918 года сформировалась Крымская германская группа генерала Коша (212, 217-я пехотные дивизии и Баварская кавалерийская дивизия), которые должны были покорить Северную Таврию и Крым. Австрии досталась Херсонская губерния ... (Савченко В. А. Двенадцать войн за Украину)





Немецкая (меннонитская) колония Орлово
Приход оккупационных войск большинством немецкого населения Украины был воспринят как избавление от тягот и лишений времён революционной анархии. 21 марта 1918 германское командование издало приказ о возврате захваченных украинскими крестьянами колонистских земель и имущества.



С лета 1918 г. немецким населением были предприняты шаги по созданию собственной вооружённой самообороны. Почти в каждой колонии были сформированы отряды, состоявшие из местных жителей. Значительная помощь им была оказана командованием германских и австрийских войск. В колонии, в частности, было направлено большое количество винтовок, несколько десятков пулемётов, а также боеприпасы и некоторое другое снаряжение. В ряде местностей, особенно в меннонитских поселениях, германские и австрийские военнослужащие организовывали обучение молодых колонистов военному делу. В большинстве же колоний вопросами создания и подготовки отрядов самообороны занимались колонисты-фронтовики, имевшие значительный боевой опыт первой мировой войны.
С сайта http://reibert.info Немецкие колонисты



Мелитополь20 мая 1918 года Мелитополь был занят объединёнными австро-немецкими войсками (Михаил Дроздовский в своих дневниках писал, что первый немецкий поезд на мелитопольский вокзал прибыл еще 18 апреля).



И конечно же паровозы!!!


1918. Rail yard in Melitopol


… В городе открылись магазины, рестораны, кинематограф… В городе была создана контора, занимавшаяся сбором, учётом и отправкой за границу сельскохозяйственных продуктов: пшеницы, масла, мяса, шерсти. Одновременно действовало «Общество для вывоза немецких товаров на Украину», однако цены на товары, импортированные из Германии, были очень высоки…. (из истории Мелитополя в Википедии).





Почитать про немецкую оккупацию Геническа в 1918 году (воспоминания Филиппа Вейцмана)



Вечером 24 апреля во главе немецкой дивизии в Симферополь прибыл генерал фон Кош. Он ультимативно потребовал немедленного и полного вывода группы Болбочана из Крыма. В противном случае германские войска грозили начать силовые действия против запорожцев, вплоть до применения оружия... (Савченко В. А.)



Святослав Шрамченко: «29 квітня 1918 року був чудовий день. Севастопольський рейд вилискував як люстро. В год. 16. флягманський корабель Чорноморської фльоти, лінійний корабель «Георгій Побідоносець» з наказу командуючого фльотою підніс сигнал: «Фльоті підняти український прапор!». На більшості кораблів почулася команда: «Стати до борту!». На цю команду, по-старому, як це було в бойовій Чорноморській Фльоті, не розбештаній ще революцією, стали моряки вздовж борту лицем до середини корабля. «На прапор і гюйс - струнко! Український прапор піднести!». Під сурми і свист підстаршин-моряків злетіли угору матроські кашкети, піднеслися над цілою Фльотою синьо-жовті прапори і залопотіли в повітрі».



В ночь с 29 на 30 апреля севастопольский рейд покидают 14 эсминцев и миноносцев, вспомогательный крейсер, 10 катеров-истребителей, а также 8 транспортов с красноармейцами. Их ведет командир эсминца “Калиакрия”, один из героев обороны Порт-Артура капитан 2 ранга Е.С. Гернет. Все корабли отряда утром 1 мая приходят в Новороссийск. В Севастополе около линкоров остались только 4 эсминца.
В 12 часу ночи 30 апреля, уже под выстрелами немецких полевых орудий, установленных на Северной стороне, корабли, не открывая ответного огня, вышли из бухты. Только эсминец “Гневный” выскочил на берег и после безуспешных попыток сняться был подорван командой. В эту ночь был также взорван, стоявший на ремонте, миноносец “Заветный”. В Севастополе остались 7 старых броненосцев, 3 крейсера, 11 миноносцев, 16 подводных лодок и 4 плавбазы. Эти корабли и портовые сооружения не были взорваны, так как сформированная накануне подрывная партия разбежалась. На этих кораблях по приказу контр-адмирала М.М. Остроградского был поднят украинский флаг, но фактически их контролировать сразу стало германское командование.
Вступившие в Севастополь немцы флаги (в том числе и украинские), оставшиеся на брошенных кораблях, начали спускать и постепенно поднимать вместо них свои, германские. Хотя, как вспоминали очевидцы, на некоторых судах флаги УНР еще какое-то время оставались. Передавать боевые корабли Украине германское командование весной 1918 г. не собиралось.
(Александр Данилов)

30 апреля 1918 года 600 кораблей флота с 3,5 тысячами матросов на борту покинули Севастополь, взяв курс на Новороссийск, намереваясь перейти там под красное командование. Часть Черноморского флота (7 линкоров, 3 крейсера, 5 миноносцев) осталась в Севастопольской гавани во главе с контр-адмиралом М. Остроградским. В тот же день в Севастополь, покинутый его защитниками, стали входить немецкие отряды. (Савченко В. А.)



Севастополь 1918 года. Памятник затопленным кораблям. На рейде - немецкий линейный крейсер "Гебен" (в октябре 1914 г. бомбардировавший город).



2 мая 1918 г. "Гебен" вместе с легким крейсером "Гамидие" вошел в гавань оккупированного немецкими войсками Севастополя, где почти все русские корабли были покинуты своими экипажами. Они были взяты под охрану немцами



Севастополь 1918. Южная бухта с кораблями


"Прибыв в Крым, немцы постарались сейчас же насадить свои порядки, подчас забывая наши чисто русские особенности - малую культурность и непривычку к регламентации всего уклада жизни, почему иногда все их добрые намерения разбивались, не внося существенных изменений в жизнь.
Между прочим, немцы попытались ввести на жел. дороге те же порядки, что и в Германии, и когда я получил билет, то не вышел, как обыкновенно, на платформу, а попал в огромную толпу, тесно сжатую коридором и ожидавшую момента открытия двери. У дверей стоял кондуктор, ожидая, что, как и в Германии, каждый предъявит билет для контроля и чинно направится занимать место. В помощь ему, имея в виду, что это Россия, а не Германия - дали двух солдат.
Толпа долго и терпеливо ждала, едва выдерживая отчаянную духоту и жару. Наконец, подали состав, дверь открылась, и… в тот же момент кондуктор и солдаты были смяты, толпа, как бурный поток, вылилась на платформу, и сейчас же весь поезд был набит битком… Тщетно немцы уверяли, что "нельзя во время движения оставаться на площадке", тщетно доказывали, что лестницы и крыши не места для пассажиров - вагоны были заняты крепко, и удивленным немцам пришлось капитулировать, тем более что сделанная ими проволочная изгородь кругом станции была сразу же разнесена до основания и бесплатных пассажиров было, пожалуй, больше, нежели платных.
Так печально кончилось стремление немцев насадить у нас свои порядки, и вскоре они везде махнули на это рукой, оставив в каждом поезде половину состава для себя и предоставив бесконечному числу пассажиров помещаться, как и где хотят, забивать площадки и лестницы, падать и разбиваться.
Везде на станциях характерные немецкие каски, везде дежурные с ружьями, местами - пулеметы. В дороге разговоры только про немцев, удивление их порядку, дисциплине, вежливости и привычке расплачиваться. В Севастополе те же пушки, угрожающе направленные, вдоль улиц, пулеметы на балконах, офицеры и солдаты без конца, аккуратные подводы, наглухо закрытые брезентом, марширующие взводы и ряды, конные и пешие патрули и полное отсутствие той наглой матросской толпы, что в декабре так резко бросалась в глаза.
Последние минуты большевистского Севастополя - его агония, продолжалась не долго. Немцы, распрощавшись в Симферополе с украинцами, которые по своему "вильному" духу к ним совсем не подошли, быстро покатились к Севастополю, встречая ничтожное сопротивление матросов, невзирая на кричащие красные плакаты, где указывалось, что скорее все матросы лягут до единого, нежели немцы будут в Севастополе.
Паника, которая поднялась среди красного Севастополя, не поддается описанию, и все эти декабрьские и февральские убийцы, грабители крымских городов - как стадо баранов лезли с награбленным добром в транспорты, наполняя их свыше меры. (из воспоминаний Н.Н.Крищевского подполковника 6-го Морского полка и Пограничной стражи)















На Южном побережье:








Набережная Ялты










Часть фотографий позаимствована у humus отсюда: http://humus.livejournal.com/3019346.html

1918, паровозы, Германия, корабли, Украина, Севастополь, Крым

Previous post Next post
Up