Бахмач - город районного подчинения (с 1938 г.), центр одноименного района. Расположен в 145 км к юго-востоку от Чернигова. Железнодорожный узел.
Начало современному городу положили два расположенные рядом поселка, возникшие возле двух станций (сооружены в 1867 и 1873 гг.) на пересечении Курско-Киевской и Либаво-Роменской железных дорог, в 2 км от волостного центра местечка Бахмач (сейчас - с. Бахмач). Свое название станция получила от притока р. Борзенки - Бахмач.
из дневника Толика Листопадова:
(В. Чивилихин. Здравствуйте, мама!)
"23 июня 1941 года.
Целую ночь на лошадях развозили повестки в Красную Армию посыльные из военкомата. Ночью была тревога. По радио сообщали: "Граждане, в сторону Бахмача движутся соединения немецких бомбардировщиков". И это три раза повторили. Аж страшновато стало. Днем было несколько тревог. И каждый раз сандружинницы в штанах несутся как угорелые на свои сборные пункты. Чудно как-то! Петро Самостиянович говорит: "Чого вы носытесь як угорелые? Тильки упаде хоть одна бомба, вы штаны свои поспускаете". Злятся бабы и спорят с
ним. Яблок в этом году уродилось много. Мы купаемся, загораем и вообще полностью наслаждаемся каникулами. Стало много летать самолетов. Наша команда действует вовсю".
Фашисты рвались к Бахмачу. От этой станции по всем направлениям расходились лучами железнодорожные линии - на Гомель, Киев, Брянск, Одессу, Кременчуг. Стальные пути вели от Бахмача к Харькову, Курску и Москве. С первого дня войны пошли через станцию к фронту поезда с военной техникой и войсками. Ежедневно десятки эшелонов, с трудом выбираясь из
невообразимого сплетения Бахмачского узла, провозили на восток раненых, оборудование, эвакуированных. Фашисты яростно били по этому солнечному сплетению нашего ближайшего тыла.
"14 июля 1941 года.
Этот день останется памятным для меня. В 4 часа дня был налет на Бахмач, продолжавшийся 2 часа 40 минут. Вот где страх был! Я шел с библиотеки. Был на полдороге до дому, когда над городом появились самолеты. Потом как грохнет! Меня как бросит воздухом к забору, и я там свалился прямо в грязь. Недавно шел дождик. Лежу, а у самого сердце со страху готово выскочить. А они уж над головой гудут и с пулеметов строчат, только пули свистят. Пролетели над городом и полетели на разворот. Я поднявсь - и дай бог ноги! Влетел в детсад, а там приготовили есть детям. Тарелки на столах под яблонями стоят. Вдруг опять как грохнет! Тарелки со столов так и послетали. И хоть бы одна разбилась, плавно спустились. Я прыгнул в до половины вырытую щель и лег на дно. Гляжу, а там санитарок и сандружинниц полно. Правду говорил Петро Самостиянович: позабыли надеть свои комбинезоны. Одна лежит, уши пальцами заткнула, а рот до ушей открыла. Это чтоб не оглушило. А глаза как у загнанной овцы. Если б не страшно было, смеяться б можно до упаду. Тут начали бомбы близко рваться.
Воздухом горячим обжигает. Я ползком по картошке - в крытое убежище и там уже ждал до конца бомбежки. Стены дрожали. Песок сыпался с потолка. А мы задыхались от напора воздуха. Когда мы вылезли, то было, как вечером, темно. Дымом солнце закрыло. Горел сенопункт. На Киевском вокзале рвались в эшелонах снаряды, бомбы, патроны... К небу подымались огненные столбы от цистерн с бензином. В сад поликлиники начали свозить убитых. Привезут машину и за новыми уезжают. Раненых тоже собирают. Народу много побило. Никто не знал, как прятаться. Все бросили работу и побежали по домам к детям.
А фашисты, гады, спустились низко и давай поливать с пулеметов...
Народу в убежище было очень много, и я сидел, как дуга: спина под одну стенку, а ноги на другую. Вчера был сбор нашей команды. Дело наметили, но чертова бомбежка разогнала нас всех".
Заслышав рев самолетов, маленькие бахмачане в сто голосов начинали плакать и проситься к маме. А мамам было некогда - стрелочницы, дежурные по станции, телеграфистки, постепенно привыкавшие к бомбежкам, не могли оставить своих постов...
Через Бахмацький залізничний йшли ешелони з біженцями, пораненими солдатами РСЧА, військовою технікою. Йшли ешелони, навантажені заводським устаткуванням, призначеним для евакуації. Таких ешелонів було доволі й на станціях Бахмач-Гомельский та Бахмач-Пасажирський. Ешелони ще не могли вирватися з вузла тому, що частина колій на об'їзних шляхах була пошкоджена у результаті ніщивних авіанальотів німецької авіації.
День 14 липня 1941 року припав на той час, коли вільних колій на станції Бахмач-Київський не було. Вже зранку тут скупчилися ешелони й з військовими,пальним. Поїзда з евакуйованими, біженцями, з заводським обладнанням, чекаючи відправки в тил. І ось це скопище поїздів о другій годині й розбила німецька авіація, перетворивши станцію Бахмач-Київський у руїни. Цистерни з пальним на рейках не горіли, а зривалися з своїх колісних пар, горіла земля навкруги, місцями шпали колій повигорали вщент. Під час цього, пам'ятного для Бахмача, бомбардування постраждали й навколишні вулиці. На вулиці комуніста Петровського, яка проходила паралельно з коліями станції Бахмач-Київський не збереглася жодна оселя, усі будови вигоріли вщент. Така ж участь настигла й вулицю Поштову, з іншого боку станції. Тут було знищено поштове відділення, базарна площа й прилеглі садиби (приватні та державні).
Під час нальоту були розбиті також й інші міські приміщення: міської ради, електростанції, їдальні, деякі житлові будинки.
из дневника Толика Листопадова:
"19 июля 1941 года.
Утром немец сбросил штук шесть бомб. Разбил нарсуд и убил одного человека. В городе за все четыре дня был раз. Разрушенного малозаметно. Все убрали. На Киевском восстановили линию. Там сгорели все станционные постройки и почти весь поселок. Вот чего наделали, гады! Железо со станции и колесные пары поразбрасывало чуть ли не на км. Вот сила какая!"
Особенно жестокой бомбардировке подвергался Бахмачский узел. Он работал на шесть направлений: киевское, брянское, харьковское, гомельское, кременчугское и полтавское. Выход из строя Бахмачского узла нарушил бы снабжение войск Юго-Западного фронта, приостанавливалась эвакуация оборудования заводов и фабрик, а также военно-хозяйственного имущества из Киева и Гомеля. Мы прилагали все усилия, чтобы сохранить живучесть всего участка и всех станций узла. Движение поездов не прерывалось, часто эшелоны шли даже во время бомбежки. В таких случаях на помощь местным железнодорожникам приходили наши бойцы и командиры.
Я был свидетелем одного из самых ожесточенных налетов фашистских стервятников. В тот день на станции Бахмач Киевский скопилось много поездов. Рядом с эшелонами, груженными взрывчаткой, оказались маршруты с горючим и санитарные поезда. Налетела группа вражеских самолетов. Несколько бомб попали в цистерны с бензином и в эшелон с боеприпасами. Станцию вмиг залило морем огня. Рвались снаряды и цистерны. Пылали вагоны с народнохозяйственными грузами. Прикрывал станцию лишь один 2-й батальон механизации нашей бригады. Бойцы и командиры бросились выносить из санитарного поезда раненых. Затем начали растаскивать составы, тушить огонь. Небольшой по численности батальон вместе с железнодорожниками проделал большую работу. Было выведено из огня более 100 груженых вагонов и цистерн с горючим. ..
Кабанов, Павел Алексеевич. Стальные перегоны
http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/index.html из дневника Толика Листопадова:
"21 августа 1941 года.
…вечером начался налет. Ух и захлопали ж зенитки!
…Бомбили целую ночь. Виден был пожар в стороне Бахмача-пасс. …Во время бомбежки повесили фрицы огонь какой-то в трех местах, и видно было как днем. Интересно, что это было?"
Вдруге німецька авіція бомбила місто 21 серпня 1941 року.
Цього разу бомбували станцію Бахмач-Пасажирський й прилеглі виселки. У цей авіаналіт також пажирський, житловий масив кооперативних будинків, які стояли у Гойденковому саду (за винятком одного, дивом вцілілого), були пошкоджені банно-пральний комбінат, військове містечко, спалена ткацька фабрика й насіннєвий завод, склади «Заготзерно», птахокомбінат.
Постраждали державні та приватні об'єкти. Але втрати були набагато меншими, ніж від бомбування 14 липня. Так прямим попаданням бомби була знищена щойно збудоване двоповерхове приміщення залізничної пошти, згоріли три великих казенних будинки, які стояли навпроти станції Бахмач-Пасажирський.
З цього дня Бахмач бомбували майже щодня. Мешканці переїхали з міста до найближчих сіл та хуторів. Місто стало пусткою. Спалена будівля залізничного вокзалу Бахмач-ПасПри міськраді було встановлене цілодобове чергування...
из дневника Толика Листопадова:
22 августа 1941 года
На пассажирском немец поджег цистерны с бензином. Этот пожар мы и видали. Опять пострадал Киевский Бахмач. Рассказывают, что огонь тот - это осветительные ракеты, а люди их окрестили "паникадило", потому что сильно перепугались все, когда увидали их. Юлия Константиновна говорит, что еще два дня подряд бомбить будут. Убитых мало. Научились прятаться.
Вечером опять налет. Детей уложили спать в погребе. Накидали туда им одеял. Мы втроем долго смотрели, как стреляют зенитки, а потом я забрался в щель спать. Разбудили ночью посмотреть на зарево. Шел дождик. Небо было все красное. Аж страшно стало! В стороне Пыльчиков каждую ночь вроде как молнии вспыхивают. Бойцы говорят, что это фронт. Страшновато, если фрицы придут".
"26 августа 1941 года.
Был в городе. Эх, и брешут чертовы бабы! Правду говорит пословица: "У страха велики очи". Город не сильно разрушен. Семенного завода, фабрики Петровского, птицекомбината нет. Да еще разрушено немного жилых домов, а то все цело. Воронки от бомб попадаются часто. Стекол в городе нет. Пошли в магазин. Взяли там платков, материи. Пришли в детсад, и как раз
бомбежка. Пересидели в щели.
"1 сентября 1941 года.
Слышна артиллерийская канонада в стороне Батурина. Вот уже дня три подряд бомбят Бахмач.
ОПЕРСВОДКА № 0139 К 22.00 8.9.41 ШТАБ ЮЗФ ПРИЛУКИ
Карта 500 000 и 200 000
Войска ЮЗФ ведут бои на рубеже рр. Сейм, Десна и на кременчугском направлении, обороняя вост. берег р. Днепр на фронте Чернин, КИУР, Кременчуг.
Противник крупными силами, наступая с севера против 40, 21 и правого фланга 5 армий, овладел переправами через р. Сейм у Мельна, через р. Десна у Бутовка, Макошино, Салтыкова Девица, Ковчин, Авдеевка, Брусилово, Моровск и развивает наступление, особенно активно на конотопском и черниговском направлениях. На кременчугском направлении противник, расширив плацдарм, развивает наступление на Козельщина.
1. 40 армия.
На фронте 40 армии противник форсировал р. Сейм у Мельна, в 16.00 ввел танки в количестве 40 и оттеснил части армии на юг. Бой идет на сев.-зап. окраине Конотоп. Около 50 немецких автоматчиков перехватили жел. дорогу на Бахмач и продвигаются на Кохановка.
В бой введены 10 тд и 227 сд…
Начальник штаба ЮЗФ генерал-майор Тупиков
Военный комиссар штаба полковой комиссар Соловьев
За начальника Оперотдела полковник Захватаев
Ф. 229, оп. 9776сс, д. 63, лл. 481-484. Незаверенная машинописная копия.
К концу августа войска Юго-Западного и Южного фронтов отошли за Днепр. Нацеленный на окружение Юго-Западного фронта противник более чем вдвое превосходил его по числу самолетов и в 4,2 раза по количеству танков. По левому берегу Днепра, от устья Ворсклы до Черного моря, оборонялся Южный фронт, в который, кроме 9-й и 18-й армий, вошли воссозданные 6-я и 12-я армии. Приморская армия, прижатая к морю, оставалась в тылу противника, обороняя Одессу. Но основная опасность Юго-Западному фронту исходила с севера от танковой группы Гудериана, которая успела захватить два плацдарма на реке Десне - у Коропа и Новгорода-Северского, угрожая выйти в глубокий тыл войск Кирпоноса. В первых числах сентября здесь развернулись ожесточенные бои. В междуречье Сейма и Десны, севернее Конотопа и Бахмача, дивизии 40-й армии сдерживали напор танков Гудериана.
http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICLES/008-kiev.htm
К исходу 7 сентября 1941 года войска 21 армии отошли за реку Десна на фронте: город Бахмач - поселок Макошино Менского района, село Салтыкова Девица Куликовского района Черниговской области. 8 и 9 сентября 1941 года войска 21 армии пытались сбить противника с плацдарма у поселка Макошино, занятого авангардами мотодивизии «Райх», но в это время состоялся прорыв 3 и 4 танковых дивизий немцев на фронте Конотоп - Бахмач и обнаружилась новая угроза правому флангу армии в районе Бахмач. Распоряжением командарма 21армии сюда была переброшена кавалерийская группа (остатки трех кавалерийских дивизий), 214 воздушно-десантная бригада, а затем и 55 стрелковая дивизия в район села Григоровка Бахмачского района Черниговской области (15 км южнее города Бахмач).
К 10 сентября 1941 года войска 21 армии занимали фронт обороны город Бахмач - город Борзна - село Вертиевка Нежинского района Черниговской области, имея против себя: с фронта - части моторизованной дивизии СС «Райх», на правом фланге - части 4 танковой дивизии и на левом фланге - переправляющиеся части 2 армии немцев, глубоко вклинившиеся в стыке с 5 армией. 21 армия (67, 28 и 66 стрелковые корпуса) в течение 11-13 сентября 1941 года пыталась обороной и контратаками задержаться на реке Десна. Но выдвижение частей немецкого XXIV моторизованного корпуса в лице 4 танковой дивизии и моторизованной дивизии СС «Райх» и охват этими частями правого фланга армии не давали возможности остановиться для закрепления.
http://www.pobeda1945.su/division/5390 К 10 сентября немецкие войска форсировали Десну и вышли на рубеж Конотоп, Чернигов. 5-я армия Юго-Западного фронта продолжает отходить на юг вдоль шоссе Чернигов - Киев. 2-я танковая группа, нанеся удар в стык 40-й и 21-й армии, 10 сентября прорвалась в район Ромны,
Командующий Юго-Западным фронтом М. П. Кирпонос, увидев реальную угрозу окружения своих войск, доложил в Москву о том, что 40-я и 21-я армии не в состоянии ликвидировать танковую группу противника, прорвавшуюся к Ромнам и попросил разрешения на немедленную переброску войск из Киевского укрепрайона на пути движения 2-й танковой группы и общий отход войск фронта на рубеж реки Псел. В ответ начальник Генерального штаба Шапошников брать войска из КиУР запретил и дал указание вывести из состава 26-й армии две дивизии и использовать их для ликвидации противника. Отвод войск на восток Ставка Верховного Главнокомандования считала преждевременным.
Гальдер: Группа армий «Центр». 2-я армия форсировала Десну, разгромила ряд частей противника и продвигается в юго-восточном направлении. 2-я танковая группа заняла Ромны и двигается навстречу своему партнеру - группе Клейста, Странно, что противник не предпринял контратак против восточного крыла 2-й танковой группы.
Гудериан: "принял решение 10 сентября снова отправиться на линию фронта… 4-я танковая дивизия продвигалась на Бахмач… В этот день был захвачен Бахмач".
10 сентября 1941 года Бахмач был оккупирован.
из дневника Толика Листопадова:
"12 сентября 1941 года.
Немцы заняли город 10 сентября. Наши при отступлении сожгли все станции, повзрывали водокачки, стрелки, разобрали линию. Пускай теперь чертовы фрицы покрутятся без железной дороги!
из дневника Толика Листопадова:
"4 сентября 1943 года.
Сегодня еле удрали из города. Немцы ловили людей, садили в машины и увозили в Германию. Убегали мы по болоту. Вечером пошли в хутор. В 10 часов вечера началась бомбежка. Навесили много "паникадил", и в хуторе было видно как днем. Бомбили сильно. Зенитки не били. Утром только кончили. Здорово, наверно, досталось фрицам! Во многих местах было видно зарево. Не знаю, жив ли Иван Матвеевич и цела ли наша хата".
"5 сентября 1943 года.
Город горит. Слышны часто взрывы. Дышать тяжело от гари и дыма. Люди идут из города и говорят, что там нет немцев. Самолетов летает много: и наши и немецкие. Артиллерийская стрельба слышна совсем близко. Сейчас уходим в город. Погода стоит жаркая, и ясное небо кругом позволяет далеко все видеть".
из дневника Толика Листопадова:
"9 сентября 1943 года.
Ура! Сегодня наши заняли город. Два дня не могли прорваться. Сдалось в
плен 300 солдат. Офицеров своих они связали, оружие сложили, а сами вышли
с белым флагом к проходившему нашему отделению. В эту дыру наши и
ворвались в город. Это нам сказал один лейтенант.
Город Бахмач освобожден 9 сентября 1943 г. войсками ЦФ в ходе Черниговско-Припятской операции
Командуя взводом пешей разведки 212-го гвардейского стрелкового полка гвардии лейтенант В. Ф. Поляков в период Черниговского-Припятской операции в 1943 году обеспечивал командование полка важными сведениями о группировках и действиях противника. При наступлении на город Бахмач в ночь на 9 сентября 1943 года взвод разведки под командованием гвардии лейтенанта Полякова первым проник в город и своевременно предупредил о засаде противника. За освобождение города Бахмач 75-я гвардейская стрелковая дивизия была удостоена наименования «Бахмачская», а гвардии лейтенант Поляков был представлен к награждению орденом Красной Звезды Оперсводка от 9 сентября 1943 года: на Нежинском направлении наши войска в результате ожесточенных боев сломили сопротивление противника и штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом Бахмач
из дневника Толика Листопадова:
"12 сентября 1943 года.
Вечером прилетела "рама", но ее сшиб наш "ястребок".
"1 октября 1943 года.
Почти каждую ночь прилетают фрицы, но их не подпускают. Днем летают почти беспрерывно.
"6 октября 1943 года.
Ночью прорвался немецкий самолет и сбросил 21 бомбу.
.