На нынешней площади Ивана Франко, где расположен одноименный драматический театр, сейчас находится небольшой сквер с памятником Ивану Франко и детской площадкой.
Когда-то площадь называлась в честь российского императора Николаевской, в 30-х годах прошлого века - именем руководителя восстания римских рабов - Спартака.
До войны на месте сквера располагалось красивое шестиэтажное здание - дом № 4.
В конце 2008 года появилось занятное распоряжение Киевской горгосадминистрации. Подписанное Леонидом Черновецким. Согласно данному документу Печерской и Шевченковской в г. Киеве райадминистрациям предписывается предусмотреть в бюджетах районов "финансирование работ по осуществлению мероприятий по благоустройству площади Ивана Франко и ул. Ивана Франко соответственно".
А КП "Дирекция реставрационно-восстановительных работ" обязана разработать и утвердить в установленном порядке документацию "на перемещение памятника монументального искусства национального значения - памятника И. Я. Франко (бюст) с площади И. Франко на ул. И. Франко".
Зачем перемещать бюст, спросите? Очень просто. Оказывается, есть прошлогоднее решение Кабмина о сооружении "памятника Ивану Франко в виде полнофигурной композиции на пл. Ивана Франко в Киеве". Соответственно, бюст с упомянутой площади надо куда-нибудь убрать.
Оказывается, это еще не все "благоустройство площади Ивана Франко". Существует также подписанный Черновецким документ, согласно которому идет разработка документации на строительство здания "с восстановлением главных художественно-стилистических и композиционных признаков… дома И. Дьякова".
Дом будет строиться рядом с домом №5 по пл. Франко - как раз там, где стоит нынче бюст поэта.
Но эта история имеет более давние корни.
Газета «Деловая столица» от 30 июля 2001 года:
"На заседании Киевского градостроительного совета была утверждена концепция реконструкции площади Франко и строительства на ней нового здания. Документ подготовлен творческой мастерской «Киевпроекта» во главе с Александром Ковалем.
Стоит отметить, что решение вопроса о реконструкции площади тянется с начала 60-х годов минувшего столетия. Уже тогда киевские архитекторы были всерьез озабочены проблемами театра Франко, которому катастрофически не хватает рабочих пространств. Беспокойство вызывал также вид на площадь с Печерска (как известно, во дворах улицы Лютеранской уже долгое время располагаются детский садик, различные сараи и гаражи). Архитекторы представляли несколько вариантов реконструкции, но ни один из них не был утвержден.
Сегодня проектировщики предоставили такой проект, который, по их мнению, решит проблемы театра и устроит главного заказчика строительства нового здания на этом месте, компанию «Киевэнерго». В соответствии с этой концепцией, неподалеку от дома архитектора Городецкого, на месте разрушенного во время войны здания, предполагается возвести новое строение по образу и подобию старого дома. По мнению архитекторов, в свое время этот дом формировал облик площади. В заново отстроенном здании планируется разместить офисные помещения главного инвестора строительства. Проект реконструкции предполагает также расчистку площадки по улице Лютеранской для нового строительства и частичное смещение памятника Ивану Франко.
Однако при утверждении концепции на Киевском градостроительном совете большинство его членов высказали сомнения насчет целесообразности возведения дома в том виде, в котором он был, а некоторые киевские архитекторы не уверены в необходимости данного строительства вообще".
Газета «Комерсантъ Украина» № 201 от 19.11.2009:
…обращение "Гражданского актива Киева" о замене бюста Ивана Франко возле Национального драматического театра на полнофигурную композицию ранее было отклонено, потому что, "пока бюст будут менять на памятник, у кого-нибудь возникнет искушение на этом участке что-то построить". При этом член комиссии Максим Стриха … заявил: "У нас до сих пор нет ни одного полного издания произведений своих классиков. Лучше на эти деньги издать тексты Франко, чем давать нычку какому-то скульптору". Однако узнав, что "полнофигурный" Франко заложен в указе президента от 27 сентября 2006 года, глава комиссии предложил решение "пересмотреть".
По словам киевского архитектора Георгия Духовичного кроме нового памятника перед театром вознамерились восстановить четырехэтажный дом Дьякова, который стоял на месте сквера с 1906 г., но во время войны был разрушен. «Правда, то, что хотят построить под видом исторического здания, ничего общего с ним не имеет. Это просто прикрытие для возведения очередной высотки», - уверен Духовичный.
К строительству может иметь отношение компания "Сити инвест буд", на официальном сайте котором "Дом Дьякова" значился в графе «проекты». Но после обнародования этой информации с сайта проект быстренько убрали.
Немногим более ста лет назад здесь находилась усадьба профессора медицины Федора Меринга. Там, где сейчас разбит сквер с чугунным фонтаном - одним из тех, что прежде придавали неповторимую прелесть многим киевским паркам - был круглый пруд. С трех сторон его окружали покрытые виноградниками крутые склоны, а вниз - к Крещатику - тянулся большой фруктовый сад и оранжереи.
Вход в усадьбу был открыт для всех желающих: летом киевляне приходили сюда погулять, зимой - покататься на коньках по замерзшему пруду.
После смерти профессора его сыновья продали усадьбу Акционерному домостроительному обществу. Пруд вскоре был засыпан, а на его берегу построили здание театра, которое приобрел и сразу же сдал в аренду антрепренеру Николаю Соловцову сахарозаводчик Лев Бродский.
Со временем на территории бывшей профессорской усадьбы появились четыре улицы: Николаевскя, Меринговская, Новая и Ольгинская. Большей частью на них возводили доходные дома, многие из которых были построены по проектам архитекторов Э. Брадтмана и Г. Шлейфера в стиле венского модерна.
В 1910 году, рядом с уже построенным домом № 5 (где сейчас Киевэнерго) тогдашний киевский городской голова Ипполит Дьяков построил шестиэтажный дом, в котором размещались доходные квартиры. В 1911 году этот дом арендует 8-я городская гимназия. Лишь в 1915 году гимназия переехала в соседнее здание - № 5 (где и сейчас находится памятная табличка о том, что в этом доме учился известный танцовщик балета - Серж Лифарь).
В 1911 году Ипполит Дьяков переезжает в дом № 4, где и живет со своим семейством до 1917 года. В 1916 году Дьяков подал в отставку, но во время деникинской оккупации в 1919-м снова стал городским головой. Дальнейшие следы городского головы И.Дьякова затерялись в истории.
Но дом с тех пор называли не иначе как "дом Дьякова".
1912 год. Фото Таирова М. Снимок сделан со стороны улицы Ольгинской. На заднем плане здания на Николаевской площади - слева дом № 4 (Дьякова) и справа - здание гимназии (дом № 5).
24 сентября 1941 года, когда в центре Киева начали врываться заложенные при отступлении Красной Армии фугасы, один из мощных взрывов раздался и в здании № 4 по площади Спартака. Дом был разрушен, а судьба его постояльцев неизвестна до сих пор.
Поговаривают, что это был один из планов уходящей Красной Армии - взорвать дом, куда должен был возвратиться киевский городской голова Ипполит Дьяков. Насколько эта легенда соответствует действительности, никто не знает...
Интересно, что это одно из немногих зданий не относящееся к зданиям государственного или общественного использования, которые были заминированы отступающей Красной Армией. В основном минировались заводы, фабрики, мосты. На Крещатике и прилегающих улицах минировались театры, гостиницы, цирк, музеи. Жилые дома на Крещатике загорались не от воздействия мин.
А вот здание на площади Спартака (Франко) заминировали основательно. Тем более что жильцов в этом доме после ухода из города частей Красной Армии не осталось - жили там высшие армейские командиры и работники НКВД.
О некоторых жильцах этого дома
я писал ранее.
Как бы там не было, но 24 сентября 1941 года дом Дьякова взлетел на воздух. От красивого дома остались одни руины.
Руины дома № 4. После ноября 1943 года
После войны здание не отстраивали, место на площади расчистили и разбили на этом месте парк.
Позже в парке установили памятник украинскому поэту Ивану Яковлевичу Франко. Памятник был открыт 28 августа 1956 года в ознаменование 100-летия со дня его рождения. Скульпторы О. А. Супрун и А. Е. Белостоцкий, архитектор Н. К. Иванченко.
Бронзовая полуфигура писателя установлена на постаменте из красного гранита. Общая высота памятника - 4,5 м.
Будет ли здесь стройка?