Была вчера в своей Галиновке. Грустно. Искала хоть что-то яркое и интересное. Но ничего не нашла. Птицы, правда, прилетали. Даже несколько соек уселось на ветки яблони. Но очень быстро улетели - испугались моей фотокамеры. Пришлось сфотографировать этого дятла. Уж он-то никуда улетать не собирался.
Но, наверное, тоже грустит и о прошедшем лете, и о своем прошлом месте обитания.
Совсем недавно он весело занимался своими дятловыми делами в мастерской очень хорошего человека. Там всегда было тихо и спокойно, хорошо пахло краской, мирно стояли на стеллажах уже нарисованные картины , - их было много. Дятел знал, что там, на этих картинах, - ведь он всегда наблюдал, как на мольберте, из-под кисти художника появлялись небо, леса, рощи, деревья, реки - всё то, что дятел так любил. Особенно хороши были деревья. А еще на картинах было много цветов.
Потом в мастерской поселилась бездомная кошка. Вернее, она когда-то была бездомной и никому не нужной. А сейчас у неё появился очень добрый хозяин. С кошкой дятел любил разговаривать, когда не было художника.
Но уже год, как мастерская пустует...
Потому- то дятел и поселился у меня на даче. Здесь тоже много деревьев и когда-то цвели цветы. Но я-то знаю, что для него - это всё не то...
Особенно сейчас, когда деревья стоят совершенно голые и пронзительно чувствуется, как они стыдятся своей обнажённости.
С затаённой тоской смотрят они на спавшие с них одежды и вспоминают те счастливые дни, когда светило солнце и зеленые листья расказывали свои вечные истории.
Разве можно узнать в этих скрюченных, неизвестного цвета созданиях, ту шумную листву, которая покрывала собой, то, что сейчас называется - ветви.
Сейчас это прах. Прах, который к весне уйдёт в землю...
А я всё смотрела, и смотрела на керамического дятла.
Почти год тому назад я вам уже рассказывала о
Михаиле Георгиевиче Якубовиче.
Художник никогда не уходит в НЕ-БЫТИЕ. И если он перестает общаться с земным Миром, - его разговор с нами не прекращается. Потому что остались его картины: его видение мира, его мысли, его чувства, его восхищение красотой земли и звёздного неба, его затаённые желания, его понимание тайн сна, загадок жизни и смерти.
И всё это я сегодня увидела на выставке картин Михаила Якубовича.
И не только увидела - я общалась с художником. И это было прекрасно, хотя и неимоверно грустно.
Предлагаю и вам остаться наедине с Михаилом Геориевичем.
"Автопортрет" 1989 год.
Мои комментарии к картинам, думаю, будут излишни. Ведь все мы разные. И то, что вижу я, ни в коей мере не должно мешать вашему восприятию мира художника, который смотрел на всё то, что его окружало, чистыми и светлыми глазами. И еще - судя по картинам, Михаил Геориевич всё время искал свою дорогу в жизни. Возможно, его ранний уход и был свидетельством того, что этот Путь уже найден.
Картина "Дорога жизни". 2001 год.
"Рождение дня".
"Глаз".
"Падение".
"Эллада".
"Зима".
Речка Вилия. Вдали - город Острог.
"Старый Острог".
В 12 км от нас находится старинный город Острог - резиденция магнатов Острожских.
Дух этого древнего места передан с идеальной точностью.
Вид Нетишина: "Старая мельница".
"Зимний пейзаж со старой мельницей".
"Березовая роща".
Моё любимое растение - стрелиция.
Но как возможно так передать суть цветка, его "душу"!?
"Одиночество".
"Лесное озеро".
"Весна".
"Невыпитый чай".
Михаил Георгиевич Якубович...Учитель, художник, философ...
И только тихое эхо в пустом зале, где так сиротливо висят его полотна, отзывается на слова, которые никогда невозможно понять и принять:
"Вечная память..."
Михаил Георгиевич со своей сестрой.
Одна из последних фотографий. За несколько дней до ухода...