В первой части своего рассказа о моей очередной поездке в Западно-Украинский городок Млынив, где меня заинтересовала усадьба Ходкевичей, я пообещала вам показать кое-что мистическое. Тем более, что эта усадьба сравнительно недавно заинтересовала экстрасенсов, которые приезжали сюда, чтобы, как они утверждали, спасти мужское население Млынова от страшной опасности.
У
Александра Ходкевича, кроме млыновской и пекалевской резиденций, был еще дворец в Новомалине на Волыни - примерно в 50 км от Млынова. Чтобы было удобнее туда добираться, задумал он соединить все эти свои маетки подземным ходом. Но наверное, или финансов не хватило, или же очень сложной была задача, - подземный ход прошёл только под рекой Иквой до костёла на противоположной стороне села. Старожилы Млынова расказывают, что неоднократно находились смельчаки, которые пытались обследовать этот подземный ход. Но кроме пары скелетов ничего особенного не нашли. Когда костёл разрушили, и на его месте построили кинотеатр, начали появляться провалы, которые до сих пор периодически засыпают, чтобы местные ребята не устраивали в этих обнажившихся глубоких ямах бункера для своих игр.
И вот я стою в подземелье, где начинается этот таинственный подземный ход. Именно здесь со съемочной группой "Следствие ведут экстрасенсы" случилось непредвиденное. Внезапно погас свет и начали взрываться софиты кинооператоров. Какая произошла паника среди съёмочной группы, и как они бежали прочь, наверх , можно себе представить. Я бы этому не поверила, но в числе очевидцев была моя хорошая знакомая. И хотя весь
сюжет кинопередачи вызывает у меня глубочайшее сомнение, в этот эпизод я верю.
И вот почему.
В подземелье царил небольшой полумрак,- свет проникал через потолочные окна. Обстановка была обыденная - шли ремонтные работы. Я была не одна, но атмосфера сразу же мне не понравилась. Особенно стало не по себе , когда на моей фотокамере перестала срабатывать фотовспышка. А когда я подошла к входу в подземный ход, пытаясь его запечатлеть поближе, затвор моей фотокамеры вообще перестал срабатывать.
С этим подземных ходом и подвалом связана трагическая история.
В 1915 году линия фронта проходила через Млынов. Девять долгих месяцев усадьба Ходкевичей, за которой размещались австрийцы, была мишенью для российских солдат. Но как это ни странно, здания пострадали незначительно. Всё это время в усадьбе жили Мечислав-младший ( внук Александра Ходкевича) со своей матерью Юлией, его сестра София и, конечно же, слуги .
В мае 1919 года Млынив был захвачен большевиками. Мечислав-младший ушёл на фронт. Слуги и охрана разбежались. В усадьбе остались только мать с дочерью. Они были предупреждены о том, что красноармейцы намерены посетить резиденцию панов. Наслышавшись о том, что солдаты не жалуют "багатеев", было решено покинуть имение. Но как? Выход был только один - бежать через подземный ход (который я вам показала на неудавшейся первой фотографии). Не совсем понятно, зачем женщины вдруг вернулись? Возможно, забыли что-либо ценное. Но тут-то их уже поджидали "новые хозяева жизни". Что было дальше - вы, наверняка, догадались. Не было пощады ни пожилой женщине, ни незамужней девушке.
Несколько дней спустя жители Млынова обнаружили в подземелье изуродованные тела несчастных и тайно похоронили их под костёлом, в усыпальнице Ходкевичей.
Дворец был разграблен. А что осталось от ценнейшей картинной галереи и библиотеки, я вам уже рассказывала.
В 1920 году Млынов отошёл к Польше. Мечислав-младший вернулся с фронта. Пытался отремонтировать дворец, пригласил реставраторов, хотел восстановить кое-что из порубленных картин и мебели. Правда, жить пришлось уже во флигеле - дворец был непригоден для жилья.
В 1939 году западно-украинские земли вошли в состав Советской Украины. Чьей собственностью стала усадьба Ходкевичей после того, как они эмигрировали - не знаю. Вроде бы в уцелевших зданиях были конюшни. Практически не нашла никаких сведений о том, что здесь было до 1958 года, когда в бывшем флигеле Ходкевичей организовали зооветеринарный техникум. А затем, когда на фундаменте разрушенного Дворца (Согласно легендам в его стенах и в подземельях были замурованы богатства Ходкевичей, которые они не смогли вывезти еще в начале Первой Мировой войны. Возможно, это и было одной из причин его уничтожения. Но это только мои предположения), возвели новое здание техникума, бывший флигель стал общежитием для студентов.
Сейчас в этом здании Краеведческий музей. Это именно там появилась неисчезающая трещина - силуэт обезглавленной красавицы.
Здание было построено еще в 1815 году и, хотя требует капитального ремонта, всё-таки прекрасно сохранилось до наших дней.
Особенно интересен его треугольный фронтон.
Давайте не будем смотреть на обшарпанные окна. Уверена, что всё это будет в скором времени отреставрировано. А чтобы немного отвлечься от мрачного подземелья и силуэта, рассмотрим центральный цветок, который меня очень заинтересовал. Пишут, что это герб Ходкевичей. Хотя герб Ходкевичей выглядит совершенно иначе.
Среди экспонатов Краеведческого музея, который находится в этом здании, я увидела интереснейший цветок. Его зовут "Carlina cirsioides - Відкасник татарниковидний - Колючник бодяковидный".
Как же он меня впечатлил своими огромными цветками до 25 см в диаметре! Теперь у меня появилась мечта - увидеть это чудесное растение в природе. Но растение это редкое. Занесено в Красную книгу.
И еще я подумала, что именно его попытался изобразить неизвестный нам Мастер на треугольном фронтоне здания. И как же удалось уцелеть ему и от времени, и от обстрелов, и от равнодушия к красоте, и от ремонтов?...
Обойдём здание с другой стороны. Здесь находится вход в Музей.
Очень красиво.
Напоминаю, здание строилось как флигель (!), - здесь во времена Ходкевичей до Первой Мировой войны была кухня, подсобные помещения и жили слуги.
Ничего себе - флигель, думала я, прогуливаясь по музейным комнатам, которых здесь насчитывалось четырнадцать и рассматривая музейные экспонаты.
Особенный интерес для меня представляла комната, в которой были размещены фотографии членов династии Ходкевичей, которые не только здравствуют по сей день, но и периодически приезжают в Млынив.
И каждый раз Ходкевичи интересуются подземельями.
Дело в том, что когда началась Первая Мировая война, особенно ценные предметы коллекции и часть архива были вывезены во Львов и в Варшаву. По сей день уцелевший архив Ходкевичей, который сейчас находится в Государственном Архиве Польши , является огромной ценностью для историков. А в подземелья усадьбы, которые были и во дворце, и здесь, во флигеле, и в "Темплуме" были спрятаны золото, серебро, фарфор, ценные предметы и оставшаяся часть архива.
В сопровождении милой девушки-экскурсовода я спустилась в подземелье флигеля. Конечно же, не удержалась от расспросов - как им здесь работается. Не беспокоят ли привидения? Девушка загадочно улыбалась и уходила от прямого ответа. Но я-то читала, как часто работники и служащие музея слышат то стук каблучков, то скрип лестницы, то хлопанье дверей, то непонятный шум, исходящий из подвала, в который я сейчас спускалась.
Подвал был освещен и, возможно, поэтому никакого страха не было. Я пофотографировала все тёмные углы и закоулки в надежде потом что-нибудь в них разглядеть потустороннее. Но увы...
Хотя было кое-что интересное - выцарапанные надписи в одном из помещений.
Экскурсовод рассказывала, что во времена ВОВ в этих подвалах вроде бы (!) были застенки НКВД.
Судя по надписям, возможно, так и было. Выцарапаны числа, но вот год не удалось разобрать. Зато четко видна фамилия "Куандыков".
Вот что нашла в
Интернете: "Куандыков Асылбек родился в глухом ауле Карабалыкского района, что в Кустанайской области. С семи лет осиротел. Воспитывался в детдоме. В 1942 году Асылбек добровольцем ушел на войну. Участвовал в боях под Смоленском, Брянском. На Украине освобождал Киев, РОВНО (!). Был ранен в Прикарпатье. Три месяца лежал в полевом госпитале и снова - на фронт. Участвовал в освобождении Румынии, Чехословакии, Венгрии, Австрии."
Город Ровно - это совсем недалеко от Млынова. А вдруг, именно этот солдат Куандыков Асылбек нацарапал эти буквы. И что же он здесь делал?
Еще одна тайна, которую хранят млыновские подземелья...
Пора, наверное, заканчивать нашу экскурсию и выходить на свет Божий.
Светит солнышко. Приветливо шумят деревья. И хотя давным-давно нет здесь прежних хозяев, всё-таки хорошо, что память о них бережно сохраняется и в музейных комнатах, и в реставрирующихся зданиях, и в этом ухоженном парке.
Сейчас здесь хозяйничают студенты Государственного технолого-экономического колледжа - будущие пчеловоды, рыбоводы, ветеринары, бухгалтера, организаторы сельскохозяйственного производства. И нет им никакого дела до всех этих усадебных историй с ихними кладами в подземельях . Наверняка, они даже не интересуются тем, кто здесь жил, какие ветры, разметавшие множество судеб, проносились над этими зданиями.
Всё правильно - жизнь идёт вперёд. Но мне кажется, что иногда нужно оглядываться назад, в прошлое. Может, поэтому и появляются в некоторых местах все эти непонятные явления - стуки, шаги, скрипы, тени, призраки... Чтобы напомнить нам - мы были...
И последнее - когда прогулка по имению была закончена, я обнаружила, что впервые(!) остановились мои наручные часы. Я как-то не придала этому особого значения, но время запомнилось. И когда, уже дома, просматривала фотографии, обнаружила, что мои швейцарские часики остановились именно тогда, когда была сделана первая фотография в том злосчастном подвале, где начинался подземный ход.
Внимательно читала "Млинів: минуле і сучасність,сторінки 500-літнього літопису" и не менее внимательно слушала рассказ экскурсовода и жителей Млынова.