Ой, только не пугайтесь, пожалуйста. Вспомните, что
в прошлый раз, гуляя по Национальному музею изобразительных искусств Беларуси , мы остановились возле этой милой старушонки. И разглядели мы тогда только её профиль. Но ведь и анфас её не менее миловиден.
А сотворил это майоликовое чудо очень интересный художник-анималист-скульптор позапрошлого века - Обер Артемий Лаврентьевич.
Почему я люблю подобные музеи? Потому что получаешь столько информации, последующая переработка которой, приводит к множеству небольших собственных открытий. Мир становится шире, притягательнее. Знакомишься с интереснейшими людьми, которых уже нет на этом свете, но которые затронули какую-то струночку твоей души. И быть может, это звучание так нужно не только нам, но и творцам того, что так нас заинтересовало.
Не буду здесь перепечатывать биографию Обер Артемия Лаврентьевича, тем более, что о нём очень скудные сведения в Интернете. Это не тема моего поста. Но может, кого-то заинтересует этот художник, который умер в 1917 году, создав множество необычайно интересных скульптур животных и сказочных существ, одно их которых так приглянулось мне в этом музее, и которое я бы назвала - "Страшная красота".
Переходим в следующий зал.
Улыбаемся розовощекой красавице- крестьянке Архипова А.Е.
Длинная картина вдали - это Михаил Александрович Врубель.
В собрании музея три картины и три майоликовые скульптуры Врубеля. Вы все их видите на фотографии.
К сожалению, как следует сфотографировать длинное синее полотно мне не удалось. Не удалось его также найти в Интернете, а оно интересно и загадочно. Как впрочем, и почти все картины Врубеля.
Вот небольшой фрагмент этой картины, которая иллюстрирует сказку "Садко", к которой художник неоднократно обращался.
Обратите внимание на взгляд русалок - точь в точь, как у вышепоказанной старушонки.
Про следующую картину немного расскажу. Называется она "Гензель и Гретель".
На фоне театральных декораций изображены оперные певицы Татьяна Любатович и Надежда Забела, которые исполняли роли Гензеля и Гретель в одноименной опере Русской частной оперы, которая приехала на гастроли в Петербург. Врубель был приглашен художником театральных декораций и, увидев Надежду Ивановну Забелу, влюбился в неё с первого взгляда, и почти сразу же сделал ей предложение. Актриса ответила, что согласится, если Врубель напишет её портрет. Случилось это в конце 1885 года, а в июле 1886 года, в Женеве, состоялась их свадьба.
Поклонники Михаила Врубеля знают, как часто впоследствии художник писал свою любимую Забелу-Врубель.
А началу этой большой любви положил вот этот замечательный двойной портрет.
Рядом еще один интересный портрет. Но это уже Зинаида Серебрякова, которую я нежно люблю за её светлые, тонкие картины, написанные с большой любовью ко всему изображаемому.
На полотне младшая дочь Зинаиды Серебряковой, которая впоследствии стала известной художницей.
В этом же зале картина, очень непривычная для Филиппа Андреевича Малявина, которого мы знаем по ярким, красочны, красным полотнам с изображением пышущих здоровьем русских крестьянок.
"Мальчик на медвежьей шкуре". Мне не удалось найти сведений о том, кто же на этом полотне.
Обращает на себя внимание большая книга, изображенная на заднем плане. Возможно, это что-то личное, семейное.
Во всех музеях я очень внимательно рассматриваю натюрморты, хотя и не имею к ним особенного пристрастия. Всё дело в том, что моя очень хорошая приятельница (не люблю слово - френдесса!)
tangrusha, известная как грушевед и грушелюб, всегда замирает от восторга, когда видит неизвестное ей изображение этого "заморского" фрукта. И хотя картина И.Машкова висела довольно-таки высоко, груши я всё-таки разглядела и даже сфотографировала, правда, не в очень хорошем ракурсе.
Правда, разглядывая натюрморт в домашних условиях, как-то усомнилась - груши ли это? Но думаю, что Татьяна, пользуясь своими энциклопедическими грушевыми знаниями сможет разобраться в данном вопросе.
А следующий зал был небольшой компенсацией за то, что мне не удалось попасть в Несвиж.
В Несвиже находится известнейший памятник архитектуры Беларуси - Несвижский дворцово-парковый комплекс, каменный замок которого был заложен в 16 веке и считался самым мощный фортификационным сооружением на то время. И если уж я туда попаду, то мне будет, что вам показать.
Начиная с 16 века Несвиж со всеми его красотами и дворцами принадлежал богатейшим магнатам - известнейшему клану Радзивиллов - некоронованным королям Литвы и Беларуси.
В этом зале собраны парадные портреты всех поколений Радзивиллов, которые находились в Несвиже. То есть мне очень повезло увидеть подлинники, так как, очевидно, в Несвижских дворцах сейчас находятся их копии.
Как бы мне хотелось показать вам все эти порреты и рассказать о каждом портретируемом. Каждая личность - интереснейшая судьба. Практически каждый мужчина был государственным деятелем или воином. А женщины...Разве у женщины из рода Радзивилл может быть обычная судьба? (Про одну только Барбару Радзивилл можно целый день рассказывать)...
Покажу вам несколько портретов, а остальные оставлю на мой будущий Несвиж, в который обязательно надеюсь попасть.
Юрий Радзивилл - по прозвищу Литовский Геркулес.(1480-1541). Богатейший магнат Великого Княжества Литовского, масса регалий, воин, прославившийся в 30 битвах. И что немаловажное - отец Барбары, будущей польской королевы, жены Сигизмунда Второго Августа.
Какой великолепный двойной портрет! Посмотрите на эти лица. С каким интересом смотрят они на нас из далёкого-далёкого 1646 года. Это жены Януша Радзивилла - Катажина и Мария. Катажина - дочь Брацлавского воеводы, католичка. Прожила с мужем всего 4 года, умерла в 1642 году. Мария - дочка молдавского господаря, православная. Венчались в Яссах в 1645 году при участии Киевского митрополита Петра Могилы. Умерла Мария в 1660 году. Пережила своего мужа на 5 лет.
Не кажется ли вам, что это очень нестандартный портрет. То есть, вторая жена Януша Радзивилла изображена рядом с его умершей первой женой. Удивительно!
А вот и супруг этих милых дам - Януш Радзивилл (1612-1655).
Разглядывая его портрет, эту нежную руку, которая кажется создана только для того, чтобы ласкать кудри красавиц, невозможно поверить, что она может сжимать эфес сабли и рубить противника. А кто скажет, глядя на эти парадные кружевные одежды, что перед нами талантливый военный полководец и Великий гетман литовский?
Януш Радзивилл - интереснейшая личность и далеко не однозначная. Мало добрых слов о нём было сказано при его жизни, да и после. Прожил всего 43 года и умер при невыясненных обстоятельствах. Для украинцев был врагом, так как воевал с казаками Богдана Хмельницкого и неоднократно их побивал. Для поляков - предатель, так как порвал отношеня с Польшей, когда ВКЛ воевала с Московией. Но для Москвы также был врагом, так как громил и московские войска. Интересующихся подробностями отправляю
СЮДА.
Ах, какую женщину изобразил нам художник, имя которого не известно, но зато хорошо извстна эта красавица с горностаевой мантией, которую муж ласково называл любимейшей Марысенькой.
Да, да, это она, - супруга короля Польского и великого князя Литовского Яна Собесского - Мария Казимира Луиза де Ла Гранж д, Аркьен (1641-1716).
Немного посплетничаю: первым мужем королевы был Великий канцлер - Ян Замойский - первый владелец, так хорошо нам известной, Буши. Так что, возможно, эта прекрасная дама ступала когда-то своими прелестными ножками по бушанским землям. Но это - к слову. Любовь между Марией Казимирой и будущим королем Польши случился еще задолго до кончины Великого канцлера. Но это была настоящая любовь. Королевская чета прожила в мире и согласии 30 лет, родив пятеро детей.
Кровей Мария Казимира была не королевских (дочь гвардейца и гувернантки), но смогла стать настоящей КОРОЛЕВОЙ. Злые языки даже поговаривали, что королевством правил не её победоносный супруг, а эта капризная, взбалмошная , но при этом чрезвычайно образованная, красивая женщина.
О чем, на мой взгляд, и свидетельствует этот замечательный портрет.
А вот и фреЙлина королевы Марии Казимиры - Анна Катажина Радзивилл "Черная княгиня"(1676-1746).
Неизвестный художник. 1722 год.
В 16 лет её насильно выдали замуж за Кароля Радзивилла, которому она родила очень много детей. Но одиннадцать(!) из них не дожили до совершеннолетия. Теперь вам понятно, почему она не снимала траурные одежды. Тем более, что супруг не вынес этого семейного горя и в 1719 году скончался.
Анна Катажина пережила его на 30 лет, и вошла в историю Беларуси, как сильная женщина, которая основала знаменитые стекольные заводы , суконные и прядильные мануфактуры, где изготавливался один из символов Беларуси - слуцкие пояса.
Но до сих пор бытует легенда, что сова, которая иногда прилетает к фамильной усыпальнице Радзивиллов в Несвиже - это несчастная мать, ставшая птицей, чтобы навестить своих детей, которые в склепе так боятся холода и темноты.
Теперь вы видите, в какую шикарнейшую галерею я попала. И чувствую, что придется писать еще один пост, или же покинуть эти портреты и перейти к белорусскому искусству.
Но мне кажется, что вам также по душе этот зал и не хочется отсюда никуда уходить.
Потому продолжу.
Михаил Казимир Радзивилл (1625-1680), более известный как "Рыбонька". Почему так пристало к нему это произвище, которое фигурирует даже в
Википедии - не совсем понятно. Возможно, так его называли родители, или же он так обращался к собеседникам. Очень странно, что это прозвище так "прикипело" к крупному государственному деятелю - маршалок, каштелян и воевода, гетман Великого Княжества Литовского, о чем свидетельствует булава в его руке.
Родился в Олыке (Волынская область, рядом со мной. Давно бы съездила туда, но - "туда не ходят поезда..."), много путешествовал, получил отличное образование. Вернувшись в Несвиж восстановил его после разрушений, которые нанесли шведы.
Покажу еще один необычный портрет из Радзивиллов, а затем перейдем к другим, не менее интересным.
Благодаря
ele_n_a и её
интересному посту узнала о существовании, так называемых надгробных портретов, которые иногда помещали на крышку гроба. Для них характерна особая форма. Поэтому, увидев этот портрет, я сразу же поняла, с чем имею дело.
Рассматриваем крайне редко сохранившийся образец надгробного портрета, написанного маслом на металле.
Николай Фаустин Радзивилл (1688-1746) - воевода, посол, генерал-лейтенант, агент российского двора. "Муж благоразумный,благородный, верный патриот, прославленый в войсках и в сенате".
Качество фотографии неважное, так как этот редкий надгробный портрет хранится под стеклом. Но зато теперь вы будете знать о существовании подобных портретов и безошибочно узнаете их в любой галерее.
Переходим к неРадзивиллам.
Этого красивого, но грустного молодого человека я встретила почти что, как родственника.
Впервые воочию увидела владельца моего родного Нетишина. Правда, это было очень кратковременно, но тем не менее бОльшая часть короткой жизни Александра Острожского (1571-1603), волынского воеводы, любимого сына Константина Василя Острожского, прошла в знакомых мне местах.
Александр Острожский - единственный из сыновей Острожского остался православным. Возможно поэтому и был отравлен собственным слугой. Был похоронен в Острожском соборе. ( 9 км о Нетишина). Но не было ему покоя и после смерти. Его дочка Анна-Алоизия была ревностной католичкой. Останки князя были не то, что потревожены, а " Гроб той растрясли, отсоваючи, и добылися до склепу и знашли у трумы тылк кости, бо юже лет 34, яко умер, а трума ценовая, и помысли до кляштора. Еден езуита сель за трумою прикрився, а другий пытает, а той отповедае от тых костей. И мовит: „Александре, по цо же ту пришед“. Той отповеда: „збавеня шукам“. „А чем же давней не шукал“. „Бо не зналем, цо вера лепша римска“. А княжна кости перемыла, золками пахнучими переклала. Езуиты крестили во свою веру кости и водою покропили и имя переминили Станиславом и попровадили до Ярославля, и там поховала подле матки своей. Теперь свой час прибрала, що давно мыслила».
ОТСЮДА.
Как вам подобное перекрещивание из православного в католика? И случилось это в 1633 году. Через 30 лет после погребения...
И еще буквально пару слов о живописце белорусско-польского происхождения Хруцком Иване Фомиче (1810-1885). Мне очень понравились его натюрморты, за которые художник был отмечен всевозможными медалями. Вот одна из его картин, которая имеется в этом музее, но почему-то не попала мне в кадр.
Единственная картина этого поста,
позаимствованная из Интернета.
В 1844 году Хруцкий приобретает имение Захарьино, недалеко от Полоцка, Витебской обл. Там он пишет, в основном, иконы, иконостасы для униатских церквей и выполняет заказы своего покровителя - литовского митрополита Иосифа Семашко. Известен его цикл из 32 портретов лиц духовного звания.
Не скажу, к этому ли циклу относится следующий портрет митрополита греко-униатских церквей Российской империи Иосафата Булгака.
Интересно одеяние митрополита, а также его поза, настроение - замечательно выразительный, психологический портрет. Возможно это именно тот период, когда митрополит противился переходу униатов в православие. Уж больно тяжелую думу выражает его лицо.
Также портрет кисти И.Хруцкого.1847 год.
Иеромонах Викентий Лисовский, духовник митрополита Литовского Иосифа Семашко.
Согласитесь, что портрет достоин показа. Мне кажется, это это был НАСТОЯЩИЙ духовник и служитель церкви.
И еще несколько слов об авторе этих замечательных картин и портретов.
Последние двадцать лет жизни художника прошли в полном забвении. Хруцкий даже не узнал, что один из его натюрмортов купил сам Третьяков для своей галереи. Некролога не было. Дом сгорел. Кладбище снесли. Могила исчезла...
Ну что ж, попрощаемся с этим великолепным портретным залом. Не знаю, как вы, а я это делаю с большим сожалением.
Но не переживайте. С Музеем мы еще не прощаемся. Впереди нас ждут не менее интересные залы, с не менее интересными картинами, живописцами и скульпторами.
Одна Витебская школа с Марком Шагалом чего стОит...Так что - не разбегайтесь.
Пока!