"Уж сколько их упало в эту землю, Разверстую вдали..."- писала несравненная Марина Цветаева. Эти строчки не выходили у меня из головы, когда впервые я ступила на территорию, которая считалась еще одной достопримечательностью села Буша, о котором я уже так много вам рассказывала.
Сказать: приглашаю вас на экскурсию на кладбище - как-то язык не поворачивается. Потому, давайте, просто прогуляемся по Буше, а конечным этапом нашей прогулки будет посещение исторического места с архитектурными памятниками прошлых веков.
Усадьба, где я жила в Буше находилась сравнительно далеко от центра. Но часовая прогулка по практически безлюдной улице была не утомительна и приятна. Изредка дорогу перебегали чем-то озабоченный петух или кудахчущая курица. Да еще в одном месте выскочила маленькая собачка, но почему-то сразу же потеряла ко мне всяческий интерес и уселась на прежнее место, приветливо виляя белым пушистым хвостиком.
По пути встречались очень оригинальные домики. И что интересно - практически нигде не было глухих и высоких заборов, что говорило об открытости и добржелательности местного населения.
Пожилая женщина приветливо сказала мне, совершенно незнакомой - "Добрий день!"
Точно также, застенчиво и дружелюбно, громко здоровались и улыбались мне местные ребятишки. Эти улыбки еще долго сопровождали меня.
К тому, что сельские жители приветствуют каждого встречного, я давно уже привыкла.
Я шла и невольно думала о том, что город, с его многолюдностью, суетой, постоянными заботами, спешкой, транспортом и прочими благами цивилизации сделал нас, горожан, совершенно другими: закрытыми, настороженными и неспокойными..
Дорога к Казацкому кладбищу была мне хорошо знакома - оно находилось почти в центре села.
На удивление, это старинное кладбище практически не обросло легендами, кроме предупреждения о том, что ночью там прогуливаться не стОит. Но сейчас был прекрасный светлый день, то есть эта прогулка мне ничем не угрожала.
Сразу же скажу, что кладбища запущеннее, но и живописнее, я еще никогда не встречала. Летом оно сплошь покрыто лиловыми метелками лекарственного шалфея, который при малейшем прикосновении издаёт изумительный пряный запах. Но, конечно, по известным причинам, его никто здесь не собирает.
Осенью картина выглядит несколько иначе, но не менее живописна. Потому-то я и привела вас сюда.
Жаль только,что вы не сможете почувствовать ту ауру, царящую в этом скорбном месте, которую по ощущениям никак нельзя было назвать таким грустным словом.
Кладбище было закрыто сравнительно давно. Эти даты можно прочитать на могильных памятниках у входа. Практически все они датировались концом 19 века.
Но чем дальше, тем давнее и древнее становились могилы. Вернее, не могилы, а кресты. Могилы уже давным- давно сравнялись с землей и потому приходилось очень осторожно отступать от проложенной узенькой, мало хоженной тропинки, которая говорила о том, что кладбище это редко кто посещает.
Почему же КАЗАЦКОЕ? Это название не давало мне покоя. Я не в первый раз бродила среди этих крестов, разыскивая упоминание о славных защитниках своего Отечества. Но этих имен, или же дат - не было.
Если хорошо покопаться в
источниках, то можно найти сведения о том, что Буша входила в состав Ямпольской сотни Брацлавского казацкого полка, который в 1649 году имел 2655 казаков, 22 сотни. Ямпольская сотня, где могли быть казаки из Буши насчитывала 98 казаков. То есть, жителей Буши было единицы. В 1667 году Брацлавский полк отошёл к Речи Посполитой, а в начале 1712 года был вообще ликвидирован. Поэтому вряд ли кладбище получило такое знаковое название в честь тех казаков.
У меня есть другая версия.
В 1654 году здесь произошла большая трагедия. И хотя прошли века, и давным-давно всё превратилось в прах, но должно ведь быть какое-либо упоминание о том, где были погребены 16 тысяч жертв той кровавой бойни и резни. Не здесь ли, не на этом ли они поле ?
Народ всегда дает очень точные и меткие названия памятным местам. После той битвы, от Буши остались одни только руины, спастись удалось всего нескольким жителям - и лишь через несколько десятилетий село начало возрождаться. Возможно, именно в память о тех казацких сотнях, которые яростно защищали свою землю, осталось название "Казацкое".
Я бережно обходила каменные кресты, рассматривая и разбирая их надписи. И как ни старалась настроить себя на могильный холод, у меня это не получалось. Глубоким-глубоким покоем веяло от этих вековых камней.
Каждый крест с его витиеватой надписью представлял из себя бесценную находку, образец древнего каменотесного искусства, которое практически уже ушло в прошлое.
На многих крестах надписи удивительно хорошо сохранились. На века провел своим резцом опытный камнерезчик, чтобы , действительно, увековечить то, что останется от тех, кто ходил по этой земле.
Интересно то, что до конца 19 века в этих местах, как правило, не принято было отмечать дату рождения. Самой важной считалась дата смерти. Если "почивала" женщина, то обязательно указывалось чья она была жена.
"ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕННА РАБА БІА(Божия)ЕЛЕНА ЖЕНА ДЕМЯНА САРАВАНА ПРЕСТАВИСЯ".....
А вот и мой одноплеменник. Интересно, каким ветром его занесло на эти украинские земли?
"ЗДЕ ПОЧИВАЕТЪ Р.Б.РОМАНЪ АФАНАСТЕВЪ(Афанасьев) МОСКАЛЬ 1866..."
Такую форму крестов называют казацкой, или же мальтийской. Почему в этих краях прижилась подобная форма, докопаться мне не удалось. Скорее всего, она полюбилась местным каменотёсам 18-19в.в. А камёнотесов и в Буше и в окрестных сёлах Приднестровья было предостаточно, так как этот край издавна известен своими залежами камня песковика и известняка.
Песковик - удивительный камень. Прикоснувшись к нему один раз, вы навсегда запомните это ощущение, которое вам захочется повторять вновь и вновь.
Но, не будем забывать, что мы на кладбище. Надмогильных камней трогать не будем, а свой рассказ я продолжу.
К сожалению, мастеров-каменотёсов в Буше сейчас - единицы. А столетия назад весь теплый сезон громкое и звонкое перестукивание разносилось по всей местности - это работали артельщики, выполняя заказы и делая каменные изделия на продажу. Осенью запрягали возы и развозили их, в том числе и каменные кресты, на Волынь, в Киев, Херсон. Добирались и до Новгорода.
Но вот мы с вами почти что на вершине. Отсюда открывается прекрасный вид на всю округу. Там, где церковь - это Буша, а правее и дальше - село Дорошивка, вплотную примыкающая к Буше.
Тишина и неземной покой...
Здесь, на вершине, стоит особенный крест. Как видите, и форма его необычна. Слышала, что рядом с этим крестом, в этом месте очень сильная энергетика. У кого-то здесь были видения, кто-то оздоровился, кто-то что-то услышал...
Я в это верю. Потому что в Буше очень много всего необычного - тайны, загадки, паранормальные явления...Один Лабиринт чего стОит. Потому, правда, с некоторой опаской, опрокидываюсь в высокую траву и пристально смотрю в синее небо в ожидании чего-то необычного.
Облака, похожие на неряшливые клочья ваты, застыли неподвижно, и только тоненькие травинки еле-еле покачиваются перед моим взором. Удивительно тихо. Не слышно даже стрекота кузнечиков. Вспомнилась легенда о доблестном казаке, которую я вычитала в книге Алёшкиных "Обереги над Мурафою".
Казак служил в Бушанской крепости, еще до того, как она была разрушена поляками. Служил он бессменным сторожевым, потому что имел очень острое зрение. Ни один турок-басурман не мог подобраться к крепости. Да и сила у казака была немеряная. Знали об этом янычары, но знали и то, что победить его можно только в полночь на новый месяц. Выждали они такую ночь и напали на него. Но только дотронулись до казака своими ятаганами, - исчез казак. Полетела в небо его душа, которая превратилась в ясного сокола.
Говорят, что он и по сей день летает в синем небе...
Долго я так лежала, прислушиваясь к своим ощущения и ожидая появления в небе ясного сокола. На душе было ясно и спокойно, и совсем не хотелось вставать, зная, что неизбежно придёт выход из этого доброго душевного состояния.
Потом я села и начала рассматривать крест, поросший лишайниками, которые, как какие-то, то ли письмена, то ли узоры, разбрелись по его поверхности. Некоторые пятна напоминали засохшую кровь.
Никаких потоков энергии от креста не ощущалось. Но какое-то взаимодействие всё-таки происходило. Мне казалось, что крест разглядывает меня точно так же, как я разглядываю его.
Когда, кем и для чего он был поставлен? О чем или о ком он должен нам напоминать? Носится ли над ним чья-то бессмертная душа? Или души?
Столетия пронеслись над ним, а он стоИт себе нерушимо, как знак того, что всё тлен и суета, и всё проходит, и ничего нет вечного, и что еще совсем немного и все мы будет там, в той синеве-небохранилище-раздвижном и пожизненном доме...
Но как ни странно, эти мысли меня ничуть не пугали, а наоборот, успокаивали, убаюкивали и давали надежду, что всё самое-самое хорошее у меня еще впереди.
Может, это и хотел сказать мне этот древний-древний камень, к подножию которого привела меня запутанная ниточка моей судьбы.
От конца кладбища тропинка вела к Лабиринту. Я пошла по ней, оглядываясь на одинокие кресты, которые встречались теперь всё реже и реже.
И думалось мне о том, что, наверное, хорошо, что есть на земле вот такие заброшенные, неухоженные, заросшие полевой травой места, которые, похоже, совсем не хотят, чтобы их касалась человеческая рука. Ведь если представить, что всё это будет скошено, выравнено, обмеряно и подкрашено, то неминуемо исчезнут и эта священная тишина, и это теплое касание ветра, и чуть-чуть слышный , мягкий шопот трав.
И разлетятся тогда души наших предков во все стороны, и не будет куда нам прийти и подумать о ВЕЧНОСТИ.
За купами кустов, обрамляющих Казацкое кладбище начиналась широкая дорога к Лабиринту, - еще одному загадочному месту в этой загадочной Буше.
Но о Лабиринте - уже в следующий раз.
P.S. Интересное предположение о форме загадочного креста только что высказал историк В.В.Березяк: "В иконографии часто изображают святого или человека - достойного внимания Бога. В таких случаях изображают персону с ангелами по бокам. Очень похожи левая и правая часть креста на таких ангелов, которые прильнули к центральной фигуре покойного...Возможно, это могила священнослужителя или очень достойного человека."