События, происходящие в Японии никак не настраивают на прогулочное настроение и
рассказываю о необычной встрече, которая произошла во время моего путешествия
по Великобритании. Случилось это в Шотландии, на самом берегу Ирландского
моря...
Был конец мая, но погода не баловала. Низкое свинцовое небо, угрюмое бескрайное море, пологий берег с беспорядочно разбросанными камнями и валунами с жалкой растительностью.
И среди этой унылой картины, на береговой кромке - гранитный
якорь, который, конечно же не мог не привлечь к себе внимания.
В этом, конечно, стыдно признаться, но для того, чтобы заинтересоваться историей трагической гибели героя песни, которую я знала с детства, мне пришлось совершить путешествие "за три моря". А известна ли вам эта история? И знаете ли вы о том, что останки символа непобедимости русского духа уже много-много десятилетий лежат в холодных водах далекого Ирландского моря у берегов Шотландии.
Подходим поближе.
Так как я почти что уверена, что и вам известна история гибели "Варяга" только в общих чертах, то немного расскажу вам то, о чем сама узнала, благодаря этой встрече. Крейсер "Варяг" был построен в США в самом конце 19 века. В 1901 году он был передан России и вступил в состав Российского флота.
Базировался крейсер в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая сроком на 25 лет. В январе 1904 года крейсер "Варяг" вместе с канонерской лодкой "Кореец"находился в заливе Чемульпо (Корея), - их задачей была охрана российского посольства в Сеуле. Там же находились британские, американские,итальянские и французские корабли. 26 января 1904 года Япония объявляет войну России, а 27 января капитан "Варяга" Всеволод Федорович Руднев получает ультиматум о необходимости покинуть Чемульпо до 12 часов дня
Команда корабля, состоявшая из 570 человек, принимает единодушное решение прорываться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи - взорвать корабль. Вот здесь и начинается "- Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад
наступает. Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Пощады никто не желает..."
Бой был неравный. И длился он всего 50 минут. Японская эскадра состояла из 6 крейсеров и 8 миноносцев. Но и они понесли немалые потери. С борта крейсера было выпущено по противнику 1105 боевых снарядов. 130 раненых, 22 погибших - дальнейшее сопротивление оказалось бесполезным. Уцелевших матросов крейсера "Варяг" подняли на свои палубы иностранные корабли, стоявшие в заливе. Отказался только капитан американского судна. Командиры израненных"Варяга" и "Корейца" приняли решение не сдавать корабли врагу. Канонерка была взорвана, а на героическом крейсере были открыты
врагу. Канонерка была взорвана, а на героическом крейсере были открыты кингстоны, - и через несколько часов он скрылся в морской пучине. Всеволод Руднев докладывал «Корабли отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду».
Вот какую замечательную фотографию удалось найти в
Интернете Как видите, все моряки имеют на груди Георгиевский крест ,которыми их наградили в Одессе, сразу же после прибытия на Родину.
И еще не могу не сказать о том, что раненые с крейсера "Варяг" были доставлены в госпиталь, который принадлежал японскому Красному Кресту, где им обеспечили такой хороший уход, что из 24 тяжелораненых умерло только два человека, которых похоронили с воинскими почестями. После излечения, защитников легендарного "Варяга", уважая их мужество, отправили на Родину.
А дальше "Варяг" был поднят со дня моря и до 1916 года числился в японском флоте под названием "Сойя". Вот так он выглядел сразу же после подъема со дна морского.
Затем российское правительство выкупило крейсер и включило его в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Но судно требовало капитального ремонта и в феврале 1917 году ушло на ремонт в верфи Великобритании. А дальше начинаются всякие легенды и мифы. По одним источникам - крейсер "Варяг" был продан после Великой Октябрьской революции официальными представителями России. А печальный итог таков: в 1920 году он был продан немцам на слом. Но справедливость все-таки есть. Что значит для военного крейсера бесславная утилизация? Крейсер и здесь не сдался и предпочел смерть а дне моря. При транспортировке через 5 лет по Ирландскому морю "Варяг" попал в шторм и сел на мель в заливе Ферт-оф-Клайд, у небольшого населеного пункта Лендалфут. Под ударом холодных волн негостеприимного северного моря он постепенно разваливался по частям, пока окончательно не ушел под воду. Затем его взорвали, чтобы он не мешал местному судоходству. Но так как это произошло в 500 метрах от берега, то местные жители растащили все возможные металлические детали крейсера на свои сельские нужды. Остался лишь остов, вокруг которого по сей день ведутся дебаты о необходимости поднять его и вернуть гордость российского флота на историческую Родину.
Но о многострадальном крейсере не забыли. В 2003 году участниками экспедиции российского телевидения было найдено
место остатков "Варяга". В России был организован благотворительный фонд памяти крейсера "Варяг", который объявил конкурс по созданию памятника. Трое студентов Нахимовского училища стали его победителями, а скульптор Данила Суровцев и архитектор Виктор Пасенко воплотили его в бронзе.
В июле 2006 года на берегу, у места , где находятся его останки, была установлена памятная доска.
А 8 сентября 2007 года появился памятник, в основании которого
есть капсула с российской землей. Церемония открытия открытия проходила очень
торжественно. Представляю себе, каково было жителям шотландской деревушки, когда
они увидели делегацию из 240 человек, которую возглавлял первый российский
миллионер Артем Тарасов. У большинства россиян были матроски и бескозырки с
надписью "Варягъ". Но больше всего, наверное, впечатляли черные рясы хора
Свято-Даниловского монастыря в полном составе. Особенно, когда они громко
грянули песню "Варяг". Было много торжественных слов.
"Это дело будет жить. Это интересная, сложная история. Людей будет привлекать
история о русских, которые сделали правильный выбор больше века назад. Но самое
главное, что наши народы сегодня здесь вместе. И мы смотрим на прошлое, но
делаем выводы на будущее", - сказал Джордж Робертсон, бывший генеральный
секретарь НАТО.
И стоит на берегу залива Ферт-оф-Клайд единственный памятник русской воинской
славы. Это трехметровый крест высотой около трех метров. Вверху надпись "ВАРЯГЪ",
а внизу , выполняя изображение перекладины в православном кресте, - барельеф
героического крейсера.
Местные жители пообещали ухаживать за памятником. Свое
обещание, конечно, они сдерживают. Вокруг очень чисто и ухожено. Только
почему-то грустно...
Андреевский флаг представляет собой голубой косой крест на белом фоне. Как
известно, Святой Андрей был казнен именно на таком кресте. Крейсер "Варяг" погиб
под Андреевским флагом. Национальный флаг Шотландии - тоже Андреевский флаг. И
последнее пристанище крейсера - Шотландия...
Ну и в заключение не могу не добавить еще один интересный
факт. Вскоре после торжественной встречи героев Чемульпо в России начали
появляться песни, посвященные этой героической битве. Было таких песен около
пятидесяти. Но лишь одна из них живет до сих пор. Замечательная песня! А сочинил
ее на немецком языке австрийский поэт и драматург Рудольф Грейнц, которой не
понимал по-русски ни одного слова. Но он так впечатлился статьями, которые читал
в германских газетах, что написал стихотворение «Der «Warjag».Эти стихи перевела
на русский язык Евгения Студентская. Насчет автора музыки - мнения расходятся.
Больше всего упоминается имя Алексея Турищева.
Click to view