Цетинье - историческая столица Черногории и её святыни.
Oct 29, 2013 20:01
.
И это столица?- спросите вы. Ваше недоумение еще более возрастет, если вы узнаете, что в столице проживает около 16 тыс.жителей. Серое здание справа - бывшая королевская резиденция. Рядом с ним - ничем не примечательные дома, окруженные ничем не примечательными лысыми горами. Но не торопитесь с выводами. Цетине, или Цетинье - город с интереснейшей историей. Причем, эта история тесно связана с Россией. Ну а для меня - это вообще знаковый город. Попала я сюда абсолютно случайно. Цетинье не был предусмотрен туристическим маршрутом. Но "так выпали карты", и нежданно-негаданно, этот день стал самым незабываемым днём моей поездки по Балканам. Удивительная эта страна - Черногория. Только что мы бродили с вами между пальмами и олеандрами, любовались океанским лайнером и синевой моря, восхищались изящной архитектурой которских зданий и даже иногда нам казалось, что мы находимся в Италии. Но всего несколько часов езды по автотрассе с красивейшими видами Боко-Которской бухты из окна автобуса
и мы попадаем в абсолютно другую скалистую страну - без пальм, без моря, без роскошной растительности среди домов скромной, прямоугольной постройки. Но если вы хотите увидеть настоящую, не туристическую Черногорию, то вам нужно приехать именно сюда, в Цетинье. И первым делом взойти на Орлиную скалу, где вас будет обдувать прохладный и немного жесткий вольный ветер. И вы чуть-чуть поймете почему так долго называли этот край страной "диких горцев".
А еще перед вами откроется панорама горного массива Ловчен с его вершиной, на которой находится Мавзолей большого и настоящего человека - Петра II Петровича Негоша.
Основатель династии Петровичей- Негошей - митрополит Данило. Именно в его правление начинаются тесные взаимоотношения между Черногорией и Россией. Хочу внести некоторую ясность по поводу того, почему главами государства были служители культа. До 1852 года Черногория была теократическим государством с элементами родового строя, то есть страной правили владыки - князья с церковным титулом высшей степени священства.
Черногория, зажатая со всех сторон врагами, давно смотрела в сторону великой славянской и единоверной православной державы - России. И дождалась. В 1711 году в Цетинье к митрополиту Даниле прибыли послы от русского царя Петра Первого с посланием, в котором было предложено вести совместную борьбу с Османской империи. Конечно, это предложение было с восторгом принято черногорцами и так их воодушевило, что вскоре всего 8 000 черногорцев победили 50 тысячную турецкую армию в битве на Царёвом Лазе. Но через два года турки жестоко отплатили черногорцам. Страна была превращена в пепел, а владыка Данило чудом спасся. Чтобы как-то спасти свой народ от голода и восстановить хоть немного разоренную страну, владыка Данило едет к русскому царю. Этот исторический визит состоялся в 1715 году. Петр Первый радушно принимает владыку и, конечно же, не отказыват в материальной помощи.
С тех пор все российские государи всегда помогали маленькой и гордой стране. Вспомните об адмирале Сенявине и его флоте, о котором я писала в предыдущем рассказе. Но черногорцы никогда не оставались неблагодарными "во все войны России с Турциею, не сходили они с поля и умирали на сражениях с мужеством и верностью неизменяемою". ( Броневский В.Б.Описание Черногории). Но был все-таки один момент, когда императрица Екатерина Вторая отказала в помощи черногорцам. И всё потому, что из-за своей любви к России черногорцы признали в самозванце, выдавашем себя за Петра Третьего - её супруга , русского царя и пригласили его на царство. История интереснейшая - о ней можно почитать под спойлером. Нашла ЗДЕСЬ.[Spoiler (click to open)]Пропавший "император» как минимум четыре раза появлялся и за границей и пользовался там значительным успехом. В первый раз он обозначился в 1766 году в Черногории, что вела в то время борьбу за независимость против турок и Венецианской республики. Строго говоря, этот человек, явившийся неизвестно откуда и ставший сельским знахарем, сам никогда не объявлял себя императором, но некий капитан Танович, бывший ранее в Петербурге, «узнал» в нём пропавшего императора, а собравшиеся на совет старшины сумели найти портрет Петра в одном из православных монастырей и пришли к выводу, что оригинал весьма похож на своё изображение. К Стефану (так звали чужака) была направлена высокопоставленная делегация с просьбами принять власть над страной, однако тот отказался наотрез, пока не будут прекращены внутренние распри и заключён мир между племенами. Столь необычные требования окончательно убедили черногорцев в его «царственном происхождении» и, несмотря на сопротивление церковников и происки российского генерала Долгорукова, Стефан стал правителем страны. Своё настоящее имя он так и не открыл, предоставив домогавшемуся правды Ю. В. Долгорукому на выбор целых три версии - «Раичевич из Далмации, турок из Боснии и наконец турок из Янины». Открыто признав себя Петром III он, однако, приказал звать себя Стефаном и в историю вошёл как Стефан Малый, что, как считается, идёт от подписи самозванца - «Стефан, малый с малыми, добрый с добрыми, злой со злыми». Стефан оказался толковым и знающим правителем. За короткое время, которое он оставался у власти, прекратились междоусобные распри; после коротких трений были установлены добрососедские отношения с Россией и страна достаточно уверенно оборонялась против натиска со стороны как венецианцев, так и турок. Подобное не могло прийтись по вкусу завоевателям, и Турция с Венецией неоднократно покушались на жизнь Стефана. Наконец одна из попыток удалась: после пяти лет правления Стефан Малый был зарезан во сне собственным врачом, греком по национальности, Станко Класомуньей, подкупленным скадарским пашой. Вещи самозванца были отправлены в Петербург, а его сподвижники даже пытались выхлопотать себе пенсию от Екатерины за «доблестное служение её супругу».
После гибели Стефана правителем Черногории и Петром III, в очередной раз «чудом спасшимся от рук убийц» попытался объявить себя некто Зенович, но его попытка успехом не увенчалась. Ещё об одном самозванце писал в отчёте дожу Венецианской республики граф Мочениго, находившийся в то время на острове Занте в Адриатике. Этот самозванец действовал в турецкой Албании, в окрестностях города Арты. Чем кончилась его эпопея - неизвестно. В 1897 году вся Черногория праздновала 200-летие правления династии Петровичей Негошей. К этой дате было решено перезахоронить земные останки основателя династии Владыки Данило из монастыря Подмайне в Цетинье. Для его гробницы и был сооружен открытый мавзолей на вершине Орлиной скалы. Раньше на этом месте были оборонительные сооружения, внутри которых находилась часовня с захоронениями монастырской братии. Возвела этот мавзолей княжна Елена, дочь короля Николы Первого, повенчанная с итальянским королем Еммануилом. Она сама подготовила этот проект. Достойное захоронение достойного человека.
Если вы вернетесь к первой фотографии, то в нижнем левом углу увидите комплекс сооружений с серыми крышами - это Цетинский монастырь. К нему мы сейчас и направимся. Оглянемся еще раз на небольшой мавзолей Большого Человека - пусть почивает с Миромъ.
И начнем свой спуск. У меня создалось впечатление, что тургруппы не особо жалуют столицу Черногории. За всё время нашего пребывания встречались единичные, но любознательные туристы. Правда, ведь совсем не верится, что мы находимся в городе, а тем более - в столице?
А мне на этой дороге очень повезло. Наконец-то я увидела растение, о котором много читала, хотела вырастить в своей Галиновке, но которое никак не удавалось приобрести. Здесь же это историческое растение росло по обочинам , причем в значительном количестве.
Перед вами - акант. Форма его листьев использовалась как любимый элемент в архитектуре фризов, карнизов, в росписях керамических ваз и во времена Итальянского Возрождения, и в стиле Барокко, и в Готике, и даже в сталинском монументализме.
Теперь вы всегда будете обращать внимание на коринфские капители, на обрамление старинных икон, на карнизы и на колонны зданий, построенных в сталинские времена, на оформление средневековых книжных миниатюр, на королевские короны и гербы - и очень часто встретите там стилизованое изображение листа аканта - растения, которое мне встретилось в далекой Черногории.
По дороге был даже встречен один монах, что я посчитала удачей, так как знала, что на территории монастыря фотографировать категорически запрещено.
Датой основания Цетинье считается 1482 год, когда господарь Зеты (так тогда именовалась Черногория) Иван Црноевич воздвигает в неприступных землях Ловченского предгорья свой дворец и монастырь, т.е. образуется центр державной и духовной власти. Цетинский монастырь сыграет в многовековой борьбе за свободу такую значительную роль, что станет знаменитым и почитаемым не только на Балканах, но и во всей христианской Европе. Представьте себе - в 15 веке, всего через 38 лет после изобретения печатного станка Гутенбергом, здесь появляется первая государственная типография в Европе, которая печатала книги на кириллице! Перед вами несколько страниц из Октоиха, который вышел в свет 4 января 1494 года. "Окто́их (греч. Ὀκτώηχος «восьмигласник», «голос») - богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней кроме того - малой вечерни и полунощницы". (Из Викпедии). Посмотрите, насколько прекрасно художественное оформление. И это 15 век! Обратите внимание на герб Црноевича в виде двуглавого орла, как символ единения духовной и государственной власти.
К сожалению,типография просуществовала недолго. В 17 веке монастырь был полностью разрушен, что стало настоящей трагедией для черногорского народа. "Типография та уничтожена, когда венецианцы просили дозволения у черногорцев пройти землями нашими для нападения на турок. Однако, не осуществив задуманного, возвратились через Цетинье, при скрытых обстоятельствах заминировали нашу святыню.Приведён же в действие заряд был, когда те венецианцы безопасно достигли Котора. страшным взрывом были разрушены и храм неописуемой красоты, воздвигнутый нашем воеводой Иваном Црноевичем, и митрополичий двор с монастырем. Не могли они венецианцы-папежники, зависию снедаемые, понести, что в наших землях столь прекрасный стоит храм" (Из письма владыки Василия Петровича Негоша к русскому Синоду.1758 год). На части развалин первоначального монастыря Црноевичей в 1890 году построена церковь Рождества Богродицы на Чипуру. Здесь находится гробница основателя Цетинья господаря Зеты Ивана Црноевича, а также в 1989 году сюда перевезены из Сан-Ремо земные останки короля Николы Первого Петровича Негоша и королевы Милены.
Владыко Данило, мавзолей которого мы с вами посетили в самом начале, был свидетелем разрушения обители. Спустя 9 лет после этой трагедии, использовав кое-что из оставшихся архитектурных деталей и материала, в 1701 году мудрый владыка закладывает храм будущего монастыря. Переносится и герб Црновичей, исполненный в барельефе, подчеркивая этим сохранение преемственности государственного строя.
Но вновь отстроеный монастырь переживает еще несколько разрушений всё теми же османами. И только материальная помощь России, за которой владыко Данило ездил к Петру Первому, помогла восстановить разрушенный монастырь. Монастырь расширили , добавили террасы с арками, а в верхний ярус искусно вмонтировали капители со старого монастыря Црновичей. Тогда же построили и башню звонницу. Смотрим на капители и вспоминаем лист аканта.
В 1784 году на престол был рукоположен Петр Первый Петрович Негош - самая выдающаяся личность Черногории (1747/1748 - 1830). В 1834 году митрополит Петр Первый Петрович Негош был причислен к лику святых .Во имя Цетинского святителя стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844 году владыкой Петром II, в которой он завещал себя похоронить. Эта церковь была обновлена в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова. О её дальнейшей судьбе будет рассказано в следующий раз. А пока вернемся к Цетиньскому монастырю. Вот так он выглядел в 19 веке.
А это его современный вид. За высокой полукруглой апсидой находится алтарь храма, который посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы.
Внутреннее убранство храма прячу под спойлер.[Spoiler (click to open)] Иконостас храма деревянный, с искусной резьбой и позолотой, выполнен греческими мастерами. Иконы главного ряда и деисусного чина - работа Николы Аскиота, иконописца с острова Корфу. На месте, где должна быть икона, посвященная храму - образ Св.Петра Цетинского. Очевидно, это связано с тем, что в храме находится рака с мощами Св.Петра Цетинского. Иногда и монастырь называют этим именем. Фотографии из буклета, приобретенного в монастыре.
Храм небольшой, но очень уютный и чувствуется, что намоленный.
Когда я была в этом храме, то на мощах Св.Петра Цетинского почивали в драгоценных ковчегах десница Иоанна Крестителя и частица древа Креста Господня.
Теперь приступаю к самому главному - к тому, ради чего сюда съезжаются паломники. Но и не только паломники. В Цетинье находятся одни из самых великих святынь христианского мира. Две из них находятся в монастыре. Одна - в Историческом музее. К религиозным святыням можно относиться по-разному. Кто-то относится к ним с религиозным трепетом, кто-то с простым интересом, кто-то вообще игнорирует. Все мы разные. Но обойти стороной историю реликвий, сберегаемых на протяжении тысячелетий , которые я видела, и к которым относились и относятся с благоговением миллионы и миллионы верующих. я просто не могу. С 1484 года три величайшие святыни: десница Иоанна Крестителя, часть животворящего древа Креста Господня и Филермская икона Пресвятой Богородицы (по преданию написанная евангелистом Лукой в середине первого столетия Р.Х.) находились на о.Родос у рыцарей Ордена иоаннитов. До этого они находились в Константинополе. В Большом императорском дворце хранилась десница Иоанна - "рука Иоанна Крестителя правая и тою цари поставляют на царство" ("Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия".СПБ 1872.) Из-за нападения и осады о.Родос турками, иоанниты покидают остров и более семи лет перевозят свои святыни по городам Италии. И лишь когда иоаннитам на вечные времена был подарен остров Мальта , туда прибывают святыни вместе с Великим Магистром. (Отсюда - Мальтийский орден). В конце 18 века о.Мальта оккуупируют войска Наполеона. Великий Магистр вместе с реликвиями покидает остров. Дальше эта история настолько запутанна, что распутать её мне не под силу. Отправляю вас СЮДА. Как, почему, православный российский император Павел Первый принимает титул Великого Магистра Мальтийского ордена, т.е. возглавляет католический орден? Естественно, что теперь великие христианские святыни передаются в руки русского Государя. А дата 12 октября (1799год) вносится в православный месяцеслов, т.к. в этот день святыни Крестным ходом были доставлены в Гатчину. Икона 16 века.
С 1801 года Мальтийские святыни находились в Императорском Зимнем дворце в Соборе Спаса Нерукотворного Образа. Ежегодно, к дате 12 октября они перевозились в Гатчину, в Павловский собор. Туда они и были перевезены в судьбоносном октябре 1917 года, где и остались в связи с известными событиями. А затем началось...Из Павловского собора реликвии тайно перевезли в Таллин, оттуда в Данию, так как там в это время находилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. После её кончины, святыни попали в Берлин, в русский соборный храм Св.Николая. В 1932 году святыни даруются королю Югославии Александру Карагеоргиевичу за то участие, которое он проявил к тысячам русских беженцев. В начале Второй мИровой войны, когда начались бомбардировки Белграда, молодой король Югославии Петр Второй Карагеоргиевич перемещает святые реликвии в отдаленный черногорский монастырь Острог, где они тайно хранятся в одной из монашеских келий. Но КГБ даже в Югославии никогда не дремлет. В 1951 году в монастырь прибывают местные чекисты, арестовывают настоятеля, а найденные при обыске реликвии увозят в сейфы отдела Госбезопасности в Подгорицу. Были попытки вернуть реликвии в Россию, но они оказались безуспешными. Но согласитесь - столько столетий передаваться из рук в руки, и в полной сохранности попасть в Исторический музей малюсенького города Цетинье - это что-то значит! В запасниках музея они хранились под замком и под секретом. В 1968 году тайное стало явным, но лишь 20 января 1978 года десница Иоанна Крестителя и частица животворящего Креста Господня были торжественно возвращены в лоно церкви. Где в драгоценных окладах почивают и по сей день.
Вот сколько удивительных историй обнаружилось в небольшом городе небольшой страны. К сожалению, в музей я не попала. Как не увидела и прочие достопримечательности столицы Черногории. Но зато после посещения монастыря случилось то, что я расскажу вам в следующий раз. И это было ВОСХОЖДЕНИЕ. Так что - до следующей встречи!