Моя Москва.В поисках двух известных памятников.

May 18, 2013 13:30




Узнаете? Николай Васильевич Гоголь. Почему-то именно с этого памятника захотелось  начать рассказывать про мои весенние прогулки по Москве. И не потому, что это мой самый-самый любимый писатель. Просто именно с Гоголя началось моё знакомство, а затем и большая любовь к настоящей литературе. Судьба памятника очень интересна, - наверное, это и было отправной точкой к моим московским поискам двух памятников Гоголю.

Как-то так получилось, что чаще всего я выходила на станции метро Кропоткинская. Вот и в этот раз мне нужно было попасть на Гоголевский бульвар, который при жизни Гоголя носил очень славное название - Пречистенский. В самом конце этого пречистенького бульвара , согласно путеводителю по Москве, и должен был стоять "новый" Николай Васильевич Гоголь.



Ничего искать не было нужно. Бульвар, действительно, оказался очень чистеньким и начинался сразу же у станции метро. И впереди можно было рассмотреть искомое. К сожалению, несмотря на конец апреля, весна еще не вступила в свои права. Глазу было непривычно видеть голые деревья после буйной зелени, которая провожала меня из моего украинского дома. Да и моросил мелкий дождик. Но бульвар был удивительно мил, тих и приветлив. Взглянув по обе бульварные стороны, мне стало ясно, что пройти напрямую к памятнику мне не удастся, - очень уж красивые здания обрамляли бульвар и справа и слева.



И начались мои метания с одной стороны на другую. Но во-первых, давайте обратим наше внимание на чугунную ограду. Звёзды,звёзды и звёзды. И хочу отметить, что такого количества пятиконечных звёзд, сколько я их видела в Москве - не видела ни в одном городе, где мне приходилось бывать.



Каждый дом, который встретился мне на пути, и справа и слева от бульвара, заслуживает отдельного рассказа, но остановлюсь не на всех. Хотя так и подмывает показать и рассказать про каждый дом. Уж столько исторических личностей в них побывало...Так уж я устроена. Стоит мне только увидеть мемориальную доску со словами "Здесь жил..." - сразу же начинаются какие-то ассоциации, воспоминания, представления, которые ,понимаю, мало кому интересны. Но учитывая, что это все-таки - мой журнал, придется вам, мои дорогие друзья, терпеть моё многословие , или же просто пропускать эти буквы. Естественно, без всякой обиды с моей стороны.
Про этот дом - информациии почти никакой. Но, увидев его, я онемела и начала гадать,кому он мог бы принадлежать.



Подхожу ближе - никакой мемориальной доски нет. Любопытство взяло верх, и, забыв о Гоголе, пошла я по закрытым подворотням, пока не нашла открытую. Захожу во двор - у дома охрана и всё перекрыто шлагбаумом. Из будки выходит хмурая личность. На мой вопрос о доме, - всё тот же хмурый и молчаливый взгляд, направленный на мой фотоаппарат. Я,конечно,немедленно ретировалась, но растерявшись, забыла даже сторону, откуда пришла.



Всю эту картину наблюдал уэбек с метлой. А,может, и не узбек...Но из тех краев. Должна отметить, что обслуживающим персоналом в Москве являются лица явно не русской национальности. И их очень много. Во всех скверах, дворах, парках,переходах можно встретить добросовестных уборщиков, которые сделали Москву очень чистой. Я жила далековато от центра, но и там везде по утрам я встречала "оранжевые жилеты".
Узбек с метлой, сообразив, что я как-то заблудилась, показал мне выход их дворовых лабиринтов разнеможного дома, и обойдя шлагбаумы, я попала в Филипповский переулок. И - опять онемела. Передо мной был дом,красивее прежнего. Со звездами!



Что-то было вэтом доме от китайской пагоды. Должна в очередной раз отметить, что очень неравнодушна к красивым домам. Причем, не имеет значения, сколько лет эданию. Этот дом, по моему предположению, явно принадлежал к новострою, но был удивительно пропорционален, элегантен и красив.



И опять под домом - всё та же охрана. Правда, без шлагбаума.
Москвичи, подскажите, пожалуйста провинциалке.Что это за тайны Мадридского двора?



А прямо напротив "китайского" дома ,через узкую дорогу, по которой даже две машины не разъедутся - находилась удивительно маленькая и очень красочная церквушка.
Уже дома я узнала, что этот древнейший храм принадлежит Иерусалимскому подворью.Хотя изначально был построен боярином Иваном Косьминым для поминовения себя и своих родителей в 17 веке.
В 1808 году в Иерусалиме случился большой пожар,который почти полностью уничтожил величайшую святыню - Храм Гроба Господня.



"Патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью в восстановлении храма к другим Православным Церквам. В 1817 году он направил просьбу к Императору Александру I о даровании Иерусалимскому Патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Русская Православная Церковь откликнулась на этот призыв; так в Москве было учреждено Иерусалимское подворье".



Заглянем внутрь на одну секундочку. "Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Эти великие святыни и доныне хранятся в храме".
В 1917 году Иерусалимское подворье было упразднено, а в 1989 году вновь начало действовать.
Как я понимаю - это территория Иерусалима и, похоже, что вся площадь, начиная от того огромного дома, проход в который перекрыт шлагбаумом также относится к Святой Земле. Вот как бывает иногда полезно отклоняться от намеченного пути.



По Филипповскому переулку выбираюсь на Сивцев Вражек.(Хочу отметить, что очень помогают ориетироваться в некоторых районах Москвы карты, с подробным названием всех улиц и переулков.) И опять возвращаюсь к Гоголевскому бульвару. Слышу журчание воды и... полная иллюзия того, что эти лошади плывут против течения. Вода-то льется самая настоящая!



Думаю, что вы уже догадались - кому принадлежит этот необычный памятник. Конечно же, певцу Тихого Дона. Кстати, где-то мне потом попадался дом, где жил Михаил Шолохов. Хотя я думала, что он прожил всю жизнь в станице Вёшенская.



А напротив памятника, по другую сторону бульвара опять красивое здание в классическом стиле. Охраны нет, и информация исчерпывающая.



Две мемориальные доски. Одна гласит о том, что здесь останавливался Тургенев,



а вторая - для меня довольно-таки грустная, так как тема декабристов всегда волновала и трогает меня по сей день. Здесь жил декабрист М.Нарышкин, и здесь в январе 1826 года был он арестован. Вместе с ним был арестован и И.Пущин. Помните, у Пушкина? "Мой первый друг, мой друг бесценный...". И ведь всё это было. Как их выводили из этого дома? В наручниках? А потом  пришлось подставлять свои интеллигентные дворянские ручки под кандалы, которые так красноречиво изображены на мемориальной доске.



Отмечаю про себя, что загляну потом на выставку, так как сейчас в бывшем доме Нарышкина находится Арт-галерея и продолжаю свой путь к Гоголю. Вот он уже совсем близко.



И вновь - неожиданность. Справа, - за высоким забором. Из запасников моей памяти всплывает имя Зураба Церетели. А я ведь очень хотела посмотреть его работы. Улыбаюсь удаче, думая, что здесь же, в этом здании, находится его музей. Еще одна закладка о посещении.



Прохожу немного вперед , и ....Какое-то внутреннее чутье мне подсказало, что не стоит фотографировать множество черных лимузинов, которые окружали эти монументальные и строгие здания.



А дальше был длинный глухой и высокий забор, который я приняла за ограду какого-то монастыря. Когда забор кончился, я направилась искать вход внутрь. Но всё было глухо. На мои расспросы походящий мимо меня народ как-то отмалчивался. Лишь один парень засмеялся и сказал - "Вы что - не знаете? Это всё - Министерство Обороны!". Оказывается, передо мной была огромная Арбатская площадь, которую с одной стороны обрамлял комплекс зданий Министерства обороны...



А слева был искомый памятник Николаю Васильевичу Гоголю.



А теперь будет история  памятника, чтобы вам было понятно ,почему мне так хотелось увидеть его. Ведь, согласитесь, ничего необычного в нём нет. Классический памятник времен социализма. Вот только фонари очень необычные. Какие-то странные фигуры то ли львов, то ли еще кого-то, которые никак не гармонируют со строгой, уверенной в себе, фигурой Гоголя.
За оградой - стена, которую я приняла за монастырскую. По причине её большой высоты никак не могла разглядеть, что за здания находятся за ней. Это потом, возле Гоголя, уже узнав, что это всё - комплекс Министерства Обороны, - как следует всё рассмотрела и ужаснулась своей глупости. Слава Богу, что прошли те времена, когда за подобные фотоснимки могли и в каталажку засадить.



Раньше здесь, до 1952 года стоял совсем другой памятник. Собственно, ради него я и предприняла эту прогулку по Гоголевскому бульвару. В 1909 году, в сотую годовщину со дня рождени Гоголя, при стечении огромного количества народа, был открыт памятник, средства на которого были собраны всем миром. Сперва был торжественный молобен, затем не менее торжественные речи с возложением венков. Один из этих венков был преподнесен от самого Императора - Николая Второго. Был и венок от городского головы - Ивана Гучкова. Народ был весьма заинтригован - ведь  памятник создавал известный по тем временам архитектор Андреев. Уже, глядя, на завесу, покрывающую памятник можно было предположить, что он совсем не обычный.



Так и произошло. Когда завесы спали - перед честным миром предстала трагическая фигура Гоголя с понуро опущенной головой, сидящего в глубокой задумчивости. По низу памятника на барельефах были изображены персонажи его произведений. И несмотря на всю свою неординарность этот памятник стал любим и почитаем москвичами. А имя архитектора вам хорошо известно . Н.А.Андреев - создатель в советские времена скульптурной ленинианы.



Памятник Гоголю простоял на этом месте сравнительно недолго. Как было на самом деле - история умалчивает. Но я читала собственными глазами, что этот памятник Гоголю очень не нравился Сталину, как, впрочем, и произведения писателя. 1952 год - победные марши, песни о радостной жизни в СССР, стихотворения о счастливом детстве, кинохроники с сияющими глазами строителей социализма - а здесь, в центре Москвы - такая скорбная и понурая фигура. Убрать! Некий архитектор Н.В.Томский получает кремлевский заказ и создает памятник в духе социалистического реализма. А тут и дата подходящая - 100 -летие со дня смерти Николая Васильевича. Сидящий Гоголь под покровом ночи демонтируется, а на его месте возникает новый Гоголь, уверенно смотрящий в будущее, с соответствующей надписью.



Это, конечно, большая удача, что во все времена жили люди, которые с риском для своей благополучной жизни сохраняли бесценные памятники прошлого. В Донском монастыре был организован музей памятников архитектуры, куда, как экспонат был и помещен "андреевский" Гоголь. Хотя первоначально предполагалось отправить его в плавильную печь...



И пробыл он в Донском монастыре до очередной Гоголевской даты - до 150-летия со дня рождения писателя. В 1959 году памятник, который многие считают шедевром и лучшим памятником Москвы, был установлен в тихом дворике, рядом с Городской библиотекой.
Вот таким я и увидела его . И сразу же полюбила.



Место было выбрано не случайно. Дом, который впоследствии стал библиотекой с двумя меморальными комнатами Н.В.Гоголя раньше принадлежал усадьбе А.С.Талызина, у которого снимали комнаты друзья Гоголя - А.Г. и А.П. Толстых. Именно они приютили у себя большого писателя. Здесь Гоголь провел последние годы своей жизни 1848-1852 г.г.



Здесь, в камине он сжег вторую часть "Мертвых душ". И здесь, умирая, говорил "Лестницу, поскорей, давай лестницу!". Я долго ходила вокруг памятника, а Гоголь все смотрел и смотрел мне в душу, то улыбался, то осуждал, то вдруг становился очень печальным.



И еще мне думалось - был ли Гоголь в Вероне, когда долгое время жил в Италии? И не эту лестницу ли он имел в виду в последние минуты своей земной жизни?



Это была лестница Скалигеров, которая, прошу прощения у Гоголя за некоторую вольность, не дает мне покоя. Но это уже будет мой следующий рассказ, потому что Верона до сих пор меня не отпускает. И который также будет иметь небольшое отношение к Москве. Так что - надолго не прощаюсь.

Москва

Previous post Next post
Up