Как-то так получилось, что в последнее время я пишу посты, приуроченные какому-либо событию. И если в прошлый раз, событие было, в общем-то радостным, то в этот раз - наоборот. Уход любого человека из жизни - это горе для близких и, скорее всего, печаль для тех, кто окружал этого человека. А если уходит личность, которую знали миллионы? Я далека от политики, но Маргарет Тэтчер всегда была мне интересна и вызывала искреннеее уважение. Сообщение о том, что церемония прощания и всё последующее, будет происходить в Кафедральном Соборе Святого Павла еще раз убедило меня в том, какое значительное место занимала Маргарет Тэтчер в политической жизни Великобритании.
"Нет человека, что был бы сам по себе, как остров; каждый живущий - часть континента; и если море смоет утес, не станет ли меньше вся Европа: меньше - на каменную скалу, на поместье друзей, на твой собственный дом. Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе..." Известно ли вам,кому принадлежат эти слова? А они ведь имеют прямое отношение к Собору Святого Павла. Наверняка вы читали роман "По ком звенит колокол?". Но это не фраза Эрнеста Хэмингуэя. Это цитата из проповеди Джона Донна (1572-1631) , который был проповедником в Соборе Святого Павла. Этот удивительный человек - поэт, философ, оратор, богослов, депутат Парламента, отец 12 детей , прочитавший сам себе похоронную проповедь перед смертью, заслуживает отдельного рассказа. Но в этот раз я покажу вам только Собор Святого Павла, посещением которого началось моё знакомство с Лондоном.
Но сперва была Темза. И мост Миллениум, с которого сделана эта фотография. Да-да, типичная серенькая лондонская погода, о которой я так была наслышана. Виднеющийся вдали Тауэрский мост явно говорил о том, что я, действительно, в Лондоне.
Поворачиваем налево - и перед нами Кафедральный Собор Святого Павла, который существует еще с тех времен, когда не было Лондона, а был город Лондиниум - главный город Римской Британии.
Предлагаю всем, кто интересуется, познакомиться с теми сведениями, которые я почерпнула из прекрасно оформленного путеводителя, приобретенного в стенах Собора. На всякий случай прячу под спойлер. [Spoiler (click to open)] Официально римляне ушли из Британии в 410 году, но для того, чтобы сохранить свое влияние, Римский папа Григорий Великий послал сюда священнослужителя Меллитуса (который впоследствии был почитаем как Святой Меллитус) для обращения племен англосаксов в христианскую веру. Считается, что именно он основал Собор в 604 году, а Апостол Павел был выбран защитником города. Разные королевства стремились завладеть Лондоном, этим важным центром торговли. Собор Св.Павла и территория возле него стала местом, где проходили народные собрания, делались публичные заявления и читались проповеди, т.е. был прототипом парламента и народного собрания.
В 962 году Лондон постигли чума и пожар, которые разрушили Собор Св.Павла, но он был восстановлен в тот же год. В 1087 году Собор вновь был полностью сожжен. На этот раз строительство заняло очень много времени - до 1240 года. Вновь построенное здание было настолько красиво, что его называли "Английский Шартр". Оно было намного большего размера, чем нынешнее, а его шпиль считался самым высоким в Европе, пока его не уничтожила молния в 1561 году.
В 1534 году в Англии произошла протестантская реформа, поводом которой была общеизвестная история брака Генриха ҮIII с Анной Болейн. Собор Св.Павла становится англиканским Кафедральным Собором. Что только не происходило в его стенах! Стол общины (протестанты) во времена правления королевы Марии (дочь Генриха YIII) был заменен на алтарь (католики). При Елизавете I протестанты проповедовали у Креста Павла снаружи Собора, а католические литургии проходили внутри Собора. Когда на трон взошел сын Марии Стюарт Яков I, проповеди у Креста продолжались. Особенно отличился проповедник Джон Донн, о котором я уже упоминала.
В 1633 году начались восстановительное работы Собора, - он находился уже в довольно плачевном состоянии. Но его состояние еще более ухудшилось после казни Карла I и учреждения Английской республики. В нем были размещены всевозможные ремесленные цеха, ночлежки и даже конюшни. После восстановления монархии, Карл II предпринял попытку восстановить прежний облик Собора, но Лондон постигла новая беда.
2 сентября 1666 года, спустя год после чумы, которая опустошила почти весь Лондон, в центре города вспыхнул пожар, который пытались погасить в течение четырех дней. "В золу превратилась самая преподобная церковь, одни из самых ранних атрибутов благочестия в христианском мире..."- так записал в своем дневнике один из свидетелей этого большого Лондонского несчастья.
Говорить о Соборе Святого Павла и не упомянуть имя Сэра Кристофера Рена - невозможно. Еще одна удивительнейшая личность. Профессор астрономии Оксфордского университета, математик, геометр, физик, анатом, один из организаторов Общества экспериментальной философии. Но особенно его привлекала архитектура. И хотя он не получил специального образования, именно ему было поручено восстановление Собора. (Для тех ,кто не читал мои подробности сообщаю, что на этом месте еще в 1240 году была построена церковь, которая неоднократно горела, и также неоднократно восстанавливалась. Последний пожар 1666 года практически уничтожил всё церковное здание).
Кристофер Рен предложил полностью снести остатки сгоревшего здания, а часть древних камней использовать в новом строительстве. Несколько раз его проект был отвергнут, - членам комиссии не нравился великолепный купол, т.к. в нем они видели "папские" ассоциации (Купол Собора Св.Павла в Риме). Кроме того, обилие элементов в стиле барокко считалось возвратом к католицизму. В конце концов, Рен создал проект, который должен был удовлетворить запросы всех членов комиссии, но.... все-таки возвел великолепное сооружение, которое мы видим сегодня, и которое очень слабо напоминает принятый комиссией проект.
Считается, что этот шедевр архитектуры - воплощение истинно англиканского духа. Мне трудно судить об этом. Но этот купол, напоминающий астрономическую обсерваторию, явно говорит нам о небе и земле, о тесной связи земного и Божественного. Очень впечатляющее зрелище!
Собор огромен, - это второй по величине Собор после Собора Святого Петра в Риме. Как видите, сфотографировать мне его удалось только отдельными фрагментами. Поэтому помещаю удачную фотографию, взятую ОТСЮДА.
Собор возводили в течение 35 лет с 1675 по 1710 г.г.Cтроительство финансировали за счет специального налога на уголь, ввозимый в лондонский порт. Окончательная сумма строительства составила 50 млн фунтов стерлингов (в современном эквиваленте). Первая служба, которая состоялась после завершения строительства была посвящена благодарению за мир после войны между Англией и Францией.
Умер Кристофер Рен в 1723 году, в возрасте 91 года. И до самой смерти приходил к Собору, чтобы посмотреть на свое Творение. Похоронен Великий Архитектор в крипте Собора. Его сын сочинил эпитафию на латыни, которая вырезана на могильной плите, она же повторена на полу, под куполом "Здесь похоронен основатель этой церкви и города, Кристофер Рен, который прожил более 90 лет не для себя, а для блага людей. Читающий, если хочешь увидеть его памятник, оглянись вокруг".
Во время Второй мировой войны множество зданий было разрушено от массированных бомбежек Лондона, но Собор Св.Павла остался цел и невредим.
Высота купола Собора 111м, или 365 футов, по числу дней в году. Эти числа не случайны. Так Рен пытался постичь связь между землей и небесами, между Богом и человечеством. Под куполом Собора находится Галерея Шепота, на которую ведут 259 ступеней. Конечно, я не могла не устремиться в эту Галерею. Кристофер Рен спроектировал купол с двойной оболочкой, то есть, находясь на галерее Шепота и, глядя вверх, можно увидеть только великолепные росписи, изображающие сцены из жизни Св.Павла.
Если бы я поднялась еще на 378 ступеней, то попала бы на следующую, Каменную галерею, с которой можно было бы любоваться Лондоном с высоты птичьего полета. Но, увы... Я решила, что вход на Каменную галерею находится где-то в другом месте я...спустилась вниз.
А вот, что можно было бы увидеть! Фотография любезно предоставлена моей знакомой, которая оказалась более сообразительной, чем я.
Перейдем теперь к внутреннему убранству Собора. Конечно, никакая фотография не передаст то торжественное и благоговейное чувство, которая испытываешь, проходя по огромному нефу. Мозаики и другие произведения искусства появились здесь лишь в 19 веке после замечания королевы Виктории, о том, что Собор выглядит, как холодный мавзолей. Их немного, но все они очень органично вписались в шедевр Кристофера Рена.
Памятник лорду Нельсону. Хочется отметить, что Великобритания очень почитает своего героя. Почти во всех городах, которые мне удалось посетить, встречались посвященные ему памятники, мемориалы или скульптуры.
Здесь же находитсяч известнейшая картина Уильяма Холмана Ханта "Светоч миру", написанная в середине 19 века. Пожалуй, это было первое неканоническое изображение Спасителя. Но тем не менее, художник-прерафаэлит получил заказ сделать увеличеную копию для Собора Святого Павла. В картине всё символично, и запертая дверь, в которую никто давно не входил, и темная ночь, и светильник. Пишут, что отверстия светильника разные, и каждое из них представляет одну из мировых религий. Но всех их объединяет Свет. «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною" (Откровения Иоанна Богослова (3, 20).
Очень интересны картины Сергея Чепика, нашего бывшего соотечественника. Он жил и работал в Париже. К сожалению, пишу это уже в прошедшем времени. Когда я видела эти огромные картины, Сергей Чепик был еще жив. Родился в Киеве в 1953 году, учился в Ленинграде. Великие стройки социализма не изображал. После того, как написал картину "Мертвый дом", понял, что признан в своей стране не будет. Уехал в Париж. Там пришло и признание и слава. Кстати, Сергей Чепик написал портрет Маргарет Тэтчер. Маленькая деталь. Когда этот портрет был окончен, премьер-министр попросила дорисовать на костюме брошку, а также за ней на стене прорисовать картину с силуэтом морского сражения, в котором участвовали её отец и муж. Очень трогательная деталь, характеризующая "Железную леди".
Совсем скоро их души встретятся в этом Соборе.
А теперь немного о Джоне Донне. Одно из моих самых любимых произведений Иосифа Бродского - "Большая элегия Джону Донну". Если вы даже не любите поэзию, её стОит прочитать. Не перестаю поражаться гениальности Бродского. Эта поэма написана им в 23 года (!) Как можно было юному поэту так проникнуться судьбой англичанина, жившего в 17 веке, его вселенской тоской ?... Там есть строчки, читая которые, всегда чувствую себя под сводами этого великолепного собора:
"...И херувимы все -- одной толпой, обнявшись, спят под сводом церкви Павла. Джон Донн уснул. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи...."
В Соборе находится погребальный памятник Джону Донну, который с 1621 по 1630 г.г., как я уже упоминала, служил здесь настоятелем . Судьба памятника удивительна! Во-первых, Джон Донн задолго до своей кончины сам позировал скульптору, надевая на себя погребальный саван. Но мало того. Во время Большого лондонского пожара от Собора практически ничего не осталось. Уцелел только памятник Джону Донну.
А как сделаны эти картины, вы ни за что не догадаетесь. Они огромны. Если подойти к ним поближе, то можно разглядеть, что картина, на которой изображен Собор Св.Павла, выполнена из фотографий всевозможных соборов. А вот из каких фотографий выполнено изображение Спасителя, забыла...
Это скульптура известного английского скульптора Генри Мура "Мать и дитя".Честно говоря, для меня она абсолютно не вписалась в храмовый интерьер и атмосферу И находится она, в полупустом зале, перед лестницей на Галерею Шепота. Возможно, это дар скульптура , в котором он видел прославление Богородицы...
А теперь спустимся в крипту. Крипта - главное место погребения в Соборе Святого Павла. Более двухсот известных и менее известных деятелей культуры, просвещения, искусства, политики покоятся здесь. Довольно мрачно и несколько неуютно, как, впрочем, и положено на кладбище. Но какие великолепные памятники можно увидеть в крипте! Очевидно это памятник воину. Конь пал, меч выпал из рук погибающего героя. Но Ангел уже венчает его лавровым венком....
В центральной части покоится лорд Горацио Нельсон, который погиб в 1805 году во время Трафальгарской битвы. На его могиле черный гроб, у которого довольно-таки необычная история. Он был изготовлен еще при Генрихе VIII для останков кардинала Уолси. Но так как Уолси попал в немилость Короля, то пышных похорон не было. А гроб все это время простоял в Виндзорском замке, пока не было принято решение поставить его на могиле Нельсона.
Недалеко покоится герцог Веллингтонский, выигравший битву при Ватерлоо. Флоренс Найтингел - героиня Крымской войны (Ее имя я впервые услышала, побывав в Балаклаве), Лоуренс Аравийский (легендарный путешественник), Александр Флеминг ( изобрел пенициллин), Уильям Блейк, лорд Лейтон, Алма-Тадема (художники) и еще много-много известных и неизвестных мне личностей.
Здесь же под простой каменной плитой с эпитафией погребен Кристофер Рен. (Я об этой эпитафии уже упоминала). Рядом установлена мемориальная плита в честь ремесленников, которые помогали Рену воплощать в жизнь его замыслы. И тут же лежит кусок известняка, на котором стоит собственное клеймо Рена. Т.е. он САМОЛИЧНО отбирал камни, которые достойны включения в кладку Собора. Не потому ли Собор стоит веками цел и невредим?... Весь пол составлен из таких могильных плит. Волей-неволей, но по ним пришлось ходить. Но, говорят, что это абсолютно не тревожит усопших, а, наоборот...
Выходим из Собора. Западный фасад так же великолепен.
Вверху изображение обращение Св.Павла. Тот момент, когда он упал с коня, услышав голос "Савл, Савл, что же ты гонишь меня?" Не обращение ли это ко всем нам?...
Памятник Королеве Анне. Именно при ее правлении было закончено строительство Собора Св.Павла. Почему-то англичане не любят этот памятник. Про него в 18 веке даже сочинили следующую песенку "Бренди-Нэн, Бренди-Нэн, тебя поставили в тупик к лавке с джином лицом, а к церкви спиной."
И, действительно, что мы видим перед этим огромнейшим Собором? Совсем маленькую площадь, заставленную памятниками, фонарями, светофорами, современными и старинными зданиями. Суету,шум и гам большого города. Совсем другой мир. Но который не менее интересен.
Подойдем еще раз к фасаду Собора и прочитаем: "Здесь Королева Виктория благодарила Бога в шестидесятую годовщину своего правления. 22 июня 1897 года".
Вот такой у нас получилась небольшая прогулка по Кафедральному Собору Святого Павла и около. Благодарю вас за внимание.