Прервем ненадолго наше
посещение Мукачевского замка, мысленно спустимся в замковый колодец и по предполагаемому подземному коридору перенесемся к подножью Чернечьей горы, чтобы продолжить рассказ о знаковой фигуре - Федоре Корятовиче, с приходом которого Мукачево стало православным центром и оплотом духовности в Закарпатской Руси.
Известно всего два портрета, которые приписываются князю Федору Корятовичу. На одном он изображен в рыцарских латах:
а второй портрет многими историками вообще не считается изображением Федора Корятовича.
Сразу же предупреждаю, - по своей натуре я человек очень дотошный. Если меня что-то заинтересует, то мне мало Интернетовский сведений. Иногда это ни к чему хорошему не приводит. Вот как, например, в этот раз. Сведения о Федоре Корятовиче оказались столь разноречивыми, что я окончательно запуталась - чей же золотой палец я так усердно пожимала в Мукачевском замке. Можно было и не писать этот пост. Но с другой стороны - почему бы не поделиться с вами тем, что я узнала. Тем более, что у меня есть друзья,интересующиеся историей Закарпатья.
В архивах города Братиславы имеется интересный документ,написанный готическими буквами на пергаменте на латинском языке: "
Дарственная грамота (Великого) князя Мукачевского Федора Корятовича от 8 марта 1360 года". Именно вокруг этого документа, который, казалось бы мог прояснить всю деятельность князя и ведутся исторические дебаты. Существует три мнения. 1) Грамота действительна и Федор Корятович действительно заселил Угорскую Русь (так тогда называли Закарпатье) 40 тыс. выходцами из Подолии. 2)Грамота подложная, сочинена монахами, и Корятович прибыл сюда к 1398 году. 3) Существовало два Федора Корятовича. Первый Ф.К. прибыл в Мукачево в 1339 году, а второй Ф.К. прибыл в 1395 году после того, как потерял Подолии в борьбе с Витовтом.
Но как бы то ни было, уже много-много веков стоит на берегу Латорицы очень красивый монастырь. Примем на веру первую историческую версию и отправимся его осматривать.
Взобраться на Чернечью гору мне было не под силу, а Юле, которая
yassena,это удалось запросто. Поэтому пользуюсь ее фотографией.
Считается, что монашеские поселения у Мукачева существовали еще в 11 веке. По сей день с северной стороны Чернечье горы существует высеченная в скале длинная и узкая пещера. Возможно, что именно в ней и обитали древние иноки.
В 1874 году в Львовском "Слове" появилась статья,написанная игуменом Мукачевского монастыря Анатолием Кралицким: "Важная находка. В архиве Мукаческого монастыря найдена на одном лоскутку бумаги следующая записка старинного почерка:"Князь Федор Кориатович, воевода на Подолии и губернатор, оставльше отечество свое Подолию про стрыя своего Ольгерда, пришед до Угро России в лето 1339 к царю Угорскому Каролю Первому,иже прия его радостно и даде ему всю династию Мукачовску со всеми окресными по столици Берегской селами,градами от Уга даже до Хуста у Марамороши. Той от года 1339 положи основание ныне сущаго города Мукачевскаго, в нем же пребывая часу некоего, изыйде ловити на гору (яже наречена гора Чернец) и где нападе нань змий велий (драконт),зияя усты,хотяй поглотити, и призва Святителя Николоя в помощь, копием оружен,заколе его....в честь памяти Святителя Христова Николая положи храм сей, и уведе вонь иноков в лето 1360 дня 8 марта, Божиим еже о всех промышлением...". К сожалению, оригинал не сохранился. Поэтому подлинность этого документа также подвергается сомнению. Но то, что именно князь Федор Корятович основал,вернее, был фундатором Свято-Николаевского монастыря, похоже,ни у кого не вызывает сомнения. Это дало ему право быть погребенным в стенах монастыря, а также вечное поминовение после кончины. Где же скончался Корятович? В Википедии читаем: "Фёдор Кориатович умер в 1414 году и был похоронен в соборе облагодетельствованного им мукачевского монастыря." Но я склонна больше верить другим источникам. Монастырь столько раз подвергался и разрушениям и пожарам, что ни документов, ни могильного камня не сохранилось. Он мог быть и в Мукачеве,и в Подолия, и в Вильно.
В 1661 году на месте старой деревянной церкви был построен каменный храм. Средства выделил молдавский воевода Константин Басараб. Существовала каменная плита с надписью " Федор Кориатович князем был За отпущение грехов монастырь зробил Деревянна церковь от века зоставала А теразнейшого року 1661 каменная стала..." В конце 18 века эта каменная плита еще существовала, так как с нее был списан этот текст. А позже плита также была утеряна.
Во второй половине 18 века началась полная реконструкция монастыря, который существует и поныне. И вот что очень интересно. Есть версия, что отстроен-то он на "злато и сребро" Императора Петра Первого. Строителем, щедрым меценатом и архитектором нового монастырского комплекса был Дмитрий Рац - шурин и земляк дипломата, просветителя и педагога Зейкана Ивана Алексеевича, который с 1708 по 1721 г.г. был наставником двоюродных братьев Петра Первого,Александра и Ивана Нарышкиных, а затем наставником Царевича Петра. Сразу же после смерти Петра Первого,Зейкан И.А. тайно переправил все накопленное "злато и сребро" домой,поручив его своему шурину Дмитрию Рацу. А Дмитрий Рац в это время возводил каменные постройки Мукачевского монастыря. Очевидно именно поэтому наставник царевича свое заработанное у Петра Первого богатство так и не получил.
Пройдем в монастырь. Сейчас это женская православная обитель .
На первом плане окна монашеских келий, которые построены Дмитрием Рацем и дошли до наших дней практически без изменений. За ними - Свято-Николаевская церковь.
В 1646 году в Закарпатской Руси была принята уния, которая расколола православный мир. И, естествено, началась борьба за монастырь,который еще некоторое время оставался православным. Но в 1661 году София Батори, о которой я уже упоминала, когда рассказывала о Мукачевской замке, в очередной раз перекрестившись (чтобы выйти замуж за Ракоци, она приняла протестантскую веру), передала Свято-Николаевский монастырь греко-католикам. И до 1946 года монастырь принадлежал католическому монашескому ордену базилиан.
Очень важно то,что с самого начала своего сушествования Мукачевский монастырь был центром духовной культуры Закарпатья. Здесь была собрана огромная библиотека с редчайшими книгами. В 50-х годах прошлого века монастырская библиотека была разорена. Часть фолиантов было вывезено в Ужгородский университет, где они хранились в сыром помещении и практически стали непригодными для чтения, часть вывезли в Москву.
Заглянем в монашеский дворик. Все ухожено, виноград грамотно обрезан, - цветочки, подстриженный газон.
Сейчас в монастыре обитает 85 сестер.
Фасад Свято-Николаевской церкви.
Справа - Святитель Николай. А слева - Преподобный Моисей Угрин. Согласно его жития - он выходец из Подкарпатской Руси, русин. Был приглашен святым князем Владимиром "для проповеди и укрепления церкви Христовой, так как христианство среди подкарпатских русинов к тому времени уже пустило глубокие корни, а в Киевской Руси только начинало овладевать умами русичей". Моисей Угрин остался в Киеве и до конца своих дней был монахом Киево-Печерской Лавры. Скончался в 1043 году.
В храме находится рака с мощами Преподобного Моисея Угрина. Говорят, что если к ней дотронуться, то избавишься от всех болезней.
Перед храмом - источник со Святой водой. Очень красиво оформлен. Помните Притчу о Спасителе и женщине Самарянской?
"...Иисус сказал ей в ответ:всякий,пьющий воду сию,возжаждет опять;
А кто будет пить воду,которую Я дам ему,тот не будет жаждать вовек;
но вода,которую Я дам ему,сделается в нем источником воды,текущей в жизнь вечную..."
Евангелие от Иоанна 4:13-14
На пригорке - небольшое кладбище и еще одно очень красивое церковное здание.
Оно же с другой стороны. Я даже не знаю, как назвать это сооружение. Это новострой, построенный для паломников, которые съезжаются сюда 28 августа, в большой церковный праздник - Успения Пресвятой Богородицы. Паломников так много, что даже такое большое сооружение не может вместить в себя всех желающих прикоснуться к Чудотворной Иконе Божьей Матери, которую в 1926 году подарил Мукачевскому монастырю Папа Пий Х1.
Через ажурные окна можно заглянуть внутрь этой церкви-павильона. Очевидно, в центре происходит церковная служба, а за оградой находятся паломники. Сама икона находится в Свято-Никольском храме и только 28 августа выставляется в этом зале.
Смиреннок кладбИще.
Где-то здесь покоится легендарная игумения Параскева, первая настоятельница, которая в те времена, когда Советская власть закрывала монастыри,сумела восстановить древнюю святыню.
Не люблю кладбища. Но здесь совсем другая атмосфера. Удивительное место - эта Чернечья гора.
Среди почти одинаковых надгробных памятников монашек- сестер есть одна могила, на которой всегда горит неугасимая лампадка. Это могила человека, вера которого неугасимо освещала его путь к Богу. Здесь почивает большой ученый, почитаемый старец, выдающийся церковный деятель Архимандрит Василий (Пронин), который почти полвека жил в Мукачевском монастыре.
Мне это имя не было известно. Поэтому в церковной лавке приобрела прекрасно изданную "Историю православной церкви на Закарпатье"архимандрита Василия (Пронина), которую и использовала в этом очерке. Книга оказалась бесценной - доступным для мирян языком изложен весь исторический путь Закарпатья. Причем, исторические события излагаются абсолютно беспристрастно, что для меня особенно ценно.
Буквально несколько слов об отце Василии.
Архимандрит Василий, в миру Владимир Пронин, родился в 1914 году в Киеве. Он был потомком дворянского рода Прониных. 1917 году семья переселилась в Сербию. Окончил Сербскую Православную Семинарию.В 1934 году уехал в Шанхай. Затем учился на богословском факультете Белградского университета. В 1939 году принял монашество с именем Василий. С 1950 года - послушание в Мукачевском монастыре и начинает приводить в порядок древнюю монастырскую библиотеку. Отец Василий в совершенстве знал 7 иностранных языков и еще на семи свободно читал, много переводил . Занимался археологией. Написал труд "Палеолит Чернечьей горы". Кроме богословских много других научных трудов: "Гравитация и возрождение","Лингвистика Закарпатья". Один из последних трудов - "Церковное искусство Закарпатья".
По завещанию батюшки в его келии находится монастырская библиотека. Очень хотелось мне попасть туда. Не получилось.
А потом я долго-долго сидела под старым дубом, где чьи-то добрые руки соорудили простую одинокую скамью. Вдали и внизу был шумный город, но шум его не долетал в этот уединенный, совсем другой мир. О чем я думала? Ни о чем. Все мысли, желания, заботы и печали куда-то улетучились. Остался только тихий шепот листьев,легкое дуновение ветерка и ненавязчивое щебетанье какой-то одинокой птички.
"...Не спрашивай, какая у города душа. Вот голубь на кресте. Его перо легло на холодный камень. Тёплое,невесомое и неуловимое. Такая и душа у Мукачева. Не спрашивай,какая она. Это те, которые в болоте заложили Храм. Это - ты и я, которые расчистили дорогу к Храму. Это - наши дети, которые завтра руками и сердцами согреют эти каменные стены.
Не спрашивай, какими были те люди. Потому что это не просто люди, это - столпы,на которых держится мукачевское небо.
Пусть жизнь мукачевца короткая и жёсткая, как плащ Святого Мартина. Мы не проходим.Мы,как птицы,оставляем здесь перья своей любви. И становимся Душой этого города".
Мирослав Дочинец "Душа Мукачева.Силуэты европейской провинции во времени и пространстве."
(Перевод с укр.языка)