В журнале
taras_palkov появились посты, посвященные Пути Святого Иакова - Камино де Сантьяго, поэтому я решила отложить следующую прогулку по Венеции, чтобы посетить и рассмотреть подробно венецианскую церковь Сан Джакомо дель Орио, которая посвящена апостолу Якову, покровителю пилигримов. Именно сюда заходили паломники (а, возможно, и сейчас заходят) перед тем, как отправиться в дальний путь в Испанию по Камино де Сантьяго к гробнице Святого Якова.
Я уже говорила о том, что очень люблю изучать свои фотографии после очередного путешествия, когда улягутся все восторги, успокоятся впечатления, когда не нужно никуда спешить и лихорадочно, на ходу, выискивать нужную информацию, когда можно спокойно погулять по Сети и получить ответы на то, что очень заинтересовало, или же досмотреть то, что оказалось недосмотренным. Вот и сейчас:
в предыдущем посту я показывала вам церковь Сан Джакомо дель Орио и сокрушалась о её непрезентабельном внешнем облике. Но посмотрите, как же она прекрасна! И я ведь проходила мимо этих стен, но не удосужилась отойти подальше и рассмотреть церковь как следует, со всех сторон. Поэтому беру свои слова обратно и благодарю
bluartbook за такую прекрасную фотографию церкви Сан Джакомо дель Орио.
Небольшая справка: Giacomo - итальянское имя Джакомо, у нас - Иаков или Яков.
Входную дверь в церковь Святого Якова пришлось немного поискать среди этих разновеликих построек и достроек. Храм считается одним из старейших в Венеции. Построен где-то в 8 веке, первое упоминание в 11 веке. В начале 13 веке расширен на средства двух богатых венецианских семейств. В 13 веке восстанавливался после землетрясения, последняя реставрация в 19 веке.
Над очень скромным порталом - небольшая скульптура,17 век, изображающая покровителя пилигримов. Но чтобы рассмотреть её как следует, нужно зайти в храм.
Потому что внутри имеется точно такая же мраморная скульптура Святого Якова, датируемая 1671 годом, но гораздо большего размера. Обратите внимание, на груди Святого раковины морского гребешка. Согласно легенде, неизвестный всадник на коне, каким-то образом попал в морскую пучину. Казалось бы, нет никакого спасения, но ему крупно повезло. В это самое время рядом проплывало судно со Святым Яковом на борту, и чудо свершилось. Конь и всадник вынырнули из пучины морской, находясь на раковинах морского гребешка.
В конце 19 века, когда начались массовые паломничества к храму Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела, раковина стала официальным дорожным знаком на пути Св.Якова и, вообще символом пилигримов. Попутно замечу, что она еще и символ нефтяной компании SHELL, но какое это имеет отношение к Святому Якову - не знаю.
Первое впечатление от церкви - серая и мрачная. Но это было только в первые минуты, пока я не посмотрела на стены и не подняла свои очи вверх.
Думаю, что вам знакомо то чувство неловкости, которое возникает, когда заходишь в церковь ради праздного любопытства. Особенно, если в это время прихожане молятся и совершается богослужение. Чтобы всем, и прихожанам, и туристам было хорошо и комфортно, в Венеции появилась ассоциация, которая называется "Хорус". Она объединяет 16 церквей, в которых достаточно много художественных шедевров. Вход платный, но вы за три евро получаете план церкви с указанием всего того, что заслуживает внимание. Причем, на понятном вам языке. Как правило, это где-то с 10 до 16 часов. Благодаря этому, можно ходить по храму абсолютно спокойно и рассматривать всё, что вас заинтересовало. Вы, конечно, можете зайти и во время церковной службы и ничего за это не платить, но тогда, сами понимаете, будете нарушать чувства верующих, да вам и самим будет не по себе.
Итак, с хорусовским билетиком входим в церковь абсолютно спокойно и начинаем рассматривать картины знаменитых художников. Начнем с пресбитерия, который прямо перед вами.
Но пока посмотрим вверх. Сразу же обращает на себя внимание церковный потолок, сооруженный в форме киля , что создает впечатление перевернутого корабля - намек на то, что это храм нашего спасения. Потолку уже около 700 лет, он выполнен из лиственницы. Для меня "киль корабля" был открытием - впервые я увидела такие потолки именно в Венеции.
Сперва подойдем к Главному алтарю. Так как храм посвящен Святому Якову, значит, здесь должна быть картина с сюжетом, ему посвященным.
В алтаре - картина кисти Лоренцо Лотто (1480-1556) "Мадонна с Младенцем и Святыми" ,1547 год. Слева в серой накидке и с посохом в руках Св.Яков, у его ног - шляпа путешественника и дорожный мешок (все атрибуты современных пилигримов - палки для ходьбы, шляпа или бейсболка с козырьком, рюкзак). Справа - Св.Андрей держит наклонный крест, на котором будет распят. А сзади - Святые Козьма и Демьян. В православии это очень почитаемые святые-лекари, на картине-иконе в руках они держат баночки с лекарством.
Тут же, вверху - большое Распятие, работы Паоло Венециано, около 1350 года. Роспись по дереву (тополь).
Начинаем обход церкви справа. Глаза разбежались, все стены сверху донизу увешаны картинами. Хочется разобрать все сюжеты. Буду останавливаться только на самых интересных.
Картина Гаэтано Зомпини (1700-1778), середина 18 века "Чудо Марии".(Miracle of the Virgin).
В Евангелиях ничего не сказано об Успении Девы Марии, а в апокрифах говорится о том, что, когда апостолы прощались с Ней, подбежал еврейский первосвященник и попытался опрокинуть гроб, но каким-то чудом был отброшен на землю. А оторванные его руки остались прикрепленными к гробу. Что мы и видим на этой картине. Такое "Успение" я впервые вижу в католическом храме.
А вот в православных храмах это очень распространенный сюжет, причем с добавленными подробностями. Хочу их показать.
"Успение Пресвятой Богородицы" 1755 год Киевщина. Вокруг гроба стоят апостолы, Иисус Христос держит душу своей Матери. А ниже, на гробе видим отсеченные ручки, и рядом стоит первосвященник, имя которого Афония. Сотворил же это чудо Архангел Михаил, который тоже стоит рядом с мечом в руке. Интересно то, что время создания этих икон почти одно и то же.
Очень интересно изображен Царь Давид уже в пожилом возрасте. Авторство Андреа Мелдолла, его чаще называют Скьявоне ("славянин"). (1510?-1563)
Странная церковь, совсем не похожа на храм Божий, скорее всего, на музей. Одно плохо - темновато, да еще и свет из окон бликует на полотнах и мешает не только рассмотреть, но и сделать нормальную фотографию. А сюжет большой картины интересен. Мраморная колонна привезена из Византии.
Пришлось фотографию картины позаимствовать в Сети.
"Умножение хлебов и рыбы" Якопо Негретти, известный, как Пальма Младший (1548-1628). Изображен сюжет из Евангелия
"Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
Тогда велел народу возлечь на землю.
И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей". Мф.15632-38
Правый трансепт - алтарь Святого Антония. Автор иконы "Мадонна с Младенцем во славе и со святыми" - Джанбаттистта Питтони (1687-1767).
Здесь изображены: Святой Лоренцо (Лаврентий), Святой Антонио, Святой Джакомо Апостоло (Святой Яков Апостол), Святой Себастьяно, Святой Джузеппе (Святой Иосиф). Всех нашла. Святой Яков (держит посох) слева от Мадонны.
На переднем плане фотографии - красивейшая мраморная колонна шестого века. Она также была привезена из Византии в 1204 году после, печально известного, Четвертого Крестового похода, когда крестоносцы безжалостно и безнаказанно разграбили Константинополь.. Эх, не знала я до того, как поехала в Венецию, что это очень чудодейственная колонна. Умные люди, которым можно доверять, говорят, что если любители цветоводы-садоводы прислонятся спиной к ней, повернувшись лицом к Главному алтарю, то все последующие годы будут иметь исключительно прекрасные цветы и не менее прекрасные и богатые урожаи. А я это действо не произвела!!!
Колонна изумительная. Не напрасно же восхищался ею Джон Рёскин. Он написал книгу "Камни Венеции". (есть в Сети). А
Габриэле де Аннунцио , не менее восхищенный, назвал эту колонну "окаменелостью спресованного зеленого леса".
Вверху на нижеследующей фотографии "Ужин в Эммаусе". Автор неизвестен. "И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им" От Луки 24:28-29.. Нашла описание, что перед этой картиной молились паломники перед тем, как отправиться по Пути Св.Якова.
Ниже - "Поклонение пастухов". Но на этой фотографии главным объектом есть дверь, которая ведет нас в Новую ризницу. Ризница - это помещение в храме, где хранится одежда священнослужителей, а также церковная утварь.
Между прочим, я впервые, так просто, зашла в церковную ризницу.
Вошла...и ахнула... Рассмотрим поподробнее.
"Брак в Кане Галилейской".16 век. Венецианский художник Боттега ди Бонифачо де Питати (1487-1553).
"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жèно? еще не пришел час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха 10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его".Иоанн 2:1-11
"Проповедь Св.Иоанна Крестителя". 16 век. Франческо Да Понте, известный, как Франческо Бассано (1549-1592). Картина примечательно тем, что слева, в красном, художник изобразил Тициана.
Вот, пожалуйста, лежат и висят ризы священнослужителей. Удивительно, что сюда допускается туристическая публика. Причем, нет никаких смотрителей, - только у входа в храм, в киоске, есть дежурный.
"Омовение ног" .Сведений об авторе этого полотна не нашла.
Потолок в Новой ризнице "Вера со Святым Духом " и "Учителя церкви". 16 век. Паоло Веронезе и его ученики.
"Сретенье" 18 век. Франческо Зуньо (1709-1787). В центре "Мадонна со святыми". Начало 18 века, автор неизвестен. Справа "Мадонна с Младенцем и с Иоанном Крестителем и Св.Николаем". 16 век. Франческо Бассано (1549-1592).
Выходим из Новой ризницы и попадаем в Капеллу Пресвятых Даров.
Вверху Капеллы очень сильная работа Джулио Дель Моро. 16 век. "ECCЕ HOMO". Сфотографировать не удалось. Взяла в Сети.
Прекрасная скульптура 14 века неизвестного автора. "Благовещенье". Здесь неудачный ракурс, не чувствуется очень выразительный жест рукой Девы Марии: "Се раба Господня. Да будет Мне по слову Твоему..."
Очень интересная Капелла, в центре которой работа римского художника Lorenzo Gramoccia "L'ADDOLORATA", что перевела, как "Пиета",или "Страдания".
Обычно в этом душераздирающем сюжете на руках у Марии Её Сын, здесь же она одна в окружении Ангелов. Но мы чувствуем, что страдание Её безмерно.
Хотелось бы рассмотреть картину как следует,
но нашла только это изображение, да и то в зеркальном виде.
Справа и слева в Капелле огромные полотна, которые чрезвычайно интересны. Предположительно, это были створки органа. На первой картине изображен Иоанн Богослов, - у ног сидит орёл, который является его символом. Художник Андреа Мелдоне, или Скьявоне (1500-1563).
А рядом - Святой Яков. Автор тот же. Весьма необычное изображение святого. Нога за ногу, в руках толстенная книга и очень странный посох. Над ним ангелы играют яблоками. А яблоки, как известно, символ греха. Эх, хорошего бы расшифровщика сюда...
Напротив Иоанна Богослова и Святого Якова полотна еще более интереснее и загадочнее. Автор Гуальтьеро Падовано. 16 век. С удивлением прочитала, что это Давид, опирающийся на голову Голиафа. Тот самый красавец Давид, которого мы знаем по знаменитой статуе Микеланжело.
А дальше - библейский пророк Даниил, которого почитают и иудеи, и мусульмане, и христиане. Изображен эпизод, когда Даниил был брошен в ров ко львам. Но лев почему-то не грызет , а лижет пророка. Никогда бы не сказала, что это изображение 16-го века. Даниил смотрит вверх, где Каин убивает Авеля. Опять, сплошные загадки...
В церкви есть еще одна ризница, на сей раз, она называется Старая ризница. Рядом с входом в ризницу - картина с изображением мученичества Св. Себастьяна. Рядом с ним Св. Рох (выставил голую ногу) и Св. Лаврентий. Джованни Буонконсильо. 15 век.
Все полотна в Старой ризнице выполнены Якопо Негретти, по прозванию Пальма Младший (1548-1628).Цикл картин был написан в период между 1575 и 1581 г.г. специально для этой церкви. Вдали - "Сретенье". Ближе к нам "Сбор манны небесной".
Манна небесная была послана Богом еврейскому народу, когда они стали роптать во время их сорокалетнего скитания по пустыне после бегства из Египта.
"Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет,а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни". (Исход, глава 16)
Очень хорошая картина в духе Караваджо "Пасхальный ягненок".
Сильнейшее полотно "Переход евреев через Чермное море"
26" И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. 27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. 28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. 29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону." Исход 14:26-29
Капелла Святого Лаврентия. Перед капеллой очень красивая кафедра в форме бокала. Мастер неизвестен. 16 век.
В центре капеллы картина Паоло Веронезе (1528-1588), одного из самых известных итальянских живописцев. Изображены святые: в центре Лаврентий (за ним виднеется решетка, на которой его заживо сжигали), Иероним (рядом лев) и Просперо, (вообще-то он воин, почему так изображен - не знаю), Очень интересное изображение ангела, парящего над святыми.
"Святой Лаврентий раздает свое имущество бедным". (1581-1582) Автор Якопо Негретти, по прозванию Пальма Младший.
Святой Лаврентий - римский святой. В 257 году он был рукоположен в диаконы,ему поручили имущество Церкви и заботу о бедных. "Римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте - «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора»;
За эти слова Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело!»
Из Википедии. Ну и, наконец, последняя картина - Антонио Пальма (первая половина 16 века) "Чудо св. Якова, воскресающего петуха".
Так как не нашла этой картины в хорошем качестве, пофотошопила, как смогла свою фотографию. Уж очень сюжет интересный.
На пиру у богатого хозяина пропало столовое серебро. Он обвинил в этом паломника, который как раз в это время ночевал в его доме. Хозяин повел паломника к судье, который сказал, что поверит в его невиновность, если жареный петух пропоет трижды. На картине кульминационный момент. Паломник стоит на коленях и в отчаянии смотрит на жареного петуха, который изображен в вазе, в центре стола. Но не напрасно же Св.Яков покровительствует паломникам. Сейчас жареный петух прокукарекает и паломник будет спасен. Вот только непонятно, что за женщина с палкой (или с посохом?) пригорюнилась рядом с нашим несчастным паломником.
У выхода из церкви стоит мраморная чаша из Анатолии, датированная 13 веком. Её функция неизвестна, но предположительно она использовалась для крещения детей. Считается, что она также прибыла в Венецию после Четвертого крестового похода.
Всё, уходим, - наше время истекло. В церкви уже все готово к вечернему богослужению. Здесь есть орган, - почему-то не сообразила его сфотографировать. Наверное, потому, что такое обилие картин меня просто ошарашило. И учтите, что показала я вам далеко не всё.
Последний взгляд наверх. Бог Отец и Святой Дух в виде голубя.
На этом, дорогие друзья, я с вами прощаюсь до следующего года. Чемодан уже почти собран. Так что пожелайте мне счастливого пути, а я от всего сердца желаю вам радоваться каждому прожитому дню и верить только в хорошее.С наступающими новогодними праздниками!!!