Начало
ЗДЕСЬ.Вот и подошли мы, наконец, к самой загадочной из скульптур Франческо Пианта.
Когда я издали увидела изломанную человеческую фигуру, втиснутую в узкий промежуток между двумя колоннами и возвышающуюся в конце огромного зала скуолы Сан Рокко, окруженную со всех сторон картинами Тинторетто на сюжеты Ветхого и Нового Завета, то решила, что это Распятие. Но чем ближе я подходила, тем яснее мне становилось, что я ошибаюсь. От скульптуры веяло ужасом. Картина слева, изображающая мучения Св.Себастьяна, исколотого стрелами, усугубляло это впечатление. А Св.Рокко, находящийся справа и выставляющий свою "чумную" оголенную ногу тоже вносил предчувствие чего-то трагического.
Непонятная фигура вблизи оказалась еще страшнее. Я терялась в догадках. Было видно, что изображаемый человек испытывает страшные мучения. Его взгляд был взглядом безумца, но смотрел он не на меня, а куда-то вниз. Правую руку он закинул за голову , а левой, неестественно вывернутой, держал странный диск с еще более странным изображением - лицо, не лицо. - скорее какая-то рожица, которая смотрелась в этом зале, с такими грандиозными и серьезными картинами, совсем уж неуместно. Но это было еще не всё. Присмотревшись, я обнаружила, что в правой руке он держит еще одну маленькую голову с длинными волосами, но такую же страшную и непонятную. Тут уж у меня, вообще, голова пошла кругом. Вспомнив, что у меня есть путеводительный листок, я заглянула в него, в надежде, что всё станет ясно и прочитала - "Геркулес".
Не скажу.что я такой уж знаток греческой мифологии, но кто такой Геркулес-Геракл и каковы его подвиги, я хорошо знала. Совсем недавно рассматривала его скульптуры в Вилянувском Королевском дворце. Практически везде он изображается мощным обнаженным мужчиной, обязательно с бородой, а в руках, или рядом с ним всегда дубина, которой он убил Немейского льва. И еще один непременный атрибут Геракла - убитый лев, или же его шкура с головой и раскрытой пастью, которую Геркулес иногда набрасывает на плечи или на голову. Классику - фарнезского Геркулеса-Геракла, на всякий случай, показывать не буду (очень уж натуральный), а покажу Гераклов, которые я подсмотрела в Вилянувском дворце в Варшаве. Видим: мощь, бороду, дубинку и убитого льва.
И здесь то же самое, за исключением того, что шкура со льва уже снята.
А что же мы видим на этой картинке? Худой, бородка жиденькая, шкуры львиной нет, дубинки нет, - вместо неё в руке какой-то непонятный диск, похожий на подсолнух, или на солнечный диск, да еще и с глазками. Вообще-то, у меня мелькнула мысль, что в правой, закинутой за голову, руке у него львиная головка, но я тут же ее отбросила. А еще он весь обмотан какими-то непонятными полосками ткани, которые и объяснить никак невозможно. Да и место для языческого героя совсем неподходящее - со всех сторон, и даже сверху - сплошное христианство.
Так я и ушла из скуолы в полном недоумении и с твердым убеждением, что это не Гекрулес.
Но Геркулес-Геракл не забывался. Поиски в Интернете ничего по этому поводу не прояснили. И только спустя пару недель, когда добрый человек
taras_palkov посоветовал мне книгу о Венеции, авторства Аркадия Ипполитова, я нашла замечательное разъяснение, чье же это изображение и каков в нем смысл. Мне кажется, что это не может быть не интересным.
Аркадий Ипполитов не претендует на то, что его версия окончательна, но егг доводы о том, что это именно Геркулес очень убедительны.
В правой руке Геркулес, действительно, держит за гриву львиную головку, а в левой - солнце, которое является символом Истины в мировой культуре. Я нашла это изображение в "Иконологии" Чезаре Рипы, о которой уже рассказывала. Но почему именно Геркулес представляет собой эту истину, да еще в таком виде?
А далее - сам Ипполитов, потому что лучше не скажешь: "Я уверен, что ткань на теле Геркулеса, разорванная в клочья, намекает на обстоятельства смерти героя, за которой последовало обожествление и бессмертие. Геркулес, доведённый до исступления муками, причиняемыми одеждой, которую его жена Деянира, желая вернуть себе угасающую любовь супруга, пропитала отравленной кровью коварного Несса, сжёг себя заживо на погребальном костре,Лоскуты - разодранная одежда, дар Деяниры, ставшая саваном героя. Солнце в руке Геркулеса - тот самый очистительный огонь, который помогает ему умереть, чтобы стать бессмертным. Нестерпимые муки, испытываемые Геркулесом прежде чем он «мощно сбросил всё людское», объясняют его дикую, болезненную яростность, что так поражает в этой скульптуре, одной из самых оригинальных трактовок образа Геркулеса в изобразительном искусстве".
Фото изумительной гравюры из
коллекции Британского музея. Конечно, полного удовлетворения от подобного разъяснения я не получила, кроме того, что убедилась, что это, действительно, изображен Геркулес. Но почему именно Геркулес, полубог, герой мифов Древней Греции находится в самом главном зале скуолы Сан Рокко? Ведь её оформление, наверняка, продумывалось и решалось коллегиально, в нем принимали участие все члены братства Сан Рокко. Какие доводы в защиту Геркулеса приводил сам Франческо Пианта? Или же это был специальный заказ от братства? Это так и осталось для меня вопросом. Но думаю. что не только для меня...
В следующий раз перейду к, незаслуженно забытому, Тинторетто.
Внимательно читала и рассматривала: "Iconologia or moral emblems by CESARE RIPA " , "Только Венеция. Образы Италии" Аркадий Ипполитов.
Фотографии из "Иконологии" и собственные фотографии.