Совсем недавно гуляли мы с вами по Тауэру - мрачной королевской крепости в далёкой-предалёкой Великобритании. Рассматривали королевский замок, имеющий тысячелетнюю историю. Восхищались. Сопереживали превратностям людских судеб. Я предполагала продолжить свои рассказы о таинственном Альбионе, но почему-то вспомнилась недавняя зимняя поездка в интереснейший городок Западной Украины, со странным названием - Дрогобыч. Эти мои воспоминания оказались как нельзя кстати, так как термометр за окнами зашкаливал. Но оказалось, что от летней жары можно спастись, пересматривая белоСНЕЖНЫЕ фотографии и вспоминая церковный холод, который, вообще-то, тогда, зимой, абсолютно не ощущался, так как впечатления от увиденного, просто-напросто зашкаливали. Деревянная церковь Святого Юра, внесённая в список Наследия ЮНЕСКО, оказалась для меня открытием - самым настоящим шедевром архитектурного и древнего изобразительного искусства... Предупреждаю - пост специфичный.
Но мне кажется, что сейчас многие стали интересоваться сакральным искусством. И церкви-музеи в полной мере этому способствуют. Ведь здесь можно спокойно подойти к каждой иконе, рассмотреть её, расспросить, заказать экскурсию, да и дресс-код соблюдать не нужно. И поверьте - вам откроется другой мир, в котором узнаете для себя много нового и поучительного. Когда-то в подобные Дома Бога ходили и в радости, и в горести, здесь венчались, крестили детей, отпевали родных и близких. Здесь, слушая проповеди и рассматривая сцены из Ветхого и Нового Завета, иконы и жития Святых, получали нравственые уроки правильной жизни. Тема отношения к Богу, к религии очень интимна, и я ни в коей мере не буду поднимать здесь вопросы ВЕРЫ. Мне просто хочется показать, насколько талантлив наш народ, создавший этот шедевр - пример уникального и высокохудожественного украинского искусства. А кроме того - будет очень небольшой "ликбез" для интересующихся. Когда-то, описывая киевский католический храм Св.Николая, у меня была попытка разобраться в терминологии архитектуры готических храмов. Сейчас перед нами - православный храм. Здесь архитектура совершенно иная. Рассматриваем фотографии. Церковь Святого Юра трёхдольная, или трёхсрубная, что, в общем-то, глядя на неё, понятно. Главный НЕФ (интерьер храма всегда делится на нефы, т.е. помещения) находится под средним, самым большим срубом. У входа - под большой аркой - ПРИТВОР, или БАБИНЕЦ. Бабинец от слова "баба", так как в давние времена именно там приходилось находиться женской части населения.
Вся церковь со всех сторон обведена галерейной АРКАДОЙ,, которая, на мой взгляд, очень красива и придаёт церкви особый, запоминающийся вид.
Аркада установлена на мощных опорах-столбах. Здесь прихожане могли не только спрятаться от дождя и снега, но и просто посидеть, пообщаться, обсудить последние новости перед церковной службой. В церкви-то не очень поговоришь...
Над бабинцем - ХОРЫ (внутри церкви) и снаружи еще одна арка-галерея. Там же - Введенская часовня.
Спереди и сзади церкви по бокам - как бы маленькие церквушки с куполами - это КЛИРОСЫ, или КОНХИ. Так снаружи выглядят места для певчих.
Имеются три купола, или БАНИ. и находятся они на восьмисторонних ПОДБАННИКАХ.
А покрыта вся церковь, так называемым, ГОНТОМ. И если вы скажете , что это не шедевр деревянного зодчества, то вы будете абсолютно не правы
Я долго не могла понять, как же этот гонт крепится, - но в Дрогобыче мне повезло. Посчастливилось увидеть, как мастерски, одним взмахом топора, вернее, колуна, делаются вот эти самые деревянные "черепички". Очень пахнет смолой, потому что для гонта, как правило, используются хвойные деревья. Смола - природный антисептик.
Весь секрет - вот в этом пазе...Дощечки закладываются одна в одну, что-то наподобие пазлов. Представляете, как умел должен быть Мастер.
Но само удивительное то, что церковь была построена неизвестными мастерами в 15 веке за тридевять километров от Дрогобыча, в Прикарпатском селе Надієво. Правда, была она тогда двухдольная и двухсрубная и без бабинца (мы уже знаем, что это такое).Что за нужда была местным жителям продавать эту церковь - неизвестно. Известно только то, что её разобрали полностью и продали жителям Дрогобыча. Вернее, не продали, а обменяли на соль (!).Между прочим, в Дрогобыче до сих пор эту самую соль добывают. (Вот только вряд ли когда-либо еще она станет разменной валютой). В Дрогобыче, конечно же, были свои мастеровые, которые строили церкви, но вся беда была в том, что Дрогобыч неоднократно поджигали, и не только басурманы-турки, Основное население Прикарпатья составляли русины. Судя по тому, что творили в этих местах казаки во времена Хмельниччины, они русинов также не жаловали, как и своих заклятых врагов - ляхов. Церковь из Надиево перевезли в 1656 году, а в 1678 году её окончательно перестроили. Как же хорошо, что имя мастера известно - это был, известный по тем временам, строитель Григорий Тесля. Он также построил еще одну жемчужину Дрогобыча - церковь Воздвижения Честного Креста. Которая также прекрасно сохранилась до нашего времени.
Хочу обратить ваше внимание на дверь этой, Воздвиженской церкви, а особенно, на еле-еле заметную роспись.
Смотрим внимательно. Посмотрите, как замечательно изображён лик неизвестного святого. Перед нами, столь редко встречающиеся сейчас, фрагменты внешней росписи храма по дереву. (Мы привыкли восхищаться остатками фресок в Итальянских, Испанских, Португальских храмах. А чем наши хуже?) К сожалению, нигде невозможно увидеть, как выглядела церковь лет 200 назад. Считается, что она вся была разрисована снаружи.
Но время сделало своё дело, и теперь, пройдя весь храм по периметру, только кое-где можно увидеть еле-еле заметные прекрасные лики. Как, например, вот этот.
А теперь попросим открыть нам старинную дверь в церковь Святого Юра.
Заходим в бабинец. Пока мы его не рассматриваем, потому что мне не терпится показать вам интерьер главного нефа. Только, пожалуйста, не падайте в обморок! Со мной это чуть-чуть не случилось. Вся церковь, от пола до потолка покрыта живописными росписями. Нет ни одного места, не заполненного каким-либо сюжетом из Старого или Нового Завета. Я, конечно, была готова к этой праздничной красоте, - видела фотографии в Интернете. Но увидеть воочию, в полутёмном, высоченном нефе, намоленного столетиям, храма этот иконописный шедевр - это нечто... Перед посещением церкви Св.Юра я была в Музее сакрального искусства (да, да - есть такой Музей в небольшом западноукраинском городе Дрогобыче). Там я прослушала замечательный рассказ о художниках, расписавших эту церковь, видела их работы вблизи, поэтому мне было гораздо понятнее рассматривать это расписное чудо. Сперва рассмотрим иконостас, - своеобразную церковную энциклопедию. Понимая его, нам станут понятны многие религиозные сюжеты. Иконостас создавался на протяжении десяти лет (1659-1669) местными "богомазами" под руководством иконописца Стефана поповича Медицкого. Рассмотрим его как следует, не будем никуда спешить. Церковь Св.Юра - это музей. Поэтому никакого святотатства ь не будет. Правда, один раз в году, летом, здесь производят Богослужение.. Жаль только, что очень плохое освещение, но придётся довольствоваться тем, что есть. За иконостасом - алтарная часть храма - святая святых., Там совершается основное церковное таинство. Поэтому к иконостасу всегда особенное отношение. Как правило, он всегда украшен работами искусных резчиков по дереву. Иконостасы. создаются по определенному церковному канону. Всегда должно быть несколько ярусов с иконами. Здесь - пятиярусный иконостас.
Второй ряд снизу - самый главный - деисусный ряд. Слово "деисис" в переводе с греческого означает "моление". Главное место в нем занимает икона Христа на троне. По сторонам от него находятся изображения святых. Самые почетные места в иконостасе - справа и слева от царских врат. Спаситель изображен, согласно канону, благословляющим правой рукой. В левой руке - раскрытое Евангелие - "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы" [Мф. 11, 28. Здесь - поясное изображение, т.е. Христос Пантократор (Вседержитель). Слева - икона Богоматери Одигитрии, т.е. Путеводительницы. Взгляните - она указывает на младенца Христа, говоря нам - "Вот - единственно правильный Путь".
Рядом со Спасителем, согласно иконостасному канону - храмовая икона "Чудо Юрия Змееборца". Если вы еще помните, мы находимся в церкви Святого Юра. То есть она посвящена Святому Георгию Победоносцу, которого на Руси именовали чаще всего Святым Юрием, или Егорием (Юрьев день, Юрьев монастырь) - очень почитаемому христианскому святому, великомученику. Чаще всего его изображали именно так - в рыцарских латах, на белом коне, поражающим копьём мерзкое чудище. Вдали стоит принцесса, которую он спас от неминуемой смерти. Но мы то знаем, что сюжет очень прост и вечен: Добро побеждает Зло. А в нижнем правом углу - кончина Святого Георгия. .Очень люблю старинные иконы за то, что здесь часто всё творится в одной временной плоскости. Ничего не нужно домысливать... Внизу интересная подпись, гласящая о том, что обновлена эта икона старанием Стефана Иваненко. Жаль только, что год не разобрать.
И в этом же главном ряду - икона "Святая Троица", или "Гостеприимство Авраама". Очень распространённый ветхозаветный сюжет, хорошо известный всем по "Троице" Андрея Рублёва.. Всё здесь есть. И дом Авраама, и дуб Маврийский, возле которого Авраам встретил посланников Бога, и гора Мориа.Три ангела явились, чтобы сообщить, что по воле Бога от Авраама произойдет "народ великий и сильный", в котором "благословятся...все народы земли". Но если у Рублева ангелы пребывают в полнейшем молчании и умиротворении, то здесь иконописец внес некоторое действо. Сидящие ангелы благословляют коленнопреклоненного Авраама. А Сарра тихонечко выглядывает сзади из приоткрытой двери своего дома.
Нижний ряд - местный. В центре - Царские ворота. Справа и слева от них - Дьяконские ворота. На них чаще всего изображаются Архангелы Гавриил и Михаил. С мечом в руке, как здесь на правых Дьяконских воротах - Архангел Михаил, "вождь воиства Господня" - главный борец против всяческого беззакония среди людей.
В местном ряду иконы могут быть любые. Потому-то он и называется местным, что здесь могут быть иконы особо почитаемые в данной местности. Некоторые из них особенно интересны. Можно долго разглядывать бытовые подробности, одежды, пейзаж. Здесь чувствуется полная воля иконописца. Сюжет этой иконы мне непонятен. Спасшиеся из тонущего корабля, костёр, в который Святой бросает змею, зрители, с благоговением наблюдающие это действо. А вот сюжет и раскрыт. Спасибо v_murza Это из деяний апостолов, гл.27-28. Святой апостол Павел. А остров называется Мелит.[Spoiler (click to open)]
"...И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто- нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, 44прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю. Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек - убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог..."
Но как же прекрасно нарисован город. Возможно, примерно так выглядел Дрогобыч в середине 17 века. Надпись поясняет сюжет иконы. Похоже. что это церковно-славянский язык.
Сюжет следующей иконы прочитала в брошюре Льва Скопа "Церква Святого Юра". Слева изображены портреты членов церковного братства, которые принимали непосредственное участие в создании иконостаса. Справа - духовенство высших чинов, которые были приглашены на освящение обновленной церкви. Впереди епископ, рядом - игумен Онуфриевского монастыря.
А это, очевидно, сюжет из Ветхого Завета. Возможно, Ангел ведёт за руку Моисея, который выводит народ из Египта. Обращают на себя внимание крылья ангелов - черные и белые. Между прочим, у Андрея Рублева есть изображение Архангела Гавриила с черными крыльями. Возможно, Стефан Медицкий видел эту икону, - отсюда и черные крылья у ангела. И опять - замечательный пейзаж на заднем плане.
Следующая икона понятна очень хорошо. На иконе изображен момент казни Святого Юрия. Инициатором был жестокий царь Диоклетиан, гонитель и мучитель христиан.
Иконописец изобразил Великомученика в военных латах, да еще и для полной уверенности подписал "Св.Георгий". Фигура палача чрезвычайно живописна. Уверенная поза, платок на мече, которым он стёр невинную кровь, омерзительное лицо. И интересная деталь - глаза палача выколоты чем-то острым. Очевидно, кто-то не мог смотреть спокойно на палача и отомстил ему.
Смотрим выше. Следующий ряд - это Двунадесятые праздники. На фотографии - 12 маленьких квадратиков. Это изображение важнейших церковных праздников православного календаря. Над ним - в резных овальных рамках изображены Ветхозаветные пророки. Можно разглядеть, что у всех у них в руках бумажные свитки. Там написаны всё то, что они пророчили. И самый верхний, пятый ярус - это Апостольский ряд.
Конечно, хотелось бы рассмотреть получше, но мои возможности невелики. Хорошо различим Св.Пётр с ключами от Рая. Рядом с ним, очевидно, Евангелисты - в их руках книги. Как же разнообразных их одежды! А какие яркие цвета! Иконостас неоднократно реставрировали, но думаю, он был таким и задуман иконописцем, сумевшим донёсти до нас эти торжественные и спокойные лики.
Думаю, что на сегодня хватит иконописного и прочего "ликбеза". Повторяю, что делаю это с большим удовольствием для себя. Но если кому-то будет интересно, то буду рада увидеть вас в следующий раз. Буду продолжать рассматривать все прочие удивительнейшие росписи церкви Святого Юра, которые через четыре столетия рассказывают нам о том, как жили, чем интересовались, и как представляли этот мир простые люди, у которых не было ни ТВ, ни Сети, ни всевозможных гаджетов. Но они также, как и мы задумывались над тем, что такое Добро, а что есть Зло и как правильно жить в этом Мире.