Альжбета, Эльжбета, Гальшка, Гальша...Продолжение и окончание.

Mar 24, 2017 14:34


”Fortuna pełen kielich goryczy wylała na tę niewiastę. Nie doznała ona ani chwili szczęścia.”
хронист Orzelski.





Начало ЗДЕСЬ.
Создавая исторические скульптурные портреты для Острожской Академии, скульптор Сергей Чумаков очень символично представил женскую судьбу Гальшки Острожской, как прелестный цветок, который увял, под грустную мелодию поздней осени, так и не раскрывшись.
Напомню, что я остановилась на том, что несчастную Гальшу, после убийства  молодого мужа, отвозят к её матери. Некоторое время они живут в Познани, а затем их приглашают к королевскому двору. И судьбу 14-летней девочки-женщины начинают вершить король и его приближённые. Как я уже писала,  руки Гальшки, а соответственно, её несметных богатств,  добиваются многие. Первым кандидатом считается сын Мартина Зборовского, того самого, по приказу которого был убит законный муж Гальшки. Но король Сигизмунд Август боится, что в руках Зборовских окажутся огромные владения в Литве и в Короне. Вот что он пишет в письме Николаю Радзивиллу, литовскому магнату:" ...если бы та княжна шла бы за сына Калишского воеводы (Зборовского), то лучше бы мы видели, чтобы шла она только бы не за него, потому что тогда ужа  мы к нашему панству пустили бы, от которого  мы вскоре все  пострадали бы ..."
Ни желания, ни согласия у Гальшки никто не спрашивает. Король Сигизмунд Август выбирает Гальшке в мужья Лукаша Гурку - крупного польского магната. Он, кстати, тоже участвовал в погоне за молодожёнами - Гальшкой и Дмитрием. Его замечательно изобразил Ян Матейко на своём историческом полотне "Люблинская уния". Властный, суровый, богатый.
Беата - мать Гальшки - Беата, не согласна на этот брак, никакие королевские уговоры не помогают. Каким-то образом, в королевском Вавеле, в отсутствии матери, но в присутствии короля и королевы Боны происходит обручение Гальшки с Лукашем Гуркой.




И вот теперь Гальшка, наконец-то, перестает быть безвольной игрушкой в королевских руках. Она наотрез отказывается признавать Лукаша Гурку своим мужем. Дождавшись, когда он отправится на Ливонскую войну, Гальшка с матерью убегают из королевского дворца и приезжают во Львов. Своим убежищем они избирают Доминиканский монастырь.Шёл 1557 год.
Доминиканцы появились во Львове в начале 13 века. Не могу не показать вам интересный герб монашеского орлена доминиканцев. Основателем  ордена был Святой Доминик. Когда его мать была беременна, то ей явился ангел и сказал: "Ты родишь факел, который сожжет врагов святой веры".
"Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины". ( из Википедии). Старинный баоельеф можно увидеть и сейчас на стене Доминиканского собора. И, глядя на него,можно понять, почему Беата решила, что "Псы Господни" защитят её с дочкой от посягательств Лукаша Гурки. Тем более, что он был лютеранином и руководил протестантской общиной в Великой Польше.




Мне, конечно, очень хотелось увидеть и побывать в тех местах, где какое-то время жили Беата с Гальшкой. Но каменный храм доминиканцев, который был построен в то время, неоднократно горел и выгляде, конечно, совершенно иначе. То есть, не за этими могучими стенами укрывались две женщины.  И, конечно же, не в этот храм они ходили молиться Богу.




От старого готического костёла, который, несомненно, посещали Беата с Гальшкой, осталось только черное распятие 14 века, изготовленное из эбенового дерева,




да несколько надгробий, выполненных в 16 веке.




А еще сохранились каменные монашеские кельи, где, возможно, укрывались беглянки. По крайней мере, так сообщают экскурсоводы, проводящие экскурсии по мрачным подземельям бывшего Доминиканского монастыря.




Если вы попадёте на экскурсию в это подземелье, то кроме прочих страшилок, для большей убедительности,  вам покажут "настоящую" Гальшку Острожскую. Конечно же, они с матерью жили в гораздо лучших условиях. Им было, чем расплачиваться с монахами. Королевские беглянки владели чуть ли не половиной всех Волынских земель.
Известно, что всё это время Беата вела обширную переписку, подыскивая выгодного жениха для Гальшки. Она никак не могла смириться с выбором короля.  Дело в том, что до 18 века в Речи Посполитой брак имел три этапа: брачный договор, венчание и свадьба. Одно только венчание без подписанного брачного договора и свадьбы не имело никакой силы. А тут еще при венчании не присутствовала мать, и не было её согласия на брак с Лукашем Гуркой.




Наконец-то кандидатура была подобрана. Неугомонная Беата начинает вести тайные переговоры в надежде выдать Гальшку за князя Семена Юрьевича Олельковича Слуцкого (!542-1560). Почему Беата избрала для дочери православного князя, на имя которого пишет  завещания и  на которого  переписала все  имения и богатства своей дочери - непонятно. Как происходило венчание, тоже не ясно. В Сети вы прочитаете множество подробностей о том, как молодой князь Слуцкий под видом нищего пробирался в монастырь, как под покровом ночи ему помог это сделать красный фонарь, который он отдолжил в какой-то "таверне", как уговаривала Беата монахов совершить обряд венчания и даже о том, как Гальшке спустя год передадут отрубленную руку молодого князя Слуцкого, умершего во цвете лет и здоровья. Но всё этот будут домыслы, не подтвержденные никакими документами или же рассказами очевидцев.
Доподлинно известно лишь то, что в 1559 году Лукаш Гурка со своим отрядом приезжает во Львов с целью вернуть себе законную супругу. Но Беата отказывается отдавать свою дочь, мотивируя это тем, что брак был совершен насильно. Лукаш Гурка окружает монастырь и начинается самая настоящая осада. Разгневанный король Сигизмунд Август пишет приказ львовскому старосте прекратить это безобразие и выдать Гальшку тому, с кем она была обвенчана в присутствии его королевского величества. Но тут оказалось, что сами монахи встали на защиту Гальшки. И выдали её только тогда, когда по приказу старосты был обрезан водопровод, по которому вода поступала в монастырь. Беднягу Гальшку, у которой теперь было два венчанных мужа, Лукаш Гурка увоитз в своё имение в Шамотулы. (Сейчас это Польша).




Но Беата не сдавалась. Вся её надежда была на то, что ненавистному Лукашу Гурке не достанутся Волынские имения, так как они были переписаны на Семена Слуцкого. Но тут случилось непредвиденное. Семён Слуцкий, спустя год после венчания с Гальшкой умирает во цвете лет. И теперь вроде бы Лукаш Гурка может считать себя единственным, венчаным мужем Гальшки. Тем более, что на этом настаивает сам король. Беата пытается уговорить Лукаш отказаться от женитьбы на Гальшке. она предлагает ему 100 тысяч злотых отступного. Он вроде бы колеблется, но боязнь оказаться в немилости короля пересиливает, - он отказывается от такой большой суммы денег.




И вот тут-то мать Гальшки совершает самую большую ошибку в своей жизни. В 1564 году она выходит замуж за Ольбрахта Ланского (1536-1605), известного своим разгульным способом жизни и, как его именует Википедия, авантюриста и алхимика. У Ольбрахта Ланского это был второй брак. Возможно, Беату привлёк его возраст - он был моложе её на 21 год. Но поначалу всё складывалось очень удачно. Молодожены уехали в городок Кежмарок у подножия Татар, в имение супруга. Я обнаружила очень интересное сообщение ЗДЕСЬ. (Trzydniowa wycieczka Beaty Łaskiej, enigmatycznie odnotowana w ówczesnych kronikach,
dziś jeszcze rozpala wyobraźnię i pobudza do tworzenia legend, sprzecznych często z historycznymi faktami).В июне 2015 года отмечалась 450-летняя годовщина первой туристической экскурсии в Татры, и Беата Лаская-Костелецкая была названа первой туристкой в Европе. Правда, в этой очередной истории много неясностей. То ли молодожёны совершают трёхдневное восхождение на вершину Татр, то ли Беата самостоятельно организовывает эту экскурсию с веселой компанией и возглавляет её. Но после восхождения и возвращения в Кежмарок  происходит нечто странное.
 Беата переписывает все свои имения на Ольбрахта Ланского, а он отвозит её в свой замок  и помещает в благоустроенную темницу. Все мои попытки узнать, почему же не пришли на помощь к бедной Беате ни король Сигизмунд Август Второй (который по слухам был её сводным братом), ни брат её умершего первого мужа Василий-Константин Острожский, не увенчались успехом. Очевидно, Ольбрехт Ланской, действительно, был магом и чародеем, - ведь не зря его имя упоминается с известными чародеями, астрологами, чернокнижниками и алхимиками.Фото ОТСЮДА




В заточении у своего законного супруга, который в это время будет транжирить её состояние, Беата проведет 9 лет. После освобождения в 1576 году проживёт всего один месяц и умрет в Кошице.

А что же наша Гальшка? Напоминаю, что в 1559 году Лукаш Гурка с боём отвоёвывает её от матери Беаты и от домиканских монахов и увозит в своё имение  - в Шамотулы.
Теперь Гальшку не узнать.Она уже не реагирует на  мнение короля , и категорически отказывается вступать с Лукашем Гуркой в законные брачные отношения. Сердитый муж  уединяет её  в замковую башню, которая теперь так и называется "Башня Гальшки", чтобы она образумилсь.




Сейчас в  башне музей. Говорят, что Гальшка обитала именно в этой комнате, с подобной обстановкой. Конечно же, рассказывают  о том, что злой Гурка надел на Гальшку железную маску, чтобы никто не мог увидеть её красоту. А еще существует легенда, что выходить она могла только по ночам, и только в подземный ход, который вел в церковь, где она молилась. Что здесь правда, что - вымысел, об этом можно только предполагать.
Фото из музея в Шамотулах ОТСЮДА




Единственное, что достоверно, так это то, что Гальшка провела в замковой башне в Шамотулах 14 лет, - до самой смерти  Лукаша Гурки в 1573 году.
Картина художника Михаила Якубовича, которая также участвовала в конкурсе на лучший портрет Гальшки Острожской. Мне очень нравится эта картина. По моему мнению, она очень верно передаёт несчастную судьбу Гальшки, которую отныне все называли "Черной княгиней", так как она не снимала черные одежды до самой своей смерти.




После смерти Лукаша Гурки,  Гальшка, которую теперь именовали "Лукашовая з Кгурки, воеводина познанская, Галжбета Илиная, княжна Острозская", наконец-то может покинуть Шамотулы. Её привозят в Острог, к дяде Василю-Константину Острожскому, который будет теперь  опекать её до самой смерти. И которому она перепишет все свои земли и имения.
Жить она будет в Отроге, на Замковой горе, в старинном замке.




По этим залам она ходила. Смотрители музея говорят, что  иногда слышен скрип половиц в пустых залах. Потому не очень-то любят дежурить здесь по ночам. А еще иногда слышен шорох платья, сопровождающийся чуть-чуть заметным ароматом  - это, наверное, Гальшка, спустя четыре века, решила посетить свою прошлую обитель




Документальных сведений нет, но с того времени, как Галька поселилась в Острожском замке, стали поговаривать, что она, не выдержав всех испытаний, доставшихся ей в жизни, сошла с ума. Теперь никто и никогда не узнает, как она провела последние годы своей жизни. Нет ни одного псьма, написанного её рукой, нет ни одного портрета, нет воспоминаний. С матерью она не смогла увидеться, так как Беата во время освобождения Гальшки была в заключении в Кежмарке и вскоре умерла. С кем Гальшка общалась, чем занималась, что или кого любила - всё это можно только домысливать.
Посещая  музей, я представляю, что часто сидела она у окна, вспоминала свою неудавшуюся жизнь и с тоской глядела на эти унылые дали.




Сейчас в бывшем замке на Замковой горе - Краеведческий музей. Несмотря на свой вроде бы "не замковый" вид, здание интереснейшее и стариннейшее. Построено оно было где-то в 14 веке, очевидно, еще при Даниле Острожском. Конечно же - много раз ремонтировалось и реставрировалось, но уцелело и, практически, имеет первоначальный вид замка-крепости.




В музейных залах по стенам развешены портреты тех, которые здесь обитали.
Гальшка Острожская - между невинно убиенным Дмитрием и своей матерью - Беатой Лаской-Костелецкой.
Копия портрета Гальшки принадлежит кисти  Лидии Ивановны Спасской. Так изобразил Гальшку Острожскую Ян Матейко в своей исторической картине "Проповедь Скарги".




На фрагменте этой картины Гальшка изображена рядом с Анной Ягеллонкой - дочерью Сигизмунда Старого. Для чего  её изобразил здесь художник - осталось загадкой. Гальшка умерла гораздо ранее, чем произошли события, изображённые Яном Матейко.
И это единственное изображение "черной княгини", которое оставили нам художники с мировым именем. И заметьте - далеко не в черных одеждах...



В 90-х годах прошлого века было найдено завещание Гальшки, которую теперь именовали "Гальшка Илливна, вдова Л.Гурки",  датированное 1579 годом. В завещании  : "...будучи з милосердья Божого на розуме и умысле своем прирожденом добре  и достаточне цыла, здорова и при доброи памяти..." она просит похоронить её: "ведле закону хрестиянского, яко ся годит, ув Острозе, в церкви замковой албо в костеле римскомъ". Долгое время дискутировалось, где же всё-таки Гальшка Илливна упокоилась - в православной Богоявленской церкви или же в католическом костёле.  Но вскоре после тестамента-завещания был обнаружен докумет, составленный по заявлению свидетелей о том, что княжна была похоронена в "лядском" костеле.( "Лядском" - от слова "ляхи", т.е. поляки).
Так выглядел Острожский  фарный костёл в 1889 году.




А так выглядит он, перестроенный, сейчас. Узнаваема только звонница.




Возможно, вам известно, что в Остроге находится один из старейших университетов Восточной Европы, который был основан в 1576 году. Правда, первоначально коллегиум просуществовал недолго, со смертью Константина-Василя Острожского,  пришёл в упадок. И лишь в 1994 году произошло его возрождение. В стенах Академии имя Гальшки Острожской весьма почитаемо, так как она считается основной фундаторкой этого учебного заведения.
Продолжаем читать её тестамент: "...На шпиталь, на Академию Острозкую, на манастыру Светого Спасе...и на сели Доросиню шест тысячм копъ грошей личбы литовское.." По тем временам - 6 тыс.кип литовских грошей было очень большой денежной суммой.
Если вы зайдёте в Главный корпус Острожской Академии, то вас встретит  галерея портретов и бюстов просветителей, деятелей науки и культуры минулых веков.



Среди них - романтичное, загадочное и, я бы сказала, эротичное  изображение Гальшки Острожской. Лицо измучено страданиями и бессонными ночами. Глубокая тоска по мужской ласке  струится из её полуприкрытых век. Она родилась красивой и богатой, её руки добивались многие и многие сильные мира сего. Но не было в её жизни любви и женского счастья. Она была игрушкой в руках короля, дяди - полукороля, своей матери, которая, вроде бы хотела ей счастья, но сделала глубоко несчастной и одинокой. И как прелестный цветок, она увяла под грустную мелодию поздней осени, так и не раскрывшись.




Каждый раз, приезжая в Острог, я брожу возле костёла. Почему-то судьба Гальшки глубоко запала мне в душу и тревожит меня.
Пишут, что возле костёла было кладбище, о чем свидетельствуют сохранившиеся надгробные камни, которые лежат в живописном беспорядке. Но напрасно я вчитываюсь в эти старинные, покрытые мхом и пылью времен надписи. Имени Гальшки, конечно же, нет и в помине. Ведь даже не известно, где именно была похоронена Галька - то ли в подземелиях костёла, то ли на кладбище.




Но я всё время ищу какой-то знак. Это может быть или неприметный цветок, пробившийся из-под земли, или луч солнца, упавший  из-за туч на какое-то определённое место, или неясный звук, или шелест листьев, в котором можно услышать грустную и тревожную мелодию. Ведь где-то здесь Гальшка ходила, в этой земле лежит её прах, здесь её измученная душа, наконец-то обрела покой. Обрела ли?
И глядя на черное и голое дерево, из которого омела тянет последние жизненные соки, мне представляется душа княгини одинокой птицей, которую носит и носит ветер по всей Волыни, занося иногда в высокую шамотульскую башню. Но и по сей день нет ей нигде покоя...





Внимательно изучала энциклопедию "Острозька академия", "Василь-Костянтин Острозький" Томаша Кемпи, статью "Про час і місце поховання Гальшки Острозької" Игоря Тесленко.

династия Острожских, Гальшка Острожская, Львов, тоска зеленая, Острог

Previous post Next post
Up