Моё повествование о небольшом украинском городке -
Черном Острове - будет неполным, если я не расскажу еще об одном историческом месте, которое безмолвно и смиренно, вот уже несколько столетий хранит прошлое. Прошлое, высеченное полустертыми временем буквами на страницах большой каменной книги, которая могла бы пролить свет на людские судьбы и помогла бы разгадать множество тайн, засыпанных землей и поросших буйными травами.
Надеюсь, что вам уже стало понятно, что речь пойдет о месте скорби и печали - о кладбище.
Может ли быть история у кладбища? Конечно же, может. Что же мне извстно?
Костел в Черном Острове был построен в середине 18 века, т.е. тогда уже была католическая община. А где жизнь, там и смерть. И как ни хорошо на земле, все равно придёт час, когда придётся перебираться в свой вечный дом. То есть наличие кладбища неизбежно даже в самом маленьком населенном пункте. Кто первым был предан земле на этом погосте - неизвестно. Для магнатов Пржездецких и Наркевичей и членов их семей была построена усыпальница в подземельях костёла. А прах шляхетских особ, да и простых католическин мирян предавали земле именно здесь, на возвышенности, которую владелец замка Вольчьей Горы, Мечислав Пшездецкий, называл Виллагура.
Современный вид кладбища с воздуха. Фотография Павлюка Анатолия
ОТСЮДА.
Часть Подолья, где находится Черный Остров, до конца 18 века входила в состав Речи Посполитой, то есть часть населения составляли поляки. Здесь жили переселенцы из Польского Мазовецкого воеводства. Не исчезли они и после того, как Проскуривская область (сейчас Хмельницкая) была присоединена к России.
Вклад польской культуры в культуру Украины еще не оценен как следует, хотя сохранившиеся польские замки и резиденции до сих пор вызывают восхищение многочисленных туристов, не говоря уже о произведениях искусства, которыми наполнены художественные музеи. А сколько архитектурных сооружений, памятников прошлого, разрушено, разобрано, уничтожено ураганами войн и человеческого равнодушия. Да плюс еще - Время, которое неумолимо...
Вот и это кладбище могло было бы быть стёртым с лица земли этим самым - неумолимым Временем, и никто никогда бы не увидел сколько здесь уцелело интереснейших архитектурно-скульптурных сооружений. Я не говорю уже о Памяти и о том, как важна она, эта Память, именно нам, живущим.
Много лет назад, я впервые посетила это старинное, неухоженное кладбище. Здесь была могила матери моего мужа, которая умерла молодой и очень-очень давно. Кладбище выглядело настоящим травяным лесом, среди которого еле-еле выглядывали верхушки металлических крестов. А у входа высились огромные каменные кресты, под которым виднелись провалы в развороченные склепы.
Ходить по заросшему кладбищу было опасно. Был риск провалиться в открытые пасти склепов, из которых давным давно было растащено всё то, что можно было утащить и надругаться над прахом покойных.
А еще можно было увидеть человеческие кости, наводящие на сумрачные мысли о бренности человеческого существования.
Кладбище было закрыто, но не очень давно. Старые-престарые памятники и кресты с надгробиями соседствовали с недавними захоронениями.
Но в этом году всё изменилось.
Вячеслав Майдан - имя неравнодушного человека, который нашёл, воодушевил единомышленников и организовал не только расчистку кладбища, но и восстановление старинных кладбищенских памятников и надгробий.
Пройти мимо такого знаменательного события, я, конечно же, не могла. Тем более, что открывалось такое большое поле деятельности. Ведь за каждым именем скрывалась чья-то личность, а за двумя датами - целая человеческая жизнь - длинная, короткая, счастливая, несчастливая...Сколько же судеб унеслось в вечность! Но ведь ничего не исчезает бесследно. И где-то есть огромная Книга Жизни, и её страницы - вот эти каменные плиты, которые вот-вот появятся сейчас на свет Божий.
Вот так это начиналось.
Там, под землёй, был прах. Но вещественные доказательства того, что эти люди жили, еще были живы.
Думаю, что вам понятно, почему практически все надписи были высечены по-польски.
На некоторых памятниках плит с надписями не было - только могильные скульптуры. Как правило, они символизировали преждевременность ухода из жизни. Как например, этот каменный ствол дерева с обрубленными ветвями.
Особенно часто встречались традиционные символы некрополя - христианский крест, а внизу - череп с костями - символ Голгофы и быстротечности земной жизни.
или же - кресты с распятием, которые скорбно и торжественно стояли под синим небом.
Можно только себе представить, какую трудоёмкую работу проделали ребята, чтобы раздобыть из-под земли все эти артефакты. Но, как оказалось, загадок обнаружилось гораздо больше, чем разгадок.
Рассмотрим одно из надгробий. Конечно же, чрезвычайно интересно, кому принадлежал этот памятник. Казалось бы - так просто об этом узнать. Три буквы "I H S" - часто встречающаяся монограмма. Гугл выдаст массу ответов её расшифровки. Одна из первых -- "Иисус Спаситель Человечества". Узнаем, кому принадлежит монограмма - и зацепка уже есть! Но оказывается, что используют её и эзотерики, и она же является эмблемой ордена иезуитов (правда, внизу должны быть изображены три гвоздя, а здесь - сердце), и ордена бернардинцев.
А еще памятник со всех сторон "обвешан" символами. Я пыталась их расшифровать, но мне это не удалось. Слишком много всего здесь намешано - в том числе есть и масонские символы. Возможно, разгадка будет, когда удастся обнаружить имя владельца раскопанного надгробия.
Небольшой свет проливает вот этот символ. Хотя и здесь масса неясного.
Полумесяц с двумя звездами на рожках - это непременный атрибут шляхетского герба Сас ( спасибо за подсказку
taras_palkov ). Но очень интересна разная оринтация звездочек на рожках месяца. Причем, в гербе Сас звезды шестиконечные, а на нашем символе пятиконечные. Да и нет стрелы...
Рассмотрим теперь красивый памятник из черного гранита, который возвышается недалеко от входа. Уж там-то есть что почитать и на что посмотреть.
.
Судя по богатому памятнику здесь покоились представители небедного шляхтского рода. Об этом говорит и фамилия Залеская, оканчивающаяся на "-ская". Да и внизу имеется герб. Кто же они, эти Залеские?
На памятнике изображен древний
шляхетский герб Prawdzic, первое упоминание о котором появилось в 1351 году. Герб принадлежал множеству шляхетских семейств, в том числе и Залеским.
Совсем недалеко обнаруживаю большую мраморную лежащую плиту, которую ребята еще не успели поднять из земли. И вижу довольно-таки отчетливую надпись: WILHELM PRAWDZIC ZALESKI 1806-1878. Прожил 72 года.
Как же я люблю подобные поиски! Обращаюсь к порталу "
M. J. Minakowski, Генеалогия потомков Великого Сейма"Находим Вильгельма Залеского, герба Правдзич. Даты рождения и смерти совпадают!
Беру с книжной полки замечательную книгу "315 замков и резиденций в Украине". Обнаруживаю, что в селе Водички Хмельницкой области имеется бывшее имение Вильгельма Залеского, в котором сейчас находится школа. (Обязательно постараюсь там побывать!). Но вот что вызывает вопрос! Почему же Вильгельм Залеский был похоронен не в Водичках, а в Черном Острове? Думаю, что причиной этому была его вторая жена Гонората Залеская, которая жила в Черном Острове, и на которой он женился примерно в 1865 году. Предполагаю, что именно она была похоронена в склепе под большим черным крестом. Там же, в склепе, покоились и их дети: Марк, Антоний, Домицелла и Януш. Силён был пан Вильгельм! От первой жены Доминики Zgliczy6nska (1800-1859) у него было трое детей. И от второй жены Гонораты, которая была моложе его на 26 лет - еще четверо, которые, к сожалению, все умерли в сравнительно молодом возрасте.
Вот такой небольшой экскурс в историю удалось провести, благодаря прогулке по расчищенному черноостровскому некрополю и Интернету .
Теперь осталось только ждать, что обнаружатся потомки Залеских, приедут в Черный Остров, посетят родные могилы и выразят большую благодарность черноостровским ребятам, которые делают такое большое дело.
Своими силами сделана площадка для панихид и прочих церковных треб. Понятно, что всё это требует немалых материальных затрат, которые оплачиваются только добровольными пожертвованиями. Но главный меценат, дизайнер и исполнитель - всё тот же Вячеслав Майдан.
Покажу вам еще одно моё "исследование". Надгробная надпись прекрасно сохранилась. Перевожу, что смогла перевести.
D.O.M. - Deo Optimo Maximo. На латыни означает "Господу Всевышнему". Затем: "Бог дал. Бог и взял. Тут лежит ЛАУРА ВАЛЕВСКАЯ. Родилась 3 июня 187? года. Умерла 28 июня 1872 года". После следует эпитафия, которая переведена, благодаря
pokasanova, "zostawiając rodzicow w zmartwieniu pogrążonych tym przedwczesnym żgonem" - "оставила родителей, погруженных в горе, - своей преждевременной смертью".
Судя по датам смерти и рождения, здесь был похоронен маленький ребенок, в возрасте от нескольких месяцев до двух лет.
Если вы внимательно читали
мои предыдущие посты о Черном Острове, то должны помнить, что у трагически знаменитой Лауры, дочери Кароля и Эльжбеты Пржездецких, надгробие которой находится в кафедральном соборе Каменец Подольского, была сестра Мария (1850-1929), которая в 1869 году вышла замуж за Викентия Валевского. У них в браке родилось 6 детей. Думаю, что под этим надгробием покоится их первая дочка, названная в честь сестры Марии - Лаурой. Но это, конечно, только моё предположение.
Можно возразить - у Пржездецких была своя родовая усыпальница в костёле Черного Острова. Но кто знает, - может несчастные родители, предчувствуя, что придут иные времена, когда надругательство над прахом усопших станет нормой, похоронили свою девочку здесь, в сени вековых деревьев, где поют птицы и сквозь ветви светит ласковое солнце. И иногда может подойти странная женщина, которая через тьму веков мысленно погладит по головке эту миленькую маленькую Лауру Валевскую.
Я долго бродила среди старинных надгробий. Невольно приходили на ум слова Марины Цветаевой:"Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли..." Но грусти не было. Я всматривалась в имена и даты, за которыми стояли чьи-то жизни, давным-давно ушедшие в небытие. Где-то здесь покоится прах итальянского художника
Маттео Баччелли, который 20 лет прожил в Черном Острове. Уже обнаружена могила эконома Пржездецких. А сколько еще открытий предстоит сделать ребятам, которые, жертвуя своим личным временем, возвращают Миру давным-давно забытые имена и события.
Это место свято, и не только потому, что здесь покоятся предки многих жителей Черного Острова - здесь давняя история польского и украинского народов. А кроме того - это, несомненно, памятники архитектуры, которые необходимо сохранить для будущих поколений.
Выходим. И постоим немного перед кладбищенскими воротами, которые сейчас реставрируются силами всё тех же добровольных энтузиастов.
Кладбищенские ворота - это граница. Граница, которую каждому из нас предстоит перейти. Здесь жизнь, а там - небытие. И хотя никто из нас, сейчас живущих, не хочет думать об этом, - очень важно успеть понять, что память и уважение к СМЕРТИ не менее значимо, чем уважение к ЖИЗНИ.
Здесь, в небольшом украинском городке это поняли.
А мы?
Click to view
Автор видео
Валентин Маговкин