Кенсу

Aug 24, 2016 20:00





Для любителей дикой природы Казахстана, где не ступала или очень редко ступала нога человека есть очень красивое место в окрестностях Кегеня. Ущелье Кенсу в остаётся доступным только внедорожникам.



Автодорога A-6 «Кокпек - Кеген»




Скалы у реки Чарын


Мост на автодороге A-6 «Кокпек - Кеген» через реку Чарын




В эту поездку мы отправились вместе с семьёй друга и детьми на его автомашине Nissan Safari Y60. Внедорожник с трёх дверным вариантом кузова и дизельным двигателем (аналог с левым рулём Nissan Patrol). Ехать в Кенсу на паркетнике крайне не рекомендую, слишком суровые будут испытания, как минимум ценой ремонта подвески и агрегатов. Дорога в те края пролегает по Кульджинской трассе от Алматы на Восток. Алматы - Шелек - мимо Чарынского каньона (поворот к Долине замков) и перед Узунбулак направо в сторону Бестюбинского водохранилища. Далее суровая дорога по бездорожью вверх по течению реки Кенсу. Общее расстояние около 250 км, 210-220 км асфальта и 40-50 км бездорожья.
Описывать дорогу по асфальту смысла не вижу, а вот про дорогу без асфальта расскажу. Двигаясь от Узунбулака в сторону Кенсу, встретится грандиозное сооружение современности - Бестюбинское водохранилище. Тут же расположена Мойнакская ГЭС мощностью 300 мегаватт.


Бестюбинское водохранилище
Мойнакская гидроэлектростанция (каз. Мойнақ су электр стансасы) - высоконапорная гидроэлектростанция построенная на реке Чарын в Райымбекском районе Алматинской области, самая высоконапорная гидроэлектростанция СНГ.
Плотина ГЭС образует Бестюбинское водохранилище на реке Чарын, площадь затопления составит около 10 кв.км, длина водохранилища - ок. 16 км, ширина - до 0,5 км, полная ёмкость водохранилища - 238 млн.м³, полезная - 198 млн.м³. Впоследствии ниже ГЭС планируется строительство ещё одного водохранилища с ГЭС, которое будет являться контррегулятором Мойнакской ГЭС. (источник Википедия)
От водохранилища грунтовая дорога ведёт в горную долину Кунгей Алатау. Открывается большая панорама, вдали видно село Кегень, за ним уже территория Кыргызстана (Киргизии). Мы сворачиваем направо в ущелье Кенсу. При въезде в ущелье пересекаем несколько речек. Постепенно ущелье сужается, появляется больше растительности и ёлок. Дорога становится очень извилистой с резкими перепадами высот, бывали моменты, когда мы цепляли задним свесом машины. По таким местам ехать на Safari одно удовольствие, машина отлично проходит все внедорожные препятствия. Местные жители и егеря как правило ездят на УАЗ-469. Буквально где-то за горой проходит граница с Киргизией.






Долина реки Кенсу
Суровая дорога вела нас в красивые места с суровой рекой Кенсу. Первая попытка проехать реку Кенсу была успешной, однако цепляли подвеской внедорожника подводные валуны. Оказавшись на левом берегу реки, мы решили немного проехать вперёд, потом пошёл дождь и мы решили вернуться обратно через реку на правый берег к ранее запримеченным местам для ночлега. Как выяснилось потом, мы немного не доехали до горного озера.
При второй попытке штурмовать реку Кенсу, мы выбрали не удачную траекторию и машина села задним мостом на большой подводный камень. Мы оказались в двух метрах от берега без движения и вращая колёсами впустую. Пороги машины оказались чуть ниже реки и вода медленно стала поступать в салон. Приняли решение покинуть машину. Через боковое стекло задних сидений стали вытаскивать детей, подскользнувшись на подводных камнях, семилетнего ребёнка уронили в ледяную реку и быстро вытащили на берег. В это время шёл дождь и высоко в горах температура составляла градусов десять с плюсом. Мокрый и замёрзший ребёнок наблюдал, как двое взрослых мужиков, по колена в ледяной воде пытаются хоть как-то сдвинуть внедорожник с места. Потом мы решили разгрузить багажник и облегчить вес машины. Нашли бревно от ели, кое как притащили, думали его засунуть в виде рычага под машину, но это было крайне тяжело и не получалось. Ноги и руки сводило от холодной воды, изредка выбегали на берег погреться на пол минуты, затем обратно с бревном в воду. Паники не было, был страх остаться тут на долго, особенно на ночь.
Пока мы пытали надежду сдвинуть сидячую на камнях машину, кончился дождь и вышло солнце. Вдруг с гор к нам спустилось чудо, я верю, это было послание от Всевышнего - внедорожник Toyota Land Cruiser 200 с комплектацией для бездорожья проезжал по этой же дороге в нашем направлении. Тойота зацепила наш Ниссан лебёдкой и вытянула из реки. Затем весьма неторопливо проехала через речку рядом с тем местом где мы застряли. Следом проехали мы, река была пройдена.
Нашли очень живописное место среди елей у реки Кенсу. На этом месте уже кто-то до нас отдыхал, есть след от костра и к сожалению спрятанные в кустах пакеты с мусором. Всю мокрую одежду мы разложили сушиться. Солнце не плохо начало прогревать мокрую землю и траву. Разожгли костёр и поставили палатки.


Погода сменилась на пасмурную и опять полил дождь. Пока мы не торопясь пили вино, я заметил, что наша двухслойная палатка пропускает воду от дождя. Началась вторая часть борьбы с водой при весьма низкой температуре окружающей среды, возможно в тот момент я это называл другими нецензурными словами.. И даже это было не всё, в добавок обнаружил что наш надувной матрац спускает и нам грозит лежать спинами на промёрзшей земле всю ночь. Встал выбор, ехать домой или ночевать. Ехать домой была опасность не подняться и скатиться вниз с высоченного глиняного склона. Остался вариант ночевать. На место где располагается палатка мы наломали и накидали ковром ветки елей, которые нам заменили отсутствующие карематы. Поверх полуспущенного надувного матраца накидали одеяла. На свой страх и риск в палатку поместили газовую горелку, которая прогревала и сушила её изнутри.
Наступила ночь. Мы с сыном легли в палатку, с собой взяли газовую горелку и фонарик. Спалось не очень хорошо, я бы сказал хреново. Не смотря на наши усилий, от земли тянуло холодом, часто просыпался и включал газовую горелку. Весь кошмар кончился в часов пять утра, когда я уже устал страдать и вылез наружу к костру. Лучше не спать, чем спать в таких нечеловеческих условиях. Хорошо хоть ребёнок спал, постоянно поддерживал ему там температуру.
Вышло солнце, все позавтракали и пошли гулять вверх пешком по ущелью. Кристально чистый воздух, чистая и питьевая вода в реке. Всё это окружают высокие горы и ели. Глядя на карту можно увидеть, что совсем рядом популярные туристские места, озеро Каинды, Кольсайские озёра и даже Киргизский Иссык-Куль совсем рядом. Несмотря на приграничную территорию, пограничных патрулей и проверок не было.
Во время этой суровой поездки я для себя сделал вывод, что для подобного туризма должна быть соответствующая экипировка. Во первых должен быть соответствующий автомобиль, надёжный и проверенный подобными испытаниями, желательно с лебёдкой и хайджеком. Должна быть соответствующая одежда и обязательно полный комплект запасной. Одежду лучше брать с запасом на учёт более низкой температуры. Палатка должна быть не промокающей. Карематы в горы брать с собой обязательно, без них никак.






image Click to view


Во время путешествия мы сделали одноимённый фильм «Кенсу»

Оригинал статьи на моём сайте.

Кунгей Алатау, Кенсу, горы, Казахстан, путешествие

Previous post Next post
Up