"Из дальних странствий возвратясь..."(с)
Часть 5, заключительная.
Подобно летописцу Пимену, герою Пушкинского "Бориса Годунова", я могу, со всей искренностью, заявить, что "Ещё одна глава и летопись окончена моя".
Между этим постом и предыдущим вновь образовался пробел, который, частично, объясняется тем, что, как мне казалось, это было бы не совсем тактично с моей стороны рассказывать о безмятежном пребывании на солнечном Лазурном берегу Франции, посещении казино в Монте-Карло и известном на весь мир, итальянском городке Сан Ремо, в то время, как многие из тех, кто читает мои записи, жили в условиях очередной, не первой и не последней, вспышки постоянно тлеющего конфликта на Ближнем Востоке, когда, как это уже неоднократно было, главным становится подхватить детей и уйти вместе с ними в безопасное или более ни менее безопасное место, когда после этого, самое главное, это позвонить своим родным и сказать им, что всё в порядке и услышать от них то же самое.
Но, как гласила одна, но, отнюдь, не последняя, как думают многие, надпись на кольце царя Соломона "Всё проходит", прошёл и этот тревожный период и я продолжу свою "сагу", которую, как я уже пообещал, я и закончу этим постом.
Всегда трудно выбрать что-то в качестве "заглавной" фотографии; ведь она выполняет роль своеобразного фотоэпиграфа и поэтому, не мудрствуя лукаво, я показываю одну из улочек в Монако.
"Улица, фонарь..."(с) и где-то там, наверное, аптека.
Как я уже говорил вначале, мы жили в Ницце и перемежали наши поездки по "городам и весям" Лазурного берега с посещением примечательных мест в самой Ницце. И одним из таких мест, безусловно, является музей Шагала. Я уверен, что нет никакой необходимости говорить о том, кто такой Марк Шагал, тем более, что более, чем исчерпывающую информацию можно получить на бескрайних просторах Интернета. Музей создавался самим Шагалом и являл собою, своим художественным содержанием, то, что называется "Библейским посланием". Оно состоит из 17 картин: 5 работ в красных тонах, это картины на темы "Песни песней" и 12 картин, как своеобразное прочтение Шагалом книг "Исход" и "Бытие". Помимо этого, в коллекцию музея входят два собственноручно созданных Шагалом, витража и мозаика на наружной стене музея. Вот часть того, что представлено в музее.
Мозаика на наружной стене.
Примечательная фотография, на которой сфотографированы художники, бежавшие из Европы, охваченной огнём Второй мировой войны; эта фотография была сделана в Нью Йорке, на выставке их работ. О каждом из них можно прочитать в Википедии и это наглядно покажет, как война сказалась на их судьбах, как личных, так и профессиональных.
Последние годы Шагал жил, неподалёку от Ниццы, в Sent-Paul-de-Vance, маленьком, старинном городке, история которого восходит к XIV веку, облюбованному художниками. Здесь он и скончался. По его пожеланию, он похоронен на обыкновенном, католическом кладбище и его могила ничем не отличается от всех других.
Единственное, что, всё же, пожалуй, отличает его надгробную плиту, это то, что на ней всегда лежат камешки. Это старинный иудейский обычай, знак того, что тот, кто здесь похоронен не забыт теми, кто приходит сюда почтить его памаять. Здесь же похоронена и его жена Вава (Валентина) Шагал и её брат, Михаил Бродский; пусть его фамилия не вводит вас в заблуждение - он никоим образом не связан с Иосифом Бродским.
Ещё одной достопримечательностью Ниццы является Русский православный собор святителя Николая Чудотворца.
В Ницце всегда была очень обширная русская коммуна и неизбежно настал момент, когда имевшейся церкви стало недостаточно. Я не стану воспроизводить здесь историю его создания, а лишь отмечу две вещи. Одна, очевидная, она очень напоминает Собор Василия Блаженного и вторая, это то, что она долгое время находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата, но в 2011 году, после целого ряда международных судебных разбирательств, он был передан во владение Московским патриархатом.
Раз уж мы гуляем по Ницце, то вот ещё две, просто дневно-прогулочные фотографии одной из центральных площадей Ниццы.
Ну, и чтобы не засиживаться в Ницце, отправимся-ка мы в незванные гости, на виллу баронессы Ротшильд. Не мудрствуя лукаво, я приведу коротенькую выборку из Википедии.
"Беатриса Ротшильд родилась в 1864 году в Париже в семье Альфонса Ротшильда. В 1883 году Беатриса вышла замуж за банкира и нефтяного магната Мориса Эфрусси (1868-1949) из знаменитого одесского купеческого семейства Эфрусси, бывшего другом её родителей.
В 1905 году Беатриса, после смерти своего отца, приобретает 7 гектаров земли на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра и приступает к постройке виллы своей мечты. Строительство продолжалось 7 лет, за время строительства Беатриса сменила около 20 архитекторов. В 1912 году вилла Эфрусси-де-Ротшильд, названная Беатрисой Иль-де-Франс (фр. Ile de France - «французский остров») приняла первых гостей. Беатриса, известная своей любовью к коллекционированию, украсила виллу предметами искусства XV-XVIII веков.
После смерти Беатрисы в 1934 году вилла и все собранные ею предметы искусства, находившиеся в её различных французских именьях, были переданы по завещанию владелицы Французской Академии Изящных Искусств".
Итак, едем изображать те, кто, как гласит известная поговорка, "...хуже татарина". Что вижу, о том и пою.
Приехали. Вилла окружена 9 тематическими садами, из чего следует. что каждый из них определяется своей основной "мелодией". Экзотический, например, украшен кактусами, агавой, алое и прочими экзотическими растениями.
А японский - наличием вот таких заводей и прочими вещами, характерными для японских садов. Но если я начну показывать всё то, что снималось, то мы никогда и никуда больше не поедем. Так, что, лишь намекаю.
Ещё две фотографии. Одна - это вид на саму виллу, а второй - вид на площадь перед виллой, сделанная с балкона виллы.
Внутри самой виллы, разумеется, множество комнат различного хозяйского и гостевого предназначения, огромное количество произведений искусства и многие комнаты тоже сделаны тематическими, т.е. в них подобраны соответствующие произведения и изделия, картины, посуда, фарфоровые сттуэтки, мебель и т.д. Из более современного, могу поведать, что вилла сдаётся для проведения различных частных торжественных мероприятий, как, например, свадьба и именно в таком качестве, она облюбована российскими нуворишами, которые в состоянии оплатить такую услугу.
Её расположение, также, очень удобно споспешествует не только тому, чтобы к ней подъехать, но и тому, чтобы к ней подплыть, на собственной яхте, разумеется, а не вплавь.
Следующим пунктом нашей программы должен был быть, как он назван в плане поездки, свободный день. Однако, наша предводительница предложила, чтобы желающие использовали этот день для поездки в Сан Ремо. При этом следовало учесть, что надо было собрать денежку водителю, т.к. таким образом, наше посещение Сан Ремо, превращало его свободный день в рабочий. Иначе говоря, следовало материально возместить, нанесённый ему "моральный ущерб". Практически все, дружно подхватили эту инициативу и после завтрака в гостинице, мы погрузились в наш автобус с португальскими номерами, водитель нацепил на наружное зеркало американский флажок и мы покатили в сторону итальянской границы, а вскоре и въехали в Сан Ремо, пропустив момент пересечения границы.
Въезжаем в Сан Ремо.
"Пусть в меня бросит камень тот"(с), у кого название этого городка ассоциируется с чем-нибудь иным, кроме, как местом, где проводятся музыкальные фестивали итальянской песни и откуда к нам в страну Советов, пришли имена Доменико Модуньо, Эроса Рамацотти и других. Первый фестиваль состоялся в 1951 году и именно этот фестиваль послужил примером для создания конкурса Евровидения, который начал проводиться ежегодно, начиная с 1956 года.Если бы не эти фестивали, то Сан Ремо был бы типичным, приморским итальянским городком, основной достопримечательностью которого, было бы море. В XIX как и города Лазурного берега Франции, он был одним из излюбленных мест отдыха российской аристократии, начиная с царской семьи. В 1913 году, учитывая наличие большого количества россиян, в нём была освящена церковь - Храм Христа Спасителя.
Но мировую известность и славу, ему принесли песенные фестивали. Пройдитесь по его улочкам и вы увидите, что они ничем не отличаются от тех улочек, что вы уже видели на предыдущих фотографиях.
Чем не кадры из какого-нибудь итальянского кинофильма.
Но, как бы то ни было, Сан Ремо - это, всё же, яркое солнце и лазурное море.
Поскольку, в своей (фото)саге, я придерживаюсь хронологической последовательности, то у меня не остаётся другого выхода, кроме, как отправиться в Монако и "потащить" вас следом за собой..
Итак, княжество Монако, известное нам ещё из школьного учебника, карликовое государство Европы. Я не знаю, но Гугол, наверное, знает, как эта коммуна с населением немногим более 36 000 человек и расположенная на территории в 2(два) квадратных километра получила право называться государством, но факт, как говорится, налицо. Несколько цифр: от центра Монако до Италии - 16 км., а до Ниццы - 13км. Для сравнения, от моего дома, а я живу в пределах городской черты, до центра города, где я работаю, 32км. В самом широком месте Монако "простирается" на расстояние в 1700 метров, а в самом узком - на 350.
Безработица составляет 0%; рабочих мест больше "трудожелающего" населения. Ежедневно, на работу в Монако приезжают 48 000 человек из Италии и Франции. Продолжительность жизни близится к 90 годам и в Монако самый высокий в мире уровень количества миллионеров и миллиардеров на душу (долгоживущего) населения. Всё это, вместе взятое и предопределяет то, что в Монако, в 2011 году была самой высокой в мире стоимость одного квадратного метра жилья и она составляла 65 000 долларов. Расти ему некуда и поэтому, Монако, потихоньку, расширяется в сторону моря, просто напросто, создавая искусственный, бетонированный фундамент, на котором и строятся новые здания. Таковым является район Фонвьей. Ну, а другой, куда более известный район, называется Монте-Карло, куда мы вскоре и отправимся.
Дворец князя Монако и прилегающая к нему площадь, на которой происходит традиционная смена караула.
Порт Монако.
Общий взгляд на пол страны. Постройки на горе - это уже Франция
Улочки Монако.
Не иначе, как пиратский кораблик. Видите, он тянет за собой лодку, с тем, чтобы не входить в порт, а бросить якорь в открытом море и уже на лодке, под покровом ночи, высадиться на берег.
Ну, что ж, раз я обещал, то съездим и в эту обитель греха, где денно и нощно поклоняются золотому тельцу, где пахнет богатством и роскошью, где, как кажется нам, простым смертным, текут молочные реки в кисельных берегах.
Увы, всё очень и очень буднично и даже тот факт, что из- за каждого угла выскакивают Порше, Феррари, Роллс Ройсы или Мазератти на фоне которых, Лексасы, Мерседесы и Ауди выглядят более, чем скромно, не меняет сути дела.
В районе, именуемом Монте-Карло, постоянно проживает порядка 3 000 человек и, конечно же, центром его жизни является знаменитое на весь мир казино.
Вот этот туннель выведет нас к главной площади, которая с трёх сторон обрамлена казино, отелем "Париж" и рестораном. В центре этого зелёного оазиса установлено огромное зеркало в фоме блюдца, которое носит, если я не сильно ошибаюсь, название "Зеркало эпохи" и вы увидите его на одной из фотографий. Далее за этим сквером идут торговый центр и улочки, ведущие к жилым зданиям.
Итак, туннель, который выведет нас в центр, к казино.
Панорама жилой части.
Сама площадь перед казино, которая, что малоудивительно, так и называется, "Площадь казино".
Это вид на площадь; я стою спиной к казино и в центре клумба с зеркалом, слева от меня отель, а справа - ресторан и небольшой торговый центр, рассчитанный на туристов. Дорогие магазины по ту сторону сквера.
Само казино, в котором, кстати говоря, категорически нельзя ни снимать, ни фотографировать.
Отель "Париж".
Следует сказать, что для иностранцев вход в казино бесплатный, а со своих - по 10 евро.
Конечно же, внутри всё очень даже красиво, в лучших традициях дворцовых построек того времени, когда оно строилось и вряд ли имеет смысл своими словами пересказывать то, как это выглядит, потому, что, как бы я ни старался, это будет напоминать известную шутку о том, что кому-то не нравится Паваротти, хотя сам он его не слышал, но сосед ему напел. Но, что я могу сказать, так это то, что, если бы я, быть может, не был бы в своё время, в Лас Вегасе, то, вполне возможно, оно произвело бы на меня куда большее впечатление, но, поскольку, всё познаётся в сравнении, то это сравнение, как с моей, сугубо личной, точки зрения, не в пользу казино Монте-Карло. Но, опять же, это ничуть не умаляет его очевидных достоинств и того, что вокруг него, вполне заслуженный нимб романтической известности мирового масштаба.
Но, как бы то ни было, мы прекрасно провели этот день в Монако и Монте-Карло; показывать там что-либо в "групповом исполнении" не было никакого смысла и поэтому все разбрелись, по собственному усмотрению. Мы погуляли по скверу, по близлежащим улочкам коих, как вы понимаете, не так уж и много, поели в небольшом, уличном ресторанчике, посетили парочку их торговых центров, явно рассчитанных на владельцев Мазератти, где мне было куда интересней взглянуть на ценники, нежели на сами вещи, поскольку, самими вещами меня трудно удивить. Но идя на поводу у своего пагубного пристрастия к кофе, пирожным и прочим сладостям, я не мог отказать себе в удовольствии посетить одно кофейно-коктейльно-мороженое заведение, ассортимент (но не цены) которого, судя по всему, был рассчитан на таких, (слабовольных), как я. Посидели, попили-поели-пооблизывали и довольные собой вновь отправились в самое, что ни на есть гнездо беспочвенных надежд на быстрое и лёгкое обогащение. Я считаю, что именно над такими заведениями должна была бы красоваться нетленная надпись "Оставь надежду всяк сюда входящий"(Данте Алигьери, "Божественная комедия")
Но я вошёл, не питая абсолютно никаких надежд, а лишь коварно лелея мысль о том, что проиграв пару денежек в казино и оказав, тем самым, посильную материальную помощь княжеству, я, взамен, "покупаю" моральное право, где-нибудь, в приличном обществе "молодых, быстрохмелеющих от недорогих вин, типа "Алиготэ", дам",(с), невзначай, в разговоре, заметить, что "Когда я был в Монте-Карло, я не преминул зайти и поиграть в казино" и пусть кто-нибудь скажет, что это было не так.
Так и прошёл этот прекрасный день в обители богатства, алчности и наверняка, греха, чтоб не сказать, порока. Мы вернулись в Ниццу с чувством глубокого, душевного и, что немаловажно, "желудочного" удовлетворения и даже успели ещё посидеть на пляже, а вечером, после ужина, допоздна погуляли по уже знакомым улицам вечерней Ниццы. Оставались, можно сказать, считанные часы, пребывания там.
Неизбежно, настал последний день пребывания на Лазурном берегу и в соответствии с программой нашей поездки, мы собирались посетить, как ожидалось и как, безусловно, подтвердилось, замечательный, маленький городок художников, Сент-Пол-де-Ванс, о котором я уже упоминал вначале, говоря о Шагале и о том, что именно в этом городке он жил и здесь же похоронен.
История городка начинается в XIV веке, что вовсе неудивительно для старых Европейских городов. Как и многие другие, он начинался за крепостными стенами, стоящими и по сей день. В пределах старой части города, окружённой этими стенами, постоянно проживает порядка 300 человек и эта часть городка, сплошь и рядом, состоит из мастерских, галерей и просто магазинчиков. Кривые, мощёные улочки, которые нигде и никогда не пересекаются под прямым углом, где улочки ведут либо вверх, либо вниз, где изредка, в просвете домов, можно увидеть мир вокруг, сами дома, на которых лежит неизгладимая печать времени. Но этот город является местом паломничества туристов со всего мира и поэтому его посещают порядка 2.5 миллионов человек в год. И именно поэтому, гуляя по этим улочкам или заходя в галереи и магазинчики, ты, невольно, движешься в окружении людей со всего света и многоголосии вавилонского многоязычия. Ну, что ж, всё, что я хотел и что имело смысл сказать, я, пожалуй, уже сказал, а теперь я, как обычно, кое-что и покажу.
Городок находится на вершине горы и добраться до него можно лишь на автобусе или на машине, припарковавшись неподалёку от входа в старый город. Итак, вот так он выглядит издали, когда к нему подъезжаешь.
А вот такой вид открывается с крепостной стены, окружающей старый город.
Ну, а теперь, сам городок - улочки вперемежку с галереями, магазинчиками, подвальчиками и бесконечным количеством посетителей.
Уличная скульптура. Нет, она не в моём вкусе. Нет, я случайно на неё наткнулся. Нет, она, вряд ли, приехала на этом мотоцикле; она просто там стоит. Нет, я не знаю зачем я её вам показываю; что увидел, то и показываю.
Зазывают в погребок отведать горячительного.
А вот и сам погребок в пещере 600-летней давности.
Переулок, соединяющий две улицы.
"Распростаненье наше по планете особенно заметно вдалеке"(В.Высоцкий).
Редкий, сквозной просвет между домами.
Прощальный взгляд из окна автобуса на остающийся позади городок, кусочек лазурного моря и яркую зелень юга Франции.
Пора собираться домой и честно говоря, уже хочется.
15 сентября 2012 года, маленький, хотя и международный аэропорт Ниццы. Столь же маленький самолётик, резво побежал по взлётной полосе и бесстрашноо взмыл ввысь, унося нас в Амстердам, где спустя 3 часа нам предстояло пересесть на другой самолёт, который и вернёт нас на другой континент. А пока, наш кузнечик совершил традиционный, прощальный виток над Ниццей и поднявшись ещё выше, полетел над Альпами. Вид, который открывался внизу, трудно передать словами и даже сделанные фотографии лишь намекают на то, как это выглядит в действительности. Возможно, дело ещё и в том, что я впервые летел над горами, чтобы видеть их. В течении этого, немногим более, чем 2ух-часовым полётом, я умудрился сделать порядка 30 фотографий и снимать на видео, но вам не о чём беспокоиться - я покажу, всего лишь, некоторые из них.
А когда "кончились" горы, стали проступать следы наличия разумной жизни,
которые были видны даже в разрывах облаков.
Мы подлетаем к Амстердаму.
Идём на снижение.
Вот, почти, и всё; шасси выпущены.., садимся.
Спустя 3 часа, нас поглотил огромный, 425-местный Боинг, который и совершил трансатлатический бросок на запад, домой. Я одинаково люблю момент, когда самолёт взмывает вверх, унося тебя в знакомые или незнакомые места, но я, точно также, люблю момент, когда он плавно касается бетонного покрытия взлётно-посадочной полосы и я со спокойным, тёплым чувством отмечаю - я ДОМА.
Шесть лет тому назад, мы с женой возвращались из двухнедельной поездки по Италии. Долгий, 8ми-часовой перелёт из Рима в Нью Йорк; мы читали, смотрели кино, слушали музыку и в какой-то момент, моя жена сказала: "Мы были в таких замечательных местах, как в Риме, Венеции, Флоренции, Ватикане, в стольких музеях, гуляли по стольким улицам и такая жалость, что со временем, всё это сплетается в такой клубок, когда трудно вспомнить где мы видели те или иные вещи. Ведь так было и после посещения Парижа, и после посещения Лондона". И тогда я сказал то, чем я и хочу закончить эту свою "сагу". Я сказал, что не надо сожалеть о том, что мы не помним деталей - где мы видели тот или иной собор, не помним, где мы видели ту или иную картину и где мы пили кофе в два часа ночи - всё это несущественно. Главное, это запомнить себя "во всём этом"; стоящим в центре Сикстинской капеллы, в залах Лувра, в музеях Ватикана, в Соборе Парижской богоматери и Вестминстерском аббатстве, в гондоле на каналах Венеции, у Стены плача в Иерусалиме. Это и есть самое ценное - память о том, что ты чувствовал в эти минуты.
То же самое я могу сказать и об этой поездке. Забудется, где какие улочки - ведь они так похожи друг на друга, точно также, похожи и города на Лазурном берегу, с морем и карабкающимися в гору домиками, останутся в памяти неповторимые пейзажи Швейцарии - альпийские долины и утренний туман над озёрами, верхущки гор, выглядывающие из облаков, спокойная размеренность жизни Люцерна и Берна, память о поздне вечерних прогулках по улицам Ниццы и Лиона, с ресторанчиками вдоль этих улиц, музыка, разноязыкий говор и самое главное, память о самом себе в те часы и минуты. Когда я бывал во всех тех местах, что я упомянул и в тех, о которых я сейчас рассказал, я всегда вспоминаю не только своё детство, но и даже более поздние времена, когда любимым занятием было чтение книг и вычитанные там названия городов и мест, звучали, как названия недостижимо далёких планет, когда даже буйная фантазия не распространялась настолько, чтобы мечтать о том, чтобы увидеть их наяву и я всегда, невольно, прихожу к одной той же, давно высказанной кем-то мысли, что, помимо многого другого, жизнь прекрасна и удивительна ещё и тем, что нам неизвестно наше будущее.
Вот и всё...