Оригинал взят у
olenenyok в
Надежда Ламанова: «Поставщик двора Ея Величества». Гений русского кутюра Сегодня имя Надежды Петровны Ламановой мало что говорит большинству наших соотечественников. А когда-то о ней писали как о человеке известном всей России. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова».
Моделями Ламановой были все гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: «богиня мраморная - нарядить от Ламановой». Валентин Серов писал ее портрет (см. выше; не закончен в связи с внезапной смертью художника).
Ольга Книппер-Чехова и Мария Еромолова в платьях от Надежды Ламановой
Родившаяся в 1861 году в семье русского офицера, Надежда рано осталась сиротой с младшими сестрами на руках. Закончив курсы портних, она стала лучшей модисткой в мастерской, хотя и признавалась, что шить не любит. Ей нравилось создавать новые модели одежды, благо у девушки был вкус и художественные способности. В 24 года на свои сбережения она открыла в Москве свою мастерскую по пошиву одежды и вскоре завоевала славу лучшего модельера Москвы.
Актриса Вера Холодная, королева танго Эльза Крюгер, аристократки и жены банкиров - все хотели быть клиентами Надежды Ламановой. Примерки в ее мастерской были настоящим мучением: она долго всматривалась в человека, изучала его характер и фигуру, колдовала над заказчиком, драпируя ткань и закалывая ее булавками. Зато результат превосходил все ожидания - получалась красивая и оригинальная одежда. Спустя некоторое время на вывеске ее мастерской появилась надпись: «Поставщик двора Ея Императорского Величества».
Парадное платье из розового муара, принадлежало императрице Александре Федоровне
Надежде Петровне было 56 лет, когда грянула революция. Ламанова потеряла состояние, имение, свой модельный Дом, своих работниц и свою выдающуюся клиентуру. Но Россию не покинула. В 1919 году ее арестовали как бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества», но обвинения так и не предъявили. Узницу освободили после двух с половиной месяцев отсидки благодаря вмешательству Максима Горького, чья жена была клиенткой Ламановой.
Время было голодное, трудное, шить не из чего. И тут Ламанова удивила всех: стала брать призы на международных выставках в Париже, а модели-то были сделаны из шинельной дерюги и холста! Кстати, ее соперницами в Париже были давние клиентки: великая княгиня Мария Павловна, князь Феликс Юсупов с супругой и многие другие русские аристократы, вынужденные заняться моделированием, чтобы заработать на хлеб.
Ламанову переманивали модные дома Парижа, Лондона, Нью-Йорка, но она осталась в России, где для нее тоже нашлось много интересной работы - в частности, создание костюмов к таким шедеврам отечественного кино, как «Цирк» и «Александр Невский».
К.С. Станиславский признавался: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма… Это же второй Шаляпин в своем роде. Это большущий талант, это народный самородок!»
Актрисы МХАТа в платьях Надежды Ламановой. 1934 год.
Многие костюмы Надежды Ламановой признаны подлинными произведениями искусства и находятся на хранении в Эрмитаже.
Многие годы Ламанова обдумывала теоретические основы искусства моделирования, прежде чем прийти к своей краткой формуле: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала». Она полагала: «Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения... Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным…»
Полностью эта теория была оглашена на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 году. Она стала подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства.
Говорят, как-то перед самой войной Ламанова сказала своей подруге, скульптору Вере Мухиной, что, наверное, скоро умрет, потому что у нее остались всего две капли «Коти». Грустная шутка сбылась. 14 октября 1941 года, когда столица готовилась к эвакуации, Надежда Ламанова присела передохнуть на скамейку в сквере у Большого театра и больше уже не встала. Великий модельер похоронена на Ваганьковском кладбище.
Спасибо
sergeytsvetkov Сергею Цветкову
©via