Москва имела на территории современной Украины мощное противодействие еще со времен своего основания. И сегодня как никогда актуальной выглядит эта история почти девятисотлетней давности. История противостояния основателя Москвы Юрия Долгорукого и волынского князя Изяслава Мстиславовича.
Таки есть что-то знаковое в том, что российские специалисты информационной войны и их здешние подпевалы в течение предыдущих десятилетий пытались эксплуатировать тему исключительно галицкого происхождения украинского державництва, популярности идеи независимости Украины исключительно в Галичине.
Проще спекулировать темой иностранных внушений, и «происков австрийского генштаба» на примере одного региона, который к тому же находился более длительное время по разные стороны государственной границы с другими регионами Украины. Легче объяснять украинской, а то и собственной аудитории, что проукраинскому, а в варианте московского агитпропа - антироссийскому мировоззрению - лет сто - сто пятьдесят, и распространен он на относительно небольшой территории, которую порядочные, воспитанные «Младшие братья» смогут безболезненно отбросить, возвращаясь в благостные объятия «суверенно-демократической» России.
Однако нам не стоит забывать, что Москва имела на территории современной Украины мощное противодействие еще со времен своего основания. И сегодня как никогда актуальной выглядит эта история почти девятисотлетней давности. История противостояния основателя Москвы Юрия Долгорукого и волынского князя Изяслава Мстиславовича.
По крайней мере неразумно начинать жизнеописание человека, принадлежавшего к правящей династии с момента своего рождения. Слишком много векторов развития его судьбы и предпосылок конфликтных ситуаций, через которые ему надлежит пройти в течение жизни, закладывают предыдущие годы, десятилетия, а то и поколения. В полной мере это касается и волынского князя Изяслава Мстиславича. Те узлы, которые ему пришлось развязывать, а то и разрубить в течение всей жизни, затянулись намертво еще при его деде.
Едвард Кларк про московитів та українців. 1810 рікВ 1094 году Владимир Всеволодович Мономах уступил принадлежавший ему великокняжеский киевский престол и в качестве компенсации получил от киевского князя Святополка второй город Руси - Чернигов. Однако и оттуда он отступил под давлением Олега Святославича, которое привело под стены Чернигова половцев. В Чернигове началась династия Ольговичей и стала на путь противостояния с другими русскими землями, прежде всего - с Киевом.
► 1096 год. Противостояние Чернигова с Киевом и Переяславом приводит к первому масштабному военному столкновению.
► 1097 год. По инициативе Владимира Мономаха проходит Любецкий съезд князей. Формируются так называемые вотчины. Черниговская земля достается Олегу Святославичу и двум его братьям.
Однако понимания и братолюбия князьям-участникам съезда не хватило даже до конца года. Давид Игоревич, который княжил тогда на Волыни, при молчаливой поддержке великого князя Киевского посадил в тюрьму и ослепил главу династии Ростиславичей. Об этом повествует «Повість про осліплення князя Василька Теребовлянського», которая вошла в «Повесть временных лет» в том же 1097 году. Остросюжетную гипотезу ее происхождения предложил и аргументировал Борис Рыбаков.
Опровергая более давнее предположение А. Шахматова о том, что Василий был «галицким попом», духовником князя Василька Ростиславича, Рыбаков относит автора «Повести...» к кругу волынского боярства. Василий подружился с Владимиром Мономахом еще тогда, когда последний смолоду определенное время княжил во Владимире-Волынском. Впоследствии Мономах, уже как переяславский князь, претендует на киевский престол. А боярин Василий, оставшись на Волыни, вынужден служить князьям из лагеря противников Мономаха - Святополку Изяславичу Киевскому, а возможно, - и Давиду Игоревичу Волынскому.
Однако став очевидцем заговора этих князей и их преступления - ослепление Теребовльского князя Василька Ростиславича - пишет о событиях 1097 года повесть, которая через двадцать лет (когда Великим князем Киевским был Владимир Мономах) была включена в состав «Повести временных лет». По мнению Рыбакова, «это делает вполне вероятным предположение, что повесть была заказана (курсив автора. - С.С.) Владимиром Мономахом». Причина заказа для исследователя очевидна: «В сложном калейдоскопе княжеского междоусобия, заговоров, кривоприсяжничества, нарушений тайных соглашений феодальным верхам трудно было проследить за ходом дел или понять их истинные причины. Появляется необходимость регистрации клятв и их нарушений; тайное иногда выгодно сделать явным, вину врага или противника важно задокументировать.
Летопись становится средством влияния на общественное мнение, юридическим оправданием в сложных ситуациях, отчетом князя о своих патриотических делах.
Владимир Мономах... внедрил нововведения в летописное дело. Внук его Изяслав Мстиславич оставил нам самые блестящие образцы такого личного княжеского летописания, но начало положил именно Мономах».
«Давньоруські» літописи-фальшивки XV-XVI віківИнтересно, что отмеченная Рыбаковым традиция использования книжных текстов как аргументов в юридических дискуссиях и особого внимания лиц правящей княжеской деятельности к книге и книжности сохранилась в волынском ответвлении династии Мономаха до ХІІІ века и достигла своей кульминации при дворе князя Владимира Васильковича.
► 1113 год. После смерти киевского князя Святополка у «матери городов русских» загорается широкомасштабное восстание. Чтобы «усмирить» его, великокняжеский престол занимает самый популярный князь Руси - герой походов на половцев Владимир Всеволодович Мономах.
► 1115 год. Смерть Олега Святославича
► 1119 год. Мономах присоединяет к своим владениям Волынское княжество и делает его доменом своей династии.
► 1125 год. Смерть Владимира Мономаха. Его сын Мстислав получает в наследство государство, соизмеримое по площади и численности населения со Священной Римской империей, - все русские земли, за исключением галицких городов, отданных потомкам князя Ростислава Тмутараканского, и Черниговщины.
► 1128 год. В Чернигове вспыхивает междоусобная война. Всеволод Ольгович выгоняет с княжеского стола дядю - Ярослава Святославовича. Всеволод - зять Мстислава Владимировича и киевский князь, в расчете на будущую лояльность зятя, нарушает ранее заключенный с Ярославом договор и поддерживает Всеволода. Мстислав реанимирует почти добитого отцом противника собственной династии и возвращает его на политическую арену наивысшего уровня.
► 1132 год - смерть Мстислава Владимировича. Начало конфликта его братьев Ярополка Владимировича (назначенного самим Мстиславом наследника) и Юрия Долгорукого за великокняжеский киевский престол.
► 1139 год - смерть Ярополка Владимировича. Воспользовавшись раздором среди потомков Мономаха, Всеволод Ольгович захватывает Киев.
► 1146 год. После смерти Всеволода Ольговича Киев занимает сын Мстислава Владимировича, внук Мономаха Изяслав. Его дядя, самый молодой сын Мономаха, суздальский князь Юрий Долгорукий организовывает коалицию с Ольговичами. Междоусобная война охватывает всю южную Русь и длится до 1151 года. Противостояние этих двух потомков Мономаха - не простой спор за великокняжеский стол в Киеве. Это, в определенной степени, точка бифуркации, как теперь модно говорить. Война за путь, по которому должна была пойти Русь в следующие века.
Юрий Долгорукий был шестым сыном Великого князя Киевского - Владимира Мономаха. Изяслав Мстиславич - сыном старшего сына того же таки Владимира. Нас не должно удивлять то, что потомки одного рода не только вели достаточно разную политику, но и стали яркими выразителями очень разных ментальностей. Младшие сыновья великих князей получали свои уделы еще в подростковом возрасте, государственническое мышление у них формировали не столько родители, сколько воспитатели и советники из числа местного земельного боярства. В случае с Юрием Долгоруким ситуация усложнялась еще и тем, что в Ростовском княжестве, где он начал править чуть ли не с двенадцати лет, кроме местных сепаратистских настроений сильными были и половецкие влияния. А с переносом столицы из Ростова в Суздаль ситуация значительно ухудшилась. К тому же и женой Юрия Долгорукого стала половчанка.
Предки московитів ніколи не жили на древньоруських земляхТатищев писал о Юрии: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не очень большие, нос длинный и искривленный, небольшая борода, любитель женщин, сладкой еды и питья; больше о веселье, чем о державоправлении и войске думал, но все это было под руководством бояр и советчиков... Сам мало что делал, все больше дети (вероятно, слово употреблено в значении «младшие дружинники». - Прим.авт.) и князья союзные...». То есть, попав в молодом возрасте княжить в Суздаль, Юрий достаточно скоро стал еще большим суздальцем, чем его бояре, полностью изолировавшись от общерусских ценностей и используя ситуацию исключительно для собственных мелких интересов. Русский ученый Приселков дает такую характеристику князьям-соперникам: «Юрий в отличие от Изяслава не может быть назван борцом за продолжение традиции Мономаха. Изяслав сохраняет и в трудном положении своем более широкое политическое мировоззрение. Добиваясь Киева, он пытается стать во главе всех князей русских, «держать» всю братию свою и весь род свой в правде, чтобы они ездили по нем со всеми своими полками, а борьба с Юрием для него неминуема, потому что независимая и враждебная суздальская сила угрожает влиянию его в Новгороде и служит опорой враждебным элементам Черниговщины... Совокупность сведений о деятельности Юрия Владимировича ведет к выводу, что у него не было связано с владением киевским престолом любых широких позитивных задач».
В конечном итоге, Юрий дошел до того, что в кровопролитном конфликте между потомками Мономаха и черниговскими князьями Ольговичами Долгорукий сначала поддержал врагов своего рода, а затем и возглавил эту причудливую коалицию. Собственно, с ней и связано первое письменное упоминание о Москве: «Пошел Юрий опустошать Новгородскую волость, и придя, взял город Новый Торг и Мсту всю взял. А к Святославу (Черниговскому) прислав, Юрий повелел ему Смоленскую волость опустошить. И по дороге Святослав захватил голядь в верховье Поротвы, и таким образом вернулась с добычей дружина Святослава. И прислав, Юрий сказал: «Приди ко мне, брат, в Москву».
И Святослав поехал к нему с ребенком своим Олегом и с небольшим войском. Он взял с собой Владимира Святославича, а Олег поехал впереди к Юрию и дал ему пардус (Летопись Русская, 1147)
То есть Москва впервые появляется на страницах официальной истории как место саммита на высшем уровне двух князей-агрессоров: Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича. Правда, в исторических источниках параллельно встречается и другое название этого населенного пункта: Кучково.
Официальная историография это не объясняет никак.
А вот не очень официальная...
Чистокровный россиянин, сподвижник Петра І Василий Татищев пишет:
«Юрий, хотя и имел княгиню, любви достойную, и ее любил, но при этом многих жен подданных посещал и с ними больше, чем с княгиней, веселился ... в чем многие вельможи его упрекали ... Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела ... Юрий, узнав о том, что Кучка жену посадил в заключение, - пишет Татищев, - покинув войско, сам с большой яростью наскоро приехал со своими людьми на реку Москву, где Кучка жил. Придя, даже не расспрашивая ни о чем, Кучка немедленно убил...»
А чтобы стереть даже память об убитом тысяцком, Юрий переименовал Кучково по названию реки, где стоял замок Кучки. А дочь покойного выдал замуж за своего сына Андрея.
Одним словом - «достойный правитель и эффективный менеджер», которому от благодарных потомков перепал и конный памятничек в Москве, и название подводного атомного ракетного крейсера. Даже последний вариант в настоящее время покойного транспортного средства, о котором говорили «Бывает автомобиль, а бывает «Москвич», назывался «Юрий Долгорукий».
А об Изяславе Мстиславиче история сохранила тихую, но добрую память. С 1134 по 1146 год он княжил во Владимире-Волынском. В 1146 году стал Великим князем киевским, объединив Киевщину и Волынь. В 1149 году Юрий Долгорукий ненадолго вытеснил Изяслава Мстиславича из Киева, но в 1151 году тот опять стал Великим князем и княжил со своим дядей Вячеславом Владимировичем до конца своей жизни.
В печерах народились, але цивілізація їх оминула і людьми не зробилаВ архитектуре Изяслав Мстиславич запечатлен только в мозаике на станции «Золотые ворота» киевского метрополитена. На одной из многочисленных. В беллетристике князю повезло еще меньше - Павел Загребельный в романе «Смерть у Києві», посвященном Юрию Долгорукому, вывел Изяслава как основного антагониста, а следовательно - не пожалел черных красок. Перевернул с ног на голову не только причины княжеского междоусобия, но и баланс сил в обеих коалициях. Изяслав у Павла Архиповича - типичный «фельдфебель СС» из советских книжек: очень любит смотреть на пылающие города и не отличается высоким уровнем умственного развития. Коммунистическая партия и советское правительство тщательность романиста оценили - Шевченковская премия за 1974 год.
По-видимому, и Изяслав Мстиславич проходил у «литературоведов в гражданском» по разряду врагов трудового народа. Иначе контора бы не заказывала, Павел Архипович не старался бы: «У цьому чоловіку зібрана була кров з усіх усюд. Відомо, що дід його Мономах мав за матір візантійську принцесу, батько Мстислав походив від доньки англійського короля, мати самого Ізяслава була шведка; і ось цей високий, русявобородий чоловік, за своїм родом, і походженням, і питомістю - руський князь, десь у глибинах свого єства мав таку мішанину, чужа кров нуртувала в ньому так нестримно й потужно, що від самого свого народження не знав він спокою, відзначався непосидючістю, зухвальством, легко піддавався нападам гніву, ще легше схилявся до намов учинити якусь несправедливість, захопити десь город або й цілу волость, когось пограбувати, когось прогнати.
Він був би вельми показний із своїм високим зростом, шовковистим, як у вікінгів, русявим густим волоссям, білотілий і білозубий, але все псували йому золотушні червоні очі, які ніколи не загоювалися, завжди боліли князеві, відлякували від нього людей, а багатьом сповнювали серце огидою. Колись ворожка порадила князеві якомога частіше дивитися на вогонь, обіцяючи зцілення для очей, може, тому й любив Ізяслав метатися по землі й палити дерев’яні городи, які палахкотіли навіть у пору осінніх дощів або зимових зав’юг, він палив і ті городи, які йому не піддавалися, і ті, що брав на щит зі своєю дружиною, і ті, що з них утікали оборонці, беззахисні й покірливі.
Фото Николая Тимченко 20.09.17 Фрески с историческими деятелями в метро Золотые Ворота
Сидів верхи на коні, втупившись у червоне полум’я, очі йому червоніли ще дужче, ніж звичайно, ятрилися пекельним вогнем, і горе було тому, хто, не відаючи Ізяславових звичок, наважився б у таку хвилю потурбувати князя.
Він легко спалахував гнівом, ще легше переходив до каяття й молитов, міг поплакати прилюдно, розмазуючи сльози по щоках і з посмішкою, ще не стерши сліз, звеліти зітнути голову полоненому половецькому хану або непокірному смерду» (Павел Загребельный).
Между тем, Изяслав проявил себя в противостоянии с Долгоруким как раз выдержанным политиком и настоящим интеллектуалом. Его дипломатическая активность привела к образованию мощной коалиции, в которой кроме мощных и влиятельных русских земель принимали участие Чехия, Венгрия и Польша. В 1147 году Изяслав приказал собрать всех епископов для избрания нового митрополита, вместо грека Михаила, который покинул Киев, запретив в свое отсутствие править в Софии Киевской. Правосильные епископы большинством голосов избрали митрополитом монаха Зарубского монастыря Климента Смолятича. Русская церковь получила второго после Иллариона митрополита-русича, вышла на определенное время из сферы влияния имперского патриархата.
Зараз відбувається двадцять друга за рахунком російсько-українська війнаЧтобы повысить стратегическую мобильность своего войска, Изяслав построил на Днепре флотилию кораблей специального назначения. Их сплошные палубы повышенной прочности не только были площадками для стрелков, но и защищали гребцов от враждебных стрел и копий. А его блестящий маневр с обустройством фальшивого лагеря и ночным форсированным маршем на Киев принес волынской дружине решающую победу в противостоянии с Юрием без единой капли крови.
Однако еще более успешным, чем в вооруженных конфликтах, Изяслав оказался в информационной войне. Впрочем, этому способствовала сама эпоха. По определению А.Михайлова «В ХІІ веке. культурное развитие приобретает невиданного до тех пор динамизма. Литературные жанры возникают, вступают во взаимодействие, усложняются и дробятся, и скоро, если не приходят в упадок, то оттесняются на литературную периферию, уступая новым направлениям и жанрам». В этом плавильном котле на западе Европы выкристаллизовался рыцарский роман (сначала стихотворный, а вскоре и прозаический), а на Руси - дружинная повесть.
И первым образцом этого жанра стали повести, созданные кружком книжников при дворе Изяслава Мстиславича. Михаил Грушевский прямо указал на то, что повесть об Изяславе Мстиславиче, которая дошла до нашего времени в составе Киевской летописи «по своїм літературним прикметам повинна зайняти місце поруч найславніших творів середньовічної літератури - лицарських епосів і романів. Її багатий мальовничий стиль ставить її дуже близько до західних рицарських романів, хоч зміст її не фантастичний, а тверезо реальний».
Есть ряд оснований думать, что реализм пришел в тексты дружинных повестей, созданных при дворе Изяслава, путем полностью практических рассуждений. Изначально, повести в более мобильной форме были выращены в землях, подвластных волынскому князю, землях его союзников и противников, формируя образ князя не только победного, но и справедливого, защитника целостности должного ему дедовского наследства, присоединяли Изяславу новых союзников и отбивали к борьбе охоту противников. Изяслав проявил себя настоящим внуком своего деда - полемическую литературу как орудие информационной войны на Руси первым эффективно использовал именно Владимир Мономах - вспомним хотя бы его послание к Олегу Гориславичу.
Впрочем, Изяслав Мстиславич рассылал по Русые книги не только полемичного и учебного содержания. В фундаментальной монографии «Книга Древней Руси» (2010) российские книговеды Л.Столярова и М.Каштанов исчерпывающе аргументировали происхождение из Изяславового двора знаменитого Пантелеймонового Евангелия. Более длительное время эта книга считалась творением новгородской книжной школы, поскольку была обнаружена в одном из новгородских храмов (в настоящее время хранится в фонде Софии Новгородской Русской Национальной библиотеки). Название манускрипта происходит от миниатюры на его последней странице с изображением святых Пантелеймона и Екатерины. Еще первый исследователь книги И.Куприянов резонно допустил, что Пантелеймон и Екатерина - христианские имена заказчика книги и его дружины.
Л.Столярова и М.Каштанов обратили внимание на то, что среди князей и посадников Новгорода ХІІ века не было никого с именем Пантелеймон. Зато Изяслав Мстиславич носил это имя с гордостью. Даже его боевой шлем был украшен иконой святого Пантелеймона. Новгород всегда входил в круг стратегических интересов Изяслава как активный и заинтересованный союзник в войне против Юрия Долгорукого. Длительное время в Новгороде княжил его сын Мстислав. Впоследствии новгородским князем был и внук Изяслава-Пантелеймона Роман Мстиславич. Изяслав еще в 1134 году учредил в Новгороде монастырь святого Пантелеймона. К сожалению, потеряно начало последней записи, в которой идет речь об основателях данного кодекса. Однако и сохраненная часть содержит немало важной информации для размышлений: «Як багато муж той учинив: ікону святу Богородицю, потім дзвін, потім до церкви написав Пролог, потім же і сі книги, назва ж їх написана є. Я ж, попин святого Предтеча Максим ...тшенець написав чотири Євангелія сих».
Перелік зрад росії по відношенню до УкраїниАнализируя повесть об Изяславе Мстиславиче, Б.Рыбаков пришел к выводу, что авторы часто цитируют княжескую переписку за 1147-1153 года и выделил из летописного текста шестьдесят княжеских грамот. Языковые и фактографические особенности выделенных документов привели исследователя к мысли, что их тексты подавались в летописи без искажений, поскольку автор и заказчик смотрели «на летопись, как на отчет князя, как на сборник фактов, которые должны был убеждать братьев-князей и их боярские думы в правоте Изяслава, чтобы «говорить летописью» во время споров.
Михаил Грушевский выделяет такие доминанты «Повести об Изяславе»: культ чести, индивидуальной, национальной или классовой, культ рыцарского слова, особенно засвидетельствованного «хрестним цілуванням», готовность ежеминутно отдаться на волю Божью, спокойно глядеть в глаза смерти и не убегать от суда Божьего. Кроме того, рекомендуется и гуманность. «Такий був в головніших рисах сей кодекс моралі... в сім напрямі виховувала вона свою воєнну верству. Повість про Ізяслава дає найбільш яскравий образ сеї дружинної моралі». Интересно, что и представитель церковной книжности при дворе Изяслава, будущий киевский митрополит Клим Смолятич тоже видел в книжности и книге прежде всего прикладной, учебно-практический аспект. «Думай, милий, думати слід і знати, як все існує, й удосконалюється й управляється силою Божою» - пишет Клим в послании к священнику Фоме.
Юрий Долгорукий, получив таки после смерти Изяслава киевский престол, вскоре умер в результате масштабной попойки во дворе боярина Петрила. Его сын Андрей Боголюбский так и не смог сесть на киевский великокняжеский стол, в 1169 году взял Киев штурмом и разграбил. Так, по высказыванию историка, «состоялся выход московита на историческую арену».
Через пять лет заговорщики убили Андрея Боголюбского в его собственном дворце.
Инициатором заговора была его жена, дочь убиенного Долгоруким боярина, Улита Кучкивна.
-
Сергей Синюк
Допомога антимосковському українському сайту (за бажанням)
Реквізити: карта “ПриватБанк” № 4149 6293 3005 9817 - Карта “Monobank“ № 4441 1144 2246 2422