Український світ Информационное пространство заполнено «разбором полетов» по итогам саммита НАТО, состоявшегося в минувшие выходные в Варшаве. Официальные ресурсы продвигают тезис о «беспрецедентном пакете помощи». Более критичные эксперты и аналитики оценивают результаты сдержанно, хотя и отмечают определенные важные сигналы. В том числе - обозначение России в качестве угрозы, непризнание аннексии Крыма, фиксация российских войск на Донбассе, поддержка украинского тезиса «сначала безопасность - потом выборы» и т.д.
Группа ИС посвятит анализу итогов саммита отдельный материал. Сейчас мы хотели бы обратить внимание на тенденцию, в рамках которой развивается процесс реформирования военной организации государства.
Расширяющаяся воронка помощи
За последний год произошел целый ряд маркирующих событий, которые задают контуры взаимодействия Украины с НАТО.
Год назад немалая часть военных бюрократов рассчитывала на то, что Альянс просто завалит Украину различными видами помощи и недвусмысленно продемонстрирует Путину, что ему следует убраться из Крыма и Донбасса. Логика бюрократов понятна - они хотели поживиться из натовских фондов.
Однако Брюссель четко зафиксировал формулу - помощь в привязке к прогрессу. Есть прогресс в сфере военного реформирования - есть помощь. Нет прогресса - нет помощи.
Также НАТОвские чиновники неоднократно давали понять, что у Украины нет оснований рассчитывать на прямое вмешательство Блока в конфликт с Россией. Укреплять свой восточный периметр НАТО будет, защищать Польшу и страны Балтии - будет, но о прямой военной поддержке Украины речь не идет.
Эти сигналы наши чиновники восприняли не сразу и продолжали попытки что-то выудить. В ноябре - декабре 2015 г. дошло до того, что представители НАТО начали прямо говорить - если имитация реформ и политические декларации не сменятся реальной работой, то летом 2016 года в Варшаве Украина может получить очень неприятный сигнал в виде сворачивания помощи и понижения уровня сотрудничества.
Военно-политическое руководство Украины осознало риски, после чего действительно обозначился определенный прогресс. Промежуточным итогом выполнения «домашнего задания» стало утверждение Стратегического оборонного бюллетеня Украины, в котором четко прописано, что к 2020 г. необходимо достичь функциональной совместимости с Альянсом.
Перед саммитом НАТО в Варшаве произошла коррекция публичной риторики первых лиц Украины. Акценты сместились с декларирования перспектив членства в Североатлантическом блоке на функциональную совместимость с ним и «выполнение домашнего задания».
В частности, президент Украины Петр Порошенко 14 июня принял участие в работе научно-практической конференции «Уроки гибридной войны: военные аспекты», которая проходила в Генеральном штабе ВСУ. Среди прочего,
президент заявил: «Мы должны определить и обеспечить неукоснительное соблюдение единых для всех силовых структур правовых и технических требований к разработке и принятию на вооружение техники и имущества с учетом стандартов армий стран НАТО». По его словам, еще до того, как Украина станет членом НАТО, она должна иметь натовскую армию.
На этом же мероприятии Порошенко сделал нашумевшее заявление о том, что необходимо быть готовым к разворачиванию партизанского движения, и акцентировал важность практических шагов по созданию действенной системы территориальной обороны. «В случае агрессии, вопросы построения территориальной обороны, с учетом опыта последних двух лет должен быть тщательно проработан», - отметил Президент.
Ряд последующих событий свидетельствует, что развитие территориальной обороны стало частью «домашнего задания» для Украины в контексте реагирования на реальную ситуацию.
Надежда только на себя
Необходимость опоры на собственные силы и трезвой оценки возможных масштабов западной помощи
лучше всего описал глава Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин.
«В случае прямой масштабной военной агрессии России против Украины наши шансы выстоять в ней минимальны. Наши потенциалы настолько разные, что ожидать иного сложно. По крайней мере, это справедливо для нынешнего состояния украинских Вооруженных сил и их военно-технического обеспечения. Наша задача максимум (опять же - исходя из сегодняшнего реального состояния ВСУ) - нанести противнику максимальный урон, замедлить его (дабы дождаться помощи со стороны наших союзников - если они захотят ее предоставить) и сделать для противника дальнейшее продвижение (удержание территории) очень дорогим «удовольствием»» - пишет Горбулин.
Также он добавляет: «Во-вторых (и это логично вытекает из предыдущего пункта), наша основная задача - создать условия для недопущения такой войны. Это включает в себя все действия, направленные на ослабление РФ (дипломатическое, экономическое, информационные), усиление нашего потенциала сдерживания агрессора (в т.ч. - путем перевооружения армии и политической консолидации общества) и изменение самого подхода к осмыслению угроз, а также к реагированию на них».
Горбулин указывает, что Украина должна готовиться к асимметричным действиям. Сети территориальной обороны - один из элементов такого асимметричного ответа.
В конце июня - начале июля начали поступать публичные сигналы со стороны Минобороны и Генштаба. Минобороны вынесло на заседание Кабмина законопроект, которым предусматривается внесение изменений в ряд законов в части организации территориальной обороны.
Среди прочего, функция организации территориальной обороны будет официально определена в качестве одной из задач местных органов власти. Это даст возможность более активно привлекать ресурсы местных бюджетов для проведения тренингов, лагерей, создания инфраструктуры. Как мы уже отмечали, в Харьковской области эта работа уже началась.
Также будет создана правовая основа для привлечения общественных организаций к проведению мероприятий в рамках построения территориальной обороны. Сейчас общественные инициативы работают с той же местной властью и военкоматами преимущественно на личных связях.
В свою очередь Генштаб публично отчитался о том, что чуть ли не при каждом военкомате уже созданы отряды территориальной обороны из резервистов и ветеранов АТО. Наибольший резонанс получил тезис, что ГШ ищет механизм, чтобы в случае масштабной угрозы вооружить всех военнообязанных.
Click to view
Таким образом, контуры ситуации выглядят так.
Украинская власть задекларировала вектор на усиление инструментов, которые сделают возможную полномасштабную агрессию со стороны России максимально затратной для Кремля. Территориальная оборона рассматривается как один из таких инструментов, дающих возможность встретить противника и развернуть движение сопротивления в случае захвата территорий.
Однако пока речь идет преимущественно о словах и отдельных локальных шагах. До системной работы, подкрепленной необходимым ресурсом, еще очень далеко.
В парламенте по-прежнему без движения лежит законопроект группы народных депутатов во главе с нынешним спикером Андреем Парубием «О территориальной обороне Украины». Согласно этому законопроекту предлагается создать Силы резерва территориальной обороны в составе резерва Национальной гвардии Украины. Командующий этих Сил получит статус заместителя командующего НГУ и по замыслу нардепов должен назначаться президентом.
В упомянутом законопроекте также прописана региональная структура Сил теробороны, полномочия органов военного управления и местной власти. В целом, принятие этого закона даст возможность сдвинуть работу по теробороне в масштабе всей страны.
Хочется надеяться, что осенью либо дойдут руки до системного решения, либо хотя бы доведут до ума локальные шаги и подкрепят их ресурсами. Потому что провал этой части «домашнего задания» совсем не в интересах Украины.
Український світ