Какие автомобили закупают российские чиновники

Nov 16, 2009 10:28

"Октябрьский автопарк" -- совместный проект блога zakupki_news и сайта http://gozz.ru -- завершен. Цель его состояла в следующем. За полтора месяца существования блога в нем появилось немало информации о тендерах по поставку автомобилей, вызывавших у читателей изумление, а то и праведный гнев. В стране ведь вроде бы кризис, и бюджет сводится с дефицитом -- на каждый собранный с народа рубль государству приходится тратить почти полтора рубля, расходуя не только текущие поступления от налогоплательщиков, но и жирок, накопленный за годы нефтяного благополучия. По идее, надо бы всем затянуть пояса.

Родные чиновники же ведут себя так, словно их это не касается: то "мерседес" закажут, то дополнительную комплектацию с игровой приставкой и аудиосистемой из 8 динамиков и сабвуфера. Но, может быть, это отдельные случаи, а в целом масштаб бедствия не так велик? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и затеяли "Октябрьский автопарк", то есть собрали информацию об автомобилях, которые чиновники заказали в октябре через федеральный сайт госзакупок. Результаты представлены ниже.

Всего в ходе поисков были обнаружены тендеры на 818 авто, за которые заказчики готовы выложить в общей сложности 476,9 млн руб., то есть в среднем по 583 000 руб. за машину -- это соответствует Ford Focus без наворотов. Ford же оказался и самой популярной иномаркой у отечественных чиновников -- в октябре на федеральном сайте были размещены заказы на 272 машины этой марки на общую сумму 163,4 млн руб. Наиболее востребованной моделью оказался, естественно, Focus (254 шт.), который, похоже, стал в сознании чиновников чем-то вроде народного автомобиля. На втором месте идет в полтора-два раза более дорогая Toyota Camry (54 шт.). Судя по уровню заказчиков, эту машину столоначальники почитают за представительское авто умеренной крутизны.

Отечественных автомобилей в октябре было решено приобрести 361 шт. на общую сумму 113,7 млн руб., то есть 44% от общего числа заказанных машин и 24% от общей суммы заказа. Средняя стоимость машины -- 315 000 руб., иными словами, если бы чиновников поголовно пересадить на автомобили отечественных марок, то при том же объеме закупок в натуральном выражении экономия в октябре могла бы составить около 220 млн руб. или почти половину (46%) всей суммы. Правда, есть мнение, что тот же Focus уже частично отечественный автомобиль, поскольку собирается в России, а к тому же за несколько лет с учетом обслуживания и ремонта расходы на него оказываются сопоставимы с расходами на отечественные машины -- не случайно частные такси все чаще предпочитают иномарки.

Если бы все чиновники жили в одном городе, он был бы настоящим городом контрастов. Следственный комитет при прокуратуре может позволить себе одним лотом закупить две сотни "фокусов", таможня - два десятка BMW, дорожники - Lexus, а руководство Пенсионного фонда - Audi A8 (ссылки на тендеры здесь). Последняя машина тянет на 5 млн руб. с хвостиком -- это больше, чем сумело выделить Ростовское отделение Фонда соцстраха на 28 вазовских "пятерок" для инвалидов. Удивительно, конечно, что Пенсионный фонд выбрал для заказа крутой тачки ровно то время, когда пенсионеры (особенно московские, получающие "лужковские" надбавки) волнуются, не урежут ли им и без того копеечные пенсии. Но так уж выходит.

Хорошую машину всем хочется, однако деньги есть не у всех -- иначе чем объяснить попытку лицея из Улан-Удэ приобрести Toyota Camry всего за 480 000 руб. или готовность тамбовского областного филиала Россельхозцентра взять подержанный Volkswagen Touareg (это, кстати, единственный тендер на подержанное авто)? У ряда ведомств, например, МИДа или Судебного департамента проглядывается единая политика закупок автомобилей -- на одном уровне в любом регионе покупают одинаковые машины, начиная на тендерах с одной и той же стартовой цены. Но единого порядка закупок автомобилей для всех ведомств нет. Хорошо это или плохо, вопрос дискуссионный.

Где точно плохо, что нет порядка, так это на самом федеральном сайте закупок. По ходу работы над проектом мы в этом еще раз убедились. Чуть ли не каждые три дня там проводятся загадочные "технические работы", из-за чего важнейший сайт по несколько часов недоступен. Поиск по сайту организован так, что никакой мало-мальски полезной статистики собрать невозможно -- без помощи http://gozz.ru выполнить данную работу, например, просто бы не удалось. Но если частный сайт, созданный энтузиастами, это позволяет, то почему же этого нет до сих пор на официальном сайте, поддержка и развитие которого исправно финансируется из бюджета?

А еще, похоже, никто не проверяет содержимое поступающих на сайт файлов -- из-за чего, к примеру, в базу проскакивают объявления о тендерах на две Camry с общей стартовой ценой 0 руб. 0 коп., хотя на самом деле речь идет о 2,6 млн руб. (извещение). Масса опечаток, причем таких, что сразу не поймешь, случайные они или преднамеренные. В одной документации, к примеру, (извещение) в числе опций к "Шевроле Ниве" указана "мухомобойка" -- сможет ли кто-нибудь принять участие в тендере, если поверит, что требуется именно этот предмет? Или вот хотят купить автомобиль марки "Reno" (извещение) -- попробуйте найти этот тендер, забив в поиске "Renault"...

Шутки шутками, а все это сильно затрудняет прояснение полной картины происходящего с госзакупками. Причем "косяки" федерального сайта это только верхушка айсберга. Есть еще 83 региональных сайта и немыслимое количество муниципальных, где, кстати, тоже порой встречаются попытки купить Audi A8 -- а как это все обнаружить и подсчитать? У каждого сайта свой поиск, который может и не работать (как, например, на сайте московского горзаказа http://tender.mos.ru), свои форматы, свои "косяки".

Пока всех заказчиков не обяжут размещать всю информацию в едином формате, удобном для расчетов и анализа (например, в электронных таблицах), и в одном месте (на федеральном сайте), полной и точной картины под названием "Российские госзакупки" нарисовать не получится. Тут следует сказать, что из-за всех этих проблем и наш "Октябрьский автопарк" позволяет судить только о качественной стороне дела -- например, о доле отечественных машин и их средней стоимости, о том, какие ведомства богаты, а какие бедны и т. п. А вот даже общего количества машин, заказанных в стране в октябре, мы не знаем. И никто не знает -- никто еще не промониторил всех региональных и муниципальных сайтов.

Сколько в результате отсутствия такой статистики пропадает бюджетных денег, страшно представить.

В заключение - сводные цифры по маркам автомобилей, заказанных в октябре через федеральный сайт госзакупок и ссылки на предыдущие посты, где содержится информация обо всех обнаруженных тендерах. Отдельное спасибо beespy за организацию поиска http://gozz.ru и обработку части информации; sdtsdt, corwin_39, dkfl, scorokhod, easy_reader, namorr, sekar, a0001x -- за уточнения и помощь в опознании машин, по которым в тендерной документации были указаны только технические характеристики и/или марка производителя без указания модели

ОКТЯБРЬСКИЙ АВТОПАРК
сводная информация

ТагАЗ -- 3 шт., 1,1 млн руб.;
ГАЗ -- 15 шт., 6,3 млн руб.;
УАЗ -- 33 шт., 15,3 млн руб.;
АвтоВАЗ -- 310 машин, 91 млн руб.

Geely -- 1 шт., 0,4 млн руб.;
Daewoo -- 2 шт., 0,6 млн руб.;
SsangYong -- 1 шт., 0,7 млн руб.;
Hyundai -- 30 шт., 21,9 млн руб.

Subaru -- 1 шт., 0,5 млн руб.;
Suzuki -- 1 шт., 0,7 млн руб.;
Honda -- 1 шт., 0,7 млн руб.;
Mazda -- 1 шт., 0,9 млн руб.;
Mitsubishi -- 9 шт., 8,5 млн руб.;
Toyota -- 54 шт., 66,6 млн руб.;

Chevrolet -- 5 шт., 5,3 млн руб.;
Ford -- 272 шт., 163,4 млн руб.;

Opel -- 2 шт., 1,4 млн руб.;
Audi -- 3 шт., 8,8 млн руб.;
Mercedes Benz -- 2 шт., 9,5 млн руб.
Volkswagen -- 11 шт., 11,2 млн;
Skoda -- 24 шт., 19,2 млн руб.;
BMW -- 24 шт., 42,9 млн руб.;

Неопознано -- 13 машин, 9,0 млн руб.

исходная информация -- Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5

@Ведомости

Previous post Next post
Up