три абзаца для полуночников

Nov 17, 2012 21:32

   Мудрецы говорят, что мифы, религии и философии созданы архетипами, которые тайно проникают в психический мир из загадочной области нашего существа, недоступной разуму простого человека. Символ собственно Бессознательного психоаналитики видят в Воде, в "покоящемся в низинах, море" (42). Похоже, мы носим в себе под спудом осознанного те самые Изначальные Воды Хаоса и Змея иже с ними. Есть подозрение, что Воды "проистекают" из наиболее древнего отдела нашего мозга, который в эволюционном смысле роднит нас с другими млекопитающими и рептилиями. Карл Саган напоминает нам, что для этого отдела существует подходящее название - Рептилийный Комплекс (48). Возможно, именно там находится жилище первобытного Змея, там покоится память древних существ, ставших ступенями на пути к Человеку.
Ни для кого теперь уже не секрет, что Человек - это создание, раздираемое многовековой яростной внутренней войной. Бурные мглистые пары дольнего вздымаются над "тёмным зеркалом" бессознательного, своевольно вторгаясь в осветлённые сферы сознания. Когда тяжёлые волны покойны, некоторым дано видеть в них отражение, или нечто, что смотрит на нас из бездны и в глазах человеческого страха обретает леденящий душу лик Змея. Он живет внутри, он часть нас. Это открытие способно перевернуть привычную картину мира.
Вся наша жизнь проходит в "соседстве этих мрачных вод". Но не всякий отважится спуститься к их угрюмым берегам, ибо там его ожидает встреча с собственной Тенью. "Такова проверка мужества на пути вглубь, проба, которой достаточно для большинства, чтобы отшатнуться, так как встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным" (42).
   На тех, кто хоть одним глазком взглянул в эту пучину, навсегда остаётся отметина. "Бесконечная ностальгия по этим глубинам смешивалась в моей печали с абсолютным страхом перед холодом беспредельного одиночества, которым оттуда веяло, и от которого в жилах застывала кровь", читаем мы в откровениях ученика дона Хуана (16).
Но довольно о Водах, вернёмся к Змею. Вышло так, что совокупность неприятных животных черт человеческой натуры явилась общественному пониманию в облике змея или дракона.
Отчего же символ Мудрости, не меняя своей внешности, вдруг стал означать нечто прямо противоположное?
   Удобно рассматривать триумф рыцарей и святых в борьбе с драконом, как аллегорию их победы над собственными "низшими страстями" во имя торжества Духа. В этом случае змею отпущена незавидная роль. Равновероятно также и то, что вербальное или графическое изображение героя, поправшего дракона, указывает на человека, постигшего Божественную Мудрость. Его копьё, как в греко-римских традициях, может означать инициацию и переход в статус взрослого. Меч во многих культурах символизировал проницательность, силу интеллекта и духовную решимость (20). В этом варианте постижение Мудрости (Дракона) может выглядеть, как покорение её (его). "Лицо" Змея при этом кардинально изменяется.
   Укрощение звериного, смерть темной стороны человека символизирует известное изображение мёртвой змеи на Т-образном кресте (12). Гностики в подобном символе видели Христа, как персонификацию Нуса, Божественного Ума, который вошёл в его тело при крещении и покинул при распятии (36). Есть малый риск ошибиться, предположив, что, в сущности, речь идёт об одном.

отрывок из главы №4 (психоаналитической) обзорно-исследовательской статьи о феномене Дракона.
"Дракон - Огненный Змей"

дракон, мифология, статья о Драконе, Огненный Змей, тексты, три абзаца

Previous post Next post
Up