проект "Дом Птиц"

Mar 25, 2012 16:36


В этом обзоре собраны краткие отчеты о нескольких вольерах. Тема обзора - имитация природных биотопов экзотических голубей, попугая какаду, попугая ара и ткачиков. Для комплексного оформления использованы искусственные деревья, камни, почва и художественная настенная роспись. Работа проводилась в рамках реконструкции Московского зоопарка. Вольеры, о которых идет речь, расположены в Доме Птиц. Надо сказать, что фотографии законченной работы уникальны, сейчас экспозиции Дома Птиц представляют из себя довольно печальное зрелище.




Фрагмент оформления жилища для голубей

Технологии.
Для изготовления декораций использовалась технология скульптурного слоя (полимерцементная смесь) на арматурно-сетчатом каркасе. Для настенной росписи применялись акриловые красители.

Проектная работа.
Как обычно, были сделаны цветные и черно-белые карандашные эскизы, которых у меня не осталось. Для некоторых помещений были сделаны макеты Александром Гришиным и Леной Золотухиной.

Вольер для экзотических голубей (wiki). Первоначально речь шла о птицах, населяющих Австралию, но затем планы на обитателей несколько раз менялись. Тем не менее, мы придерживались первоначального плана, поэтому в наших декорациях появился снежный эвкалипт (E.Pauciflora, Tall Snow Gum).


Искусственное дерево, снежный эвкалипт.

Вольер для попугаев. Тут надо отметить, что планировалось три помещения для больших попугаев. В рабочем плане предусматривалось два помещения для ар (wiki) и одно для какаду (wiki). Но в процессе работы, насколько я помню, средний вольер поочередно переходил то к одним, то к другим.


Вольер для попугаев ара. Роспись еще не закончена, но выглядит впечатляюще (снято через стекло).

Вольер для какаду.


В дуплах размещаются благоустроенные гнезда. Доступ к гнездам с тыльной стороны дерева.

Вольер для попугаев ара (или какаду).


Загадочным образом на стекле запечатлелось мое отражение. Подозреваю, что снимал со штатива.
Если присмотреться, внизу виден небольшой водоем.

Вольер для ткачиков. Ткачики, это такие маленькие, толстенькие и юркие птички (wiki), которые делают удивительные сложные гнезда.


Общий вид искусственного биотопа ткачиков. На дальнем плане угадываются образы гор.
Видимо, это Мавензи и Килиманджаро (роспись не закончена). Африка, одним словом.

Лирика и жизнь.
Над созданием искусственного ландшафта трудились художники: Андрей Галещук, Иван Антонов, Айдар Газизов, Стас Столяров, Евгений Варфоломеев, Владимир Симко, Артем Федотов, Лена Кулеша, Татьяна Чжан, Иван Дрожжин, Вадик Зайцев и Влад Канеовский. Вспоминали, как всегда коллективно, но у меня есть подозрение, что кого-то еще забыли.
Настенная роспись в вольерах для попугаев и для ткачиков, а также в вольере для голубей - Юля Похалецкая и Майкл Немцов.


Художник Айдар Газизов облокотился о Центральный Пень.

Этот пень поставлен тут неслучайно. Он маскирует единственный вход в вольер. В левом боку пня сделана дверь. Когда дверь закрыта, входа не видно. На этом фото пень подготовлен для нанесения слоя коры. Роспись на стене еще в виде наброска.



Художники Юра Харламов и Володя Мамочкин в загадочном антивандальном железобетонном лесу.

За Юрой виден каркас открытой двери в пень. Впоследствии дверь была покрыта слоем "коры". На тело пня кора наносилась из полимерцемента с помощью форм. На двери - из пластика. Если бы дверь была тоже сделана из бетона, то ее вес был бы не меньше 80 кг.


Юра Харламов: "И кто же это такую красоту сотворил?"



Володя Мамочкин: "Да уж, наворотили будь здоров".

Юра с Володей ваяли здесь все каркасы. А также, как и другие художники, участвовали во всех подготовительных и лепных работах. Юре запомнилась его борьба с изгибами пространственной формы снежного эвкалипта. Глядя на это дерево, понимаешь, насколько нелегка была его судьба. Судьбу в этом случае направляла рука сварщика.


Снежный эвкалипт. Вид в профиль.

Расписывала это чудесное дерево Наташа Петрова.


Художница Наталья Петрова за работой.



Пень с открытой дверью и прилежащее бревно в готовом виде.
(бревно тоже бетонное)



Андрей Галещук за работой в вольере для ткачиков.

Черно-белые фотографии сделаны Владимиром Дзегудзе. Он приходил на стройку вместе с журналисткой Еленой Барышниковой. Они готовили статью в газету "Московская правда" о реконструкции зоопарка. Статья выходила (фрагмент текста без названия и даты нашелся в домашних архивах у Константина Королева ), но в сети мне ничего найти не удалось.  А фотографии Владимир Дзегудзе нам еще тогда принес, за что ему большое человеческое спасибо.



Ваня Антонов (фотография сделана во время
реконструкции вольеров для фламинго).



Артем Федотов.



Художник Влад Канеовский.



Атолловский спец Вадик Зайцев.



Иван Дрожжин. Художественная десантно-штурмовая бригада.



Иван Дрожжин и Леха Шубин изучают повадки птиц.



Влад перекуривает, а  я иду в Пень, чтобы попасть в другие вольеры. Стекла пока не установлены.

Изюм.
Однажды я вернулся после обеда к вольеру с Пнем и наблюдаю любопытную картину. На бревне сидит электрик, горестно повесив голову. Я ему постучал, он подпрыгнул и кинулся к стеклу, размахивая руками. Было видно, что нервы у него явно пошатнулись. Оказывается, он вошел в вольер, когда там еще кто-то был из художников, и занялся своими проводами. Художник - добрая душа, уходя на обед, прикрыл за собой дверь в Пень. А электрик был не в курсе. Он и так был после вчерашнего, а тут еще такая засада. В общем, найти выход самостоятельно он не смог.

Насколько я помню, попугаев ара таки посадили не в тот вольер, куда планировалось. И там, естественно, оказались некоторые декорации, не рассчитанные на их исследовательский энтузиазм и мощные клювы. К примеру, искусственные пальмы. Стволы-то у них были бетонные, но вот листья - пластмассовые. Когда мы пришли утром, то увидели эти пальмовые стволы, из которых сиротливо торчали пучки металлических прутьев. А на полу вольера был ковер из листьев. Но поработать внеурочно пришлось не только нам. Попугаи раздербанили все металлические гофры с проводкой, саму проводку и корпуса светильников, до которых они смогли добраться.

Место реализации проекта - Московский зоопарк, «Дом птиц».
Время реализации проекта - зима-осень, 1996 г.
Тогда я работал художником-дизайнером в фирме «Атолл». На этом проекте в мои задачи входило: общая концепция, дизайн-проект, рабочие эскизы, авторский надзор, участие в подготовительной и скульптурной работе, участие в росписи объемных рельефов и расположении искусственных растений.

ПРОЕКТЫ

К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖУРНАЛА

московский зоопарк, искусственный ландшафт, дизайн, дизайн-проект, ландшафтный дизайн

Previous post Next post
Up