Многие СМИ, и даже пресс-центр МО РФ, рассказывают, что 9 января в Россию из Лаоса вернулись 30 танков Т-34/85, которые несли боевую службу в армии Лаоса. И даже называют год их выпуска - 1944.
А так ли это, действительно ли танки вернулись домой?
.
.
Нет, это не наши танки и вернуться в Россию они никак не могли. Вот если бы лаосцы отправили эти «тридцатьчетвёрки» в Чехию или, например, в Словакию - тогда да. Дело в том, что это машины совсем не советского производства. Ряд характерных признаков позволяет с уверенностью сказать, что это чехословацкие Т-34/85. Они выпускались на фабрике ЧКД (нынешняя Чехия) и на заводе в Мартине (сейчас это Словакия). Гладкое литьё башен, спаренные фары с ограждением, характерный острый стык лобовых бронелистов без балки, находящейся между ними у советского оригинала. На кадрах, показывающих машины сзади, можно разглядеть форму кожухов выхлопных труб, которая также отличается от исходника.
Когда осел дым Второй мировой, освобождённой Чехословакии потребовались танки. Легендарный Т-34/85, несмотря на всю свою репутацию, к тому моменту уже считался устаревшим (причём в первую очередь самими советскими военными), но было решено, что «лучше уж такой танк, чем совсем никакого». Лицензию на производство у советских союзников получили летом 1949 года. Первые машины были выпущены осенью 1951-го, массовое производство стартовало в следующем году. Всего было сделано более 2700 машин, почти половина из которых отправилась на экспорт, в армии многочисленных друзей и партнёров социалистического блока. Именно поэтому если вы видите Т-34/85 за рубежом, с довольно высокой вероятностью он будет не советским, а чехословацким. В прошлом веке они воевали в Ливане, Сирии, Египте, на Кубе. Впрочем, кое-где и сейчас воюют.
.
Click to view
.