Саудовская Аравия и коалиция союзных суннитских государств пытаются подавить восстание шиитских повстанцев в Йемене с помощью авиаударов, поскольку потеря над югом Аравийского полуострова грозит перерасти в геополитическую катастрофу для этих стран. Конфликт в Йемене может стать крупнейшей площадкой для прокси-войн между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном. Для того чтобы разобраться в ситуации вокруг войны в Йемене, следует ознакомиться с 6 картами, которые позволят понять не только реальное положение дел, но и перспективы развития конфликта.
.
.
Еще в дореволюционный период Иран играл роль шиитского "центра притяжения" и активно взаимодействовал с шиитским населением близлежащих стран. После прихода к власти аятоллы Хомейни данное направление стало одним из наиболее перспективных, поскольку позволяло стране сохранять претензии на звание регионального лидера.
Не менее серьезные амбиции у Саудовской Аравии, основным источником для обеспечения которых является не историческая база, а финансовая. В результате в схватке за регион сошлись два центра исламского мира - шиитский и суннитский.
.
.
Данное противостояние имеет не экономический характер, а идеологический, аналогичный борьбе государственных систем СССР и США. Если ранее этот конфликт протекал в относительно тлеющем формате, то процессы глобализации подстегнули его возгорание. Именно поэтому можно забыть о стабильности на рынке энергоресурсов в ближайшие 30-50 лет, пока на Ближнем Востоке не сформируется единый "исламский полюс".
.
Возглавляемая Саудовской Аравией коалиция стран.
.
Международная коалиция с участием Саудовской Аравии и других стран Персидского залива откликнулась на просьбы президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади выбить из страны шиитских боевиков-хоуситов и начала военную операцию "Буря решимости". Коалиция нанесла авиаудары по аэропорту Саны и ряду военных объектов, а также заблокировала порты.
Не смотря на то что хоуситы понесли большие потери после авиаударов по столице Йемена, они продолжают удерживать контроль на приграничных с Саудовской Аравией территориях. Это довольно опасно для саудитов, поскольку война может проникнуть во внутренние районы королевства, так как шииты из Восточной провинции могут поддержать хоуситов.
Шииты, которые составляют около 10% населения Саудовской Аравии, стали серьезным источником беспокойства для королевской семьи в середине 2012 г.
Основная часть шиитов проживает в Восточной провинции, где находится большинство крупнейших запасов саудовской нефти и нефтяных промышленных объектов.
Массовые протесты местных шиитов, компактно проживающих в Восточной провинции Саудовской Аравии, вспыхнули после ареста их главного духовного лидера - радикально настроенного шейха Немера аль-Немера. При задержании он был ранен, а двое его помощников убиты. 20 июля подданные короля Абдаллы ибн Абдель Азиза, выйдя на улицы городов в районе аль-Катиф, потребовали его ухода. Они скандировали лозунги с требованиями освобождения шейха Немера аль-Немера и других политзаключенных.
.
.
Государство Йемен в текущем виде возникло на картах лишь в 1990 г., когда Йеменская Арабская Республика и Народная Демократическая Республика Йемен объединились после 20 лет ожесточенной войны. Однако, несмотря на объединение, военные конфликты постоянно вспыхивают между шиитами (Северный Йемен, ЙАР) и суннитами (Южный Йемен, НДРЙ).
Пролив Баб-эль-Мандеб является одной из ключевых энергетических артерий в мире, поэтому даже небольшая вероятность того, что он может оказаться перекрытым, спровоцировала резкий рост цен на нефть. Египетские корабли довольно быстро блокировали порты, которые находились под контролем хоуситов, что успокоило трейдеров, однако, если конфликт продолжится, борьба за эту точку будет вестись постоянно.
В том случае если шиитские боевики смогут создать угрозу блокирования этого пролива, фактически у Ирана, который их активно поддерживает, будет возможность одновременно (хотя и ненадолго) блокировать два ключевых транспортных пути, по которым идут караваны нефтетанкеров: пролив Баб-эль-Мандеб и Ормузский пролив. Даже мизерная вероятность реализации такого сценария может подтолкнуть котировки нефти вверх.