о трудностях воспитания

Feb 17, 2012 19:22


Как известно - человек существо социальное. Другими словами, зачастую поведенческие мотивы личности формируются и управляются его окружением. Если окружение человека имеет целостную структуру, то личность формируется вполне гармоничная во всех аспектах его деятельности.

Попытаюсь объяснить по человечески данную точку зрения. На протяжении многих лет я довольно часто слышал о своей чрезмерной эмоциональной скупости и сухости. Мне иногда это казалось обидным, честно говоря, неприятно чувствовать себя немного недоделанным. И вот недавно мне, возможно, удалось частично разобраться в причинах этой черты характера. Мне кажется всё дело в том, что на протяжении всего детства у меня не было полноценной семьи, у меня не было отца, ни одного родного деда, только мама и одна бабушка. И этот факт как мне кажется и являлся причиной того холодного цинизма который живет и процветает в моей душе. И вот почему я так решил. С момента рождения, ребенок находиться в нескольких эмоционально-социальных кругах окружающих его. Ближайший круг это его родители, каждый из которых закладывает свою часть в формирование будущей личности, и отсутствие в процессе воспитания одного из родителей приводит к тому, что ребенок не получает необходимого количества знаний, эмоций и ощущений для полноценного формирования. Следующий круг - это бабушки и дедушки, в основном своем балующие и лелеющие внучат. Но за их трепетным отношением, тоже скрывается определенное количество так необходимых знаний, эмоций и ощущений. (кстати мне кажется благодаря бабушкам и дедушкам, а именно благодаря их отношению, человек получает способность любить и сопереживать). Третий круг также более многочислен, чем предыдущий, это уже многочисленные тети и дяди, двоюродные братья и сестры. Которые также вносят свою лепту в формирование маленького человечка. С течением времени, количество кругов только увеличивается, при этом степень влияния каждого из кругов зависит от того насколько адекватны они восприятию мира самого человека. И если скажем, ребенок вырос в семье глубоко религиозной (я имею в виду людей искренне верующих, а не тех, кто утром в пятницу в мечети, а вечером в кабаке) то вполне можно предположить что человек в дальнейшем будет руководствоваться в своем поведении нормами той религии, которую искренне исповедовали его ближайшие два три круга. Кстати немного отвлекусь от основной темы и немного о влиянии религии в формировании человека. Мой сегодняшний жизненный опыт подтверждает довольно старое умозаключение о том, что религиозные нормы регламентирующие жизнь человека как раз таки и направлены для формирования эмоционально целостной личности. Возвращаемся к основной теме. Мы как раз только затронули довольно забавное наблюдение относительно того что степень влияния каждого из кругов зависит от того насколько адекватны они восприятию мира самого человека. Наиболее ярко это проявляется в переходном возрасте. К этому периоду жизни ребенок уже проводит гораздо меньше времени с родителями и родственниками и соответственно степень влияния этих кругов снижается уступая ментальное пространство одноклассникам, друзьям с улицы и пр.. И если до этого круги окружавшие ребенка были целостными, то негативное влияние текущих доминирующих кругов будет минимальным. И соответственно обратное, если до этого момента положительное влияние ближайшего окружения не было целостным, то подросток начинает в своем поведении и мышлении проецировать то окружение которое оказывается доминирующим. Таким образом, мы приходим к избитой истине, посеешь ветер - пожнешь бурю. Если же интерпретировать это высказывание в контексте моего повествования, то можно сделать следующий вывод: воспитание ребенка начинается задолго до его рождения, и даже задолго до рождения его родителей. Именно поэтому, социальные системы живущие по принципам одной определенной морали, обречены на успех. Яркий пример тому китайцы.
Previous post Next post
Up