Apr 01, 2018 23:43
В 11-м веке в Кордове жил один еврей. Нет, евреев там в то время было больше, но этот был особенный. Звали его Шимшон бен Маноах, и в его семье жила легенда, что все они происходят от знаменитого Шимшона, который, как гласила легенда, после первой жены-филистимлянки взяд в жёны еврейку, родившую ему сына, которого назвали Нахум. Вскоре брак распался, еврейская жена по каким-то причинам не удостоилась упоминания в Книге Судей, а Шимшон взял себе блудницу из Газы, которая до сих пор считается его второй женой. Так вот, в семье этого кордовского Шимшона из поколения в поколение многих детей было принято называть Маноах, Шимшон и Нахум. Вот и жил себе еврей Шимшон бен Маноах, был весьма известен, почитаем и даже назывался РАШБАМ (впоследствии он перестал ассоциироваться с этим именем, потому что оно прилепилось к гораздо более известному еврейскому авторитету, внуку РАШИ, раби Шмуэлю бен Меиру).
Занимался же наш кордовский РАШБАМ, кроме изучения Торы, тем, что писал стихи и клал их на музыку. Это занятие он унаследовал от отцов и дедов, которые изобрели особый музыкальный стиль, основанный на еврейской и арабской музыке, и назвали его "Шимшони" в честь своего легендарного предка.
В 1013-м году Кордову захватывают берберы, и РАШБАМ с семьёй и многими другими кордовскими евреями бежит в Севилью. Там он тоже не находит спокойствия: власть то и дело меняется, некоторые эмиры относятся к евреям лояльно, но иногда воцаряются такие, что их преследуют. Пожив в Севилье какое-то время, группа бывших кордовских евреев решает оставить Испанию и податься на север к христианам. Пройдя Францию, они ненадолго осели во Фламандии, но в начале 40-х годов 11-го века были вынуждены уйти и оттуда, и судьба занесла их в Бургенланд, что в Саксонии, во владения маркграфа Эккехарда второго. Супруга Эккехарда, Ута, приняла беженцев, среди которых были Шимшон с женой и сыном Нахумом, и позволила оставаться им в своих владениях, сколько они пожелают. Чтобы оградить евреев от возможных подозрений, маркграф с маркграфиней объявили их своими дальними родственниками и дали им всем одну фамилию - Флам (что примерно означает - "из Фламандии", хотя есть мнение, что фамилия означает "пламя" и намекает на характер маркграфа).
Германия в то время, хотя формально и имела короля, оставалась раздробленной и была погружена в хаос междоусобиц. Эккехард в то время решил построить укреплённый город, хорошо защищённый от набегов врагов. Сын Шимшона Нахум в своё время изучал градостроительство, поэтому он активно включился в постройку нового города. Он столько для этого сделал, что Эккехард назвал построенный город Наумбург (город Наума), и так он называется и поныне.
Далее Фламы рассеялись по Европе, потомки же Шимшона и Нахума по приглашению польского короля Казимира третьего (великого) осели в Галиции.
В начале 14-го века во Львове жил преуспевающий торговец Нахум Флам (потомок Нахума из Наумбурга). Его старший сын Маноах был очень способным, и отец прочил его на роль наследника своей торговой фирмы. Торговля была первой страстью Маноаха, и поначалу он оправдывал надежды отца. Тот предпочитал иметь дела с поляками и немцами, Маноах же завязал связи с украинцами. Сын "Большого Флама" пришёлся им по душе, они стали заключать с ним сделки и прозвали "Маленьким Фламом". Всё было бы хорошо, если бы не вторая страсть Маноаха, - музыка. Он любил играть на музыкальных инструментах, стал заводить знакомства с еврейскими музыкантами и сначала по чуть-чуть, а потом подолгу стал пропадать с ними, оставляя дела фирмы удручённому отцу. "Маленькому Фламу" было, что показать своим новым знакомым, - к их славянским, венгерским и румынским мотивам он добавил бережно передаваемый по наследству "Шимшони", в результате чего появлялись доселе невиданные мелодии. Отцу не нравилось увлечение сына, которого он стал называть "Хасар Маноах" ("Беспокойный"). Участились ссоры и разлады, в результате которых "Маленький Флам" окончательно порвал с семьёй и ушёл странствовать с бродячими еврейскими музыкантами. Во время этих странствований он оказывается возле цыганского табора. Музыка цыган очаровавает его, и он принимает решения расстаться с еврейскими музыкантами, поскольку, по его мнению, они противятся продолжению внедрения "Шимшони", и уходит к цыганам, которым его музыка приходится по душе.
Цыгане с "Маленьким Фламом" кочуют по восточной Европе и добираются до территории Византийской империи. Во время этих странствий рождается новый музыкальный стиль, на этот раз - еврейско-арабско-цыганский.
Византийская империя к тому времени рушится под ударами османов, цыгане начинают массово эмигрировать. Большая их часть, в том числе и "Маленький Флам" со своими друзьями, к середине 15-го века оказывается в Испании, в Андалусии. Поселившись в Севилье, откуда зв 400 лет до этого бежали его предки, "Маленький Флам" продолжает работать над новым стилем, вплетая в него испанские мотивы и сочетая его с танцем. Он хочет назвать этот стиль привычным именем "Шимшони", но, посмотрев на положение еврейской общины Севильи, с трудом восстановленной после погрома 1391-го года и полностью лишившейся былого величия и влияния, решает не выпячивать еврейское происхождение (тем более, что еврейское имя имя Маноах плавно трансформировалось в испанское прозвище "Мано" ("рука"), данное его владельцу за фантастическую технику игры на гитаре), в результате чего стиль получает называние "солеа", а песни и танцы - "солеарес" (видимо, потому что похоже по созвучию на "солеадо" ("солнечный", что является примерным переводом имени Шимшон). Они-то и явились основой всемирно известной испанской музыки.
А прозвище "Маленький Флам", данное Маноаху украинцами, звучало как "Фламенко".
Приколы,
0104