Оригинал взят у
soslan_oss в
Геноцид 1920 года: заключениеПосле долгой паузы поставлю точку в постах про геноцид 1920 года. В качестве эпиграфа решил взять короткий текст Руслана Бзарова, касающийся тех событий, а точнее - реакции осетинского общества на них. Реакция эта является следствием определенных ментальных установок осетин, которые, на мой взгляд, Руслан Сулейманович описал очень точно и лаконично.
"Осетинское общество организовано на гражданских, а не этнических началах, в Осетии не принято оценивать человека по его религиозной, национальной, вообще групповой принадлежности - зато учитываются личные качества и полезная деятельность. Но гражданский, индивидуальный, личностный принцип диктует свои жесткие законы. Суровый рыцарский идеал народной культуры требует готовности к испытаниям и самопожертвованию, исключает жалобы, жестко осуждает вербальное проявление слабости. Стенания - даже по поводу войны и геноцида,- в Осетии не могут тиражироваться вне поминальной обрядности. Типовой осетинский ответ любым репрессиям и геноциду - не сдаваться, стоять до последнего. И молчать, потому что рассуждения об опасности провоцируют чувство самосохранения. Как этот народ умудрился выжить - историческая загадка.
Не осетинская сдержанность и миролюбие, а осетинское молчание после событий 1920 года способствовало новым виткам геноцида. Вывод простой: сохраняя сдержанность и миролюбие, от молчания необходимо отказаться во что бы то ни стало. Прощать истребление собственного народа - тоже преступление, потому что оно провоцирует рецидив. Мы будем говорить о геноциде и добиваться его международного признания. Пять тысяч уничтоженных и двадцать пять тысяч изгнанных в одном только 1920 году - это половина населения Южной Осетии. Если прибавить к этому число расстрелянных, замученных в лагерях в 1920-е и 1930-е годы, число выброшенных на Северный Кавказ в 1940-е, число намеренно рассеянных по Грузии и другим республикам СССР в 1950-е и 1960-е - цифры получаются страшные. Пережившая события 19 и 20 столетий и все еще существующая южная ветвь осетинского народа - настоящее чудо, пример сверхчеловеческой жизнестойкости, подвиг исторического и культурного самоутверждения".
"Как этот народ умудрился выжить" - вопрос на самом деле интересный. Я много раз думал над этим в контексте истории Южной Осетии даже последних 20 лет, не говоря уже и более ранних временах. Это отдельная тема, к адекватному раскрытию которой я пока не готов.