неоднозначно.
основным уроком оказались смирение и терпение. вот чего уж не ожидала. а причина проста - 5 дней отсидки в плохой погоде на хребте. без снежной стенки - потому что снега было по щиколотку, без печки - ну понятно почему - потому что на хребте, без малейшей видимости... Зато :) со шквальным ветром, ливнями внутри шатра, температурой за 39 у большей части группы, ну и конечно - с ощущением безрезультатно утекающего драгоценного походного времени.
много всего было, и в то же время - ничего не было, вот такой парадокс в моей голове... маршрут не пройден, есть ощущение неоправданных надежд, и в то же время нет сожаления, что так вышло. попробую создать небольшую цепочку.
Очень быстрые сборы, скомканная подготовка, но вроде ничего в Одессе не забыли. Поезда превращены в швейный цех. Впереди Черногорье-Мармарош-Свидовец, двойка планируется "жесть", 3 самых "крутых" Карпатских хребта, но мы не ищем легких путей, это понятно уже давно. Группа разная - 4 опытных девушки + 2 опытных парня + 5 неопытных парней. Главная фраза похода - "слушай мудрую женщину".
1й ходовой день - подъем под Петрос. Уже становится понятно, что один паренек не тянет. В принципе это было понятно еще в Одессе, считаю, что Юлька сильно ошиблась, взяв его в поход. Потом, когда все закончилось, глядя на него, я вспоминала себя в ситуации, когда поход оказался не по зубам, это закончилось травмой.
2й день - перемычка Петрос-Говерла. Идем очень медленно, хоть и на лыжах, очень много ждем двух наших "мальков", холодно, на открытых местах ветер заставляет сильно наклоняться вперед. Я медик в группе, изза этого чувствую необходимость заботы о слабых - иду за Сашей, постоянно твержу скороговорку "не-забывай-про-палки-скользи-а-не топай-быстрее-не-останавливайся", потом эстафету приняла Юлька - взяла, пусть отдувается :) Ветер все сильнее, идем в молоке, очень красиво, но стремно незаметно выскочить на траверс Говерлы. Очень сильный ветер, мы кричим друг другу и ничего не слышим, нас четверо, большая часть группы где-то сзади, надо искать домик-экопункт перед говерлянским взлетом, чтобы передохнуть и пообедать. Заметили. Обмерзший, без потолка... Обустраиваемся - свист - выбегаю с Андрюхой наружу и на автомате - вниз, там кто-то лежит. Саша. обмяк. Снимаем рюкзак, затаскиваем в домик. Вроде пришел в себя. Не знаю - колоть ему что-то или не стоит. Страшно. Чай, обед - все такой же бледный, но хоть в адеквате. Нужно идти дальше, пойдем траверсом. Наверно хорошо, что ничего не видно, из летних воспоминаний - траверс Говерлы проходит под большим углом. Постоянный контроль - где Саша. А потом... ну в трех словах - темнеет, надо бы спускаться вниз, потому что тут херово, Юлька бегает кругами с GPSом, мы много ждем, мерзнем, совсем темно, пытаемся спускаться - выходим на склон с карнизами и трещинами - "Все, ***, назад!!! по следам!!!" вернулись обратно на хребет, "лагерь будет здесь!" ловим на ветру шатер, бьем ледорубы с наветренной стороны... вроде внутри, как хорошо, что не нужно сопротивляться силе ветра...
Ночью сломался шток шатра, стоим на 2х секциях. Никто почти не спал - так сильно полог бился на ветру. А потом... потом потянулись 5 беспросветных дней. Молоко и шквальный ветер. И выход в туалет, как в открытый космос. Хотя вру - 1 ясная ночь была все же. Прекрасная. Спасибо ей - потому что напомнила, зачем мы здесь - Хребет прекрасен. Особенно под ясным небом, особенно под полной луной. Но потом снова - ветер, 11 человек на 6 квадратных метрах, потолок обмерзает и висит над самым полом, по утрам это все тает и течет на нас, на спальники и вещи. 31го ветер был самый сильный и у нас сорвало несколько оттяжек, шатер стал закручиваться вниз по склону. Пока двое снаружи вбивали все обратно, мы изнутри сопротивлялись силе ветра, а он не хотел становиться тише. Мне было страшно. Думаю, многим тоже. А новогодняя ночь была тихой. Мы так надеялись успеть спуститься вниз и встретить Новый Год с печкой и елкой, но не вышло. Елкой был многострадальный шток, харьковчане спаяли гирлянду с батарейками, туда же повесили пару шаров, тортик, письма, пару телефонных звонков, загаданные желания... И еще 2 дня отсидки. Теперь уже температура на постоянном минусе и продолжает падать. Заканчивается бензин... Мы играем во все мыслимые и немыслимые игры, спим, болеем, думаем (надеюсь).
На шестой день мы пошли вниз. Откуда стояли. В молоке. Пока откапывали шатер и все, чем его крепили, четко было видно, кто в первый раз, а кто нет. Если холодно (а было очень холодно), нужно двигаться и - главное - работать. Карнизов не было и на том спасибо. Очень крутой склон, под тонким слоем снега - фирн, бьем ступени. А вон и тот домик, который мы искали, но мы уже идем мимо, вниз, в Заросляк. Внизу очень красиво, заснеженные елки, дорога, у меня все внутри рвется - пробежать бы еще хоть пару дней!.. Но мы идем вниз. А потом все быстро - Ворохта-Львов-Одесса. Не успела оглянуться. Хоть "до свидания" успела сказать...
Из воспоминаний - на второй день пурги утром просыпаюсь и отрешенно думаю - это не я. это не со мной. как же хочется сейчас закрыть глаза, открыть - а я не здесь. А потом смирение. я здесь.
31го числа, как раз перед тем, как сорвался сильный ветер, возникло острое желание дать весточку о нас туда, вниз, чтобы пожелали удачи. что я и сделала. была четкая надежда (даже вера), что их массовое сознание поможет нам. Может и помогло...
еще вот такое - как мой организм приспосабливался к необходимости идти/ждать/ждать/идти в полной неопределенности, в темноте, по склонам под ветром. И не паниковать. Он просто отключал часть сознания. Четко помню - пока иду - оно работает на безопасность перемещения. Пока стою и жду - как бы закуклился и отключился. Такой себе экономный режим. Я в нем очень долго смогла бы идти. Другой вопрос, что бы было, если бы мне пришлось отвечать за линию движения и общую безопасность. но это уже другой уровень...
вспоминала книги и статьи, прочтенные перед отъездом. читала "Через Антарктику" - про трансантарктический переход Фукса и Хиллари. там условия куда суровее, и пурга совсем другая, а люди работают и идут сквозь нее. Еще читала про женскую экспедицию на Северный полюс. Оттуда несколько мыслей, которые запомнились мне и помогли потом.
"Замечено, что, если нет вокруг жилья на доступном расстоянии, легче противиться пурге. Тут выходишь на уровень самостоятельного существования. И наоборот, особенно тяжело давит на психику пурга, когда жилье скрывается где-то рядом... На самом деле, уйти от избы нужно было психологически. Может быть, все это покажется искусственным и странным, но, поверьте, нет страшнее занятия, чем искать жилье во время пурги - искать и не находить. Я думаю, что такой страх дает 99 смертей из ста."
"Бывали дни, когда в меховых рукавицах леденели пальцы, даже при быстром лыжном ходе. Но все время сохранялся некоторый нервный запас "холодовой усталости". Мы научились его чувствовать и даже подсчитывали, как, например, запас продуктов, который мы считаем не на килограммы, а на дневные рационы. Так же дискретно, по дням, мы экстраполировали свое состояние"
"Лежа в палатке под пургой, я иногда пытаюсь проследить мысленным взором паточную нить, идущую из глубины тысячелетий. Пустыни и песчаные бури. А как прижимали к земле свои палатки талантливые туареги, ведь удар песчаной пурги посильнее, чем снежной? И начинаю ощущать, какая она древняя и строгая, эта наука о путешествиях. Она всегда учила скромности. Ведь человек, который открыл глаза свои на мир, начинает справедливо видеть себя в нем. Интересная игра обстоятельств, а может быть, просто слов: я открываю глаза на мир во время пурги, а ресницы спаяны льдом."
(
Если кому-то интересно)